Парижские письма протоиерея Иосифа Васильевича Васильева к обер-прокурорам Святейшего Синода и другим лицам с 1846 по 1867 гг.

Парижские письма протоиерея Иосифа Васильевича Васильева к обер-прокурорам Святейшего Синода и другим лицам с 1846 по 1867 гг. - Письма №№ 55 и 56.

(6 голосов4.3 из 5)

Оглавление

Письма №№ 55 и 56.

В двух письмах №№ 55 и 56 протоиерей Васильев рассказывает новому обер-прокурору о переходе жителей с. Кергез, на острове Корсике, из унии в Православие, об обращении их к Афинскому Митрополиту Феофилу с просьбой о присылке им священника и об отправлении туда архимандрита Версиса.

«Ваше Сиятельство,

М. Г., Граф Дмитрий Андреевич![146]

В начале текущего года на острове Корсике, в с. Каргез (Carghese), населенном греческими колонистами, униатами по вере, произошло волнение, кончившееся возвращением семидесяти пяти семейств в недра Православной Церкви. Причиной этого движения было незаконное отрешение от должности епархиальным латинским епископом священника с. Каргез. После тщетных объяснений и ходатайства в пользу их пастыря, прихожане объявили, что они оставляют папскую церковь и возвращаются к вере их отцов.

Вслед за сим они обратились к Афинскому Митрополиту Феофилу с просьбой прислать им православного священника для принятия их в Православную Церковь и для последующего удовлетворения их духовных нужд. Выбор Афинского архипастыря пал на архимандрита Версиса, человека очень богатого и просвещенного, который проживал в Париже для поправления своего здоровья. Вместе с тем Преосв. Феофил внушил ему посоветоваться со мной о способе совершения этого дела, а равно позаимствовать у меня необходимые для сего церковные средства и принадлежности.

Предмет собеседования нашего был способ принятия в Православие приходящих из латин. Собеседник мой скоро сознал неосновательность повторения крещения над вступающими в Православие папистами; но не решался следовать своему убеждению по страху пред обычаем Православного Востока. Этому страху я противопоставил опасение в неуспехе возложенного на него, архимандрита Версиса, святого дела; ибо вероятно, что ищущие Православия жители Каргеза не согласятся на перекрещивание. Окончательно же колебание архимандрита Версиса исчезло при указании на недавно бывший (в 1862 г.) пример принятия в Православие без повторения крещения пятидесяти тысяч мельхитов-униатов. Запасшись у меня Св. миром и существенными принадлежностями богослужения, архим. Версис отправился на Корсику в Великий Четверток. Посольство его есть только временное, имеющее ограничиться принятием желающих в Православие и установлением церковного порядка. В скором времени он возвратится в Париж, а к новообращенным будет прислан священник из Афин.

Это радостное само по себе событие может сопровождаться выгодными последствиями для Православной Церкви во Франции. Ибо возвратившиеся в Православие корсиканские греки, будучи французскими подданными, обратились к здешнему министру вероисповеданий с просьбой об узаконении существования Православной Церкви во Франции. Можно предвидеть и опасаться многоразличных враждебных влияний в сем деле. Но закон и обычаи в пользу оного.

Призывая на Вас, сиятельнейший граф, Божие благословение, с совершенным почтением и пр.

Париж, 6/18 апреля 1866 г


[146] Гр. Дмитрий Андреевич Толстой окончил курс в Импер. Царскосельск. лицее; в 1843 г. — поступил в собственную Е. В. канцелярию; в 1847 г. — чиновник особ. поручений при департ. дух. дд. и иностр. исповеданий; в 1848 г. — камер-юнкер; в 1851 г. — вице-директор департ. дух. дд. и иностр. испов.; в 1853 г. — директ. канцелярии морск. мин.; в 1856 г. — д. с. с.; в 1858 г.— камергер; в 1859 г. — гофмейстер; в 1860 г. — член главн. правления учил.; в 1861 г. — управл. департ. народн. просв. и сенатор; в 1864 г. — доктор философии; в 1865 г. — обер-прокурор Св. Синода; в 1866 г. — мин. народн. просвещ. с оставлением в д. об.-прокурора; в 1880 г. — уволен от д. мин. нар. просв. и об.-прокур. Св. Синода, и назнач. чл. Госуд. Совета; в 1882 г. — презид. Акад. наук и мин. внутр. дд. Ск. 25 апр. 1889 г.

Комментировать