Парижские письма протоиерея Иосифа Васильевича Васильева к обер-прокурорам Святейшего Синода и другим лицам с 1846 по 1867 гг.

Парижские письма протоиерея Иосифа Васильевича Васильева к обер-прокурорам Святейшего Синода и другим лицам с 1846 по 1867 гг. - Письма №№ 48 и 49.

(6 голосов4.3 из 5)

Оглавление

Письма №№ 48 и 49.

Летом 1861 года о. Иосиф, пользуясь отпуском, прибыл в Петербург и понятно вел неоднократные беседы с графом А.Н.Толстым[127], который перед отъездом о. Иосифа в Париж просил его о высылке греческого шрифта, матриц, а также разных учебников и греческой Библии. Не получая долго вышеупомянутых предметов, граф Толстой в декабре 1861 года напомнил об этом протоиерею Васильеву. На сие письмо о. Иосиф отвечал двумя следующими письмами:

«Прошу извинения в медленности исполнения поручений Ваших касательно высылки греческих учебников и матриц для греческих букв. Первое, конечно, было не трудно, а второе требовало некоторого времени; ибо я должен был осмотреть пять литейнословных фабрик, из коих две за городом. Связанные специальностью и патентованными правами, французы и в греческих буквах ограничивают свою промышленность известным родом. Имею честь приложить при сем разные образчики; извольте выбрать из оных, и верно и ясно отметить, какие буквы Вы желаете. Матрица каждой буквы стоит два франка с половиной. Полный же состав всех букв с ударениями, запятыми и проч. будет стоить около четырехсот франков. Я полагаю, что нужны матрицы трех разных шрифтов, ибо в каждой книге есть или вносные слова, или заглавия, или замечания, которые печатаются отличным от текста шрифтом. Буду ожидать для исполнения Ваших определенных приказаний. Не уверен, будете ли Вы довольны посылаемыми мной с сим же курьером греческими учебниками и упражнениями; это самая крупная печать, какую я только мог найти. Книги четки и отчетливы, но буквы, кажется, не довольно велики. Третий существующий учебник грамматики и упражнения Дюбнера (Dübner), еще мельче. В этих родах изданий избегают крупной печати из опасения увеличить объем книг, которые сделались бы от того неудобоносимыми и неудобоупотребительными в руках учеников.

Считаю долгом приложить при сем на усмотрение Вашего С-ва книжицу, напечатанную иезуитом Гагариным, в которой автор посвящает значительное число страниц на описание русских учреждений в Иерусалиме. Русский отщепенец, запасшись бородой, отправляется в Болгарию уловлять неискусных. Пятого сего декабря постила нашу церковь Императрица Евгения; это было в четвертом часу по полудни. Оставшись в церкви двадцать минут, Ея Величество осмотрела оную до подробностей и насколько раз высказала свое одобрение и восхищение. Для меня приятнее всего было слышать отзыв ее о благочестивом и молитвенном впечатлении, какое производит новосозданный храм. По вызову Императрицы Евгении я объяснил ей различия между Православно-Католической и Римской Церквями. О Папе она не сделала никакого замечания; о происхождении Св. Духа сказала, что не понимает тонкостей Богословских; о причащении под двумя видами заметила, что так было в древней Церкви; о чистилище сделала суждение, что мы согласны в главном в молитвах за усопших. Выходя из церкви, Императрица перекрестилась и сделала латинский поклон, называемый révérence. Труды мои по зданию не кончились, теперь исполняю самые неприятные, свожу счеты и делаю проверку и окончательные уплаты. Еще не уяснил, сколько останусь в долгу: архитекторы обманули мою бдительность, учинили значительные передержки. Но Бог милостив! Вместе с сим оканчиваю исправленное и дополненное издание (второе) молитвослова на французском языке, а равно и литургии с некоторыми объяснениями в сносках. Не замедлю поднести сии книги Вашему С-ву.

Несмотря на мнение Вашего С-ва, недостало у меня духу прекратить издание «L’Union Chrétienne»; скажу более, это было против моей совести. Подобает делати дондеже день есть. Три есть святое число, увидим, что речет нам Господь по окончании третьего года существования листка. Если не будет плода, т. е. ознакомления Запада с Православной Церковью, то Праведный Судья не осудит мои намерения. А люди пусть судят, как хотят. Русских в эту зиму не так много, как в предшествовавшие. Слава Богу! меньше путешествия без цели, меньше рассеяния.

В заключение считаю долгом свидетельствовать, что по здешней православной церкви, которой считаю себя недостойным служителем, и по причту все обстоит благополучно.

Париж, 20 декабря 1861 г./1 января 1862 г.»


[127] См. выше письмо № 28.

Комментировать