Парижские письма протоиерея Иосифа Васильевича Васильева к обер-прокурорам Святейшего Синода и другим лицам с 1846 по 1867 гг.

Парижские письма протоиерея Иосифа Васильевича Васильева к обер-прокурорам Святейшего Синода и другим лицам с 1846 по 1867 гг. - Письмо № 7.

(6 голосов4.3 из 5)

Оглавление

Письмо № 7.

Седьмое письмо о. Васильева к Сербиновичу говорит о составленных им заметках по весьма важному и интересному вопросу: «Законодательство Французского Государства относительно к вероисповеданиям». К сожалению, заметок этих в деле не оказалось и даже не видно, куда они были переданы. Здесь же о. Иосиф говорит о начале борьбы ультрамонтан с протестантами и о действиях папы Пия IX, подрывающих папское достоинство.

«Честь имею представить Вашему П-ву начало моих заметок о законодательстве Французского государства относительно к вероисповеданиям: очень интересным и даже необходимым я почел ближе познакомиться с условиями гражданского существования того вероисповедания, последователями которого я окружен. Здесь встретил я много нового; потому что в Академии нам дают понятие о различных вероисповеданиях только в общих чертах, более со стороны догматической, не касаясь временного их существования: от того существуют у нас ложные понятия о независимом существовании католической-римской церкви во Франции, точно так, как у Западных вкоренились ложные мнения о порабощении католической Восточной Церкви в России. Отец протоиерей Вершинский[21] сообщил многое об отношении Французского правительства к римско-католической церкви (его статья была напечатана в Москвитянине № 6); но это не освобождает меня от труда — изучить этот предмет; и тем более, что в заметках о. протоиерея многие стороны опущены. Сии-то опущения преимущественно я изложу в моих записках. В журнале министерства народного просвещения я нашел сравнительную ведомость римско-католического духовенства во Франции и в России; один из русских вызвался перевести ее на французский язык и поместить в каком-нибудь из парижских периодических изданий; но этого нельзя сделать без некоторых поправок, потому что в ведомости есть неточности касательно жалованья духовенству, епархий и проч., верно она составлена по устаревшим известиям.

Теперь начинает прибывать в Париж множество моих соотечественников, в которых заметно усердие к церкви и желание построить храм; я снова недавно говорил об этом в посольстве, где и услышал совершенное согласие на благое желание русских. Секретарь нашего в Париже посольства г. Балабин в бытность свою в С.-Петербурге будет говорить об этом деле с графом Николаем Александровичем[22], хотят сделать прежде словесно, а после письменно.

Папа Пий IX делает скорые успехи в веротерпимости; недавно по его приказанию благословлен церковью брак римского католика из папских владений г. Векки (Vechi) с жидовкой Викторией. Брак этот совершен гражданским образом в Марселе при покойном Григории XVI (в 1842 г.), который отлучил от церкви вступившего в брак. Настоящий Папа своими действиями совершенно подрывает папское достоинство; потому что опирается на волю народа, которого игрушкой со временем будет Папа: по крайней мере, преемники настоящего Папы не будут ему благодарны. Вместе с тем римский первосвященник не верен западному католичеству, потому что дружить с еретиками и враждует с сынами своей Церкви.

Родственник мой священник при нашем посольстве в Швейцарии Полисадов передал мне желание Вашего П-ва иметь книгу «Le Catholicisme d’Orient et d’Occident par Baader»; при сем удобном случае посылаю Вам эту замечательную брошюрку. Не знаю писал ли Вам о. Полисадов о состоянии своих дел в новом месте служения — оно не совсем благоприятно; возгорается междоусобная война неистовых протестантов радикалов с защищающими свои права загорными (Ultramontains) католиками; нашу церковь приказано посланником тайно вложить в ящики, и при начале войны она переедет вместе с посольством в Гельдеберг или Мангейм. Можно думать, к сожалению, что прекрасная капель пострадает от этой перекладки: так удобно и прочно она была приспособлена к дому, в котором помещалась. Слава Богу, что хотя к этому времени назначен туда священник!

Вместе с вышеозначенной книжечкой предлагаю просвещенному вниманию Вашего П-ва недавно точно составленную и аккуратно изданную карту Франции в церковном отношении[23], — прекрасное вспомогательное средство для узнавания статистики римско-католической Церкви во Франции.

Вероятно, недели через две пребудет в С.-Петербург священник Тирьон, который нашел случай совершить этот путь на счет генерала Чиревина. Путешественник не объяснил мне порядочно цели своего переселения; кажется, он сам не может дать себе в этом отчета. Найдя жизнь свою в Париже бесполезной и трудной по содержанию, он надеется принести в России некоторую пользу; он думает заниматься полезными переводами на французский язык.

После поправления моего здоровья, которое было расстроилось переменой времени года, я снова принимаюсь за преподавание уроков по домам; о. диакон разделяет со мною этот труд.

Париж, 5 / 17 октября 1847 г.»


[21] Настоятель Парижской церкви.

[22] Гр. Протасов — обер-прокурор Св. Синода.

[23] Находится в деле Канц. обер-прокурора. № 37475

Комментировать