Парижские письма протоиерея Иосифа Васильевича Васильева к обер-прокурорам Святейшего Синода и другим лицам с 1846 по 1867 гг.

Парижские письма протоиерея Иосифа Васильевича Васильева к обер-прокурорам Святейшего Синода и другим лицам с 1846 по 1867 гг. - Письмо № 47.

(6 голосов4.3 из 5)

Оглавление

Письмо № 47.

«Судя по известям вашим, подняты важные вопросы о преобразовании внешнего быта Церкви, в особенности же духовенства. Самый капитальный, по-моему, есть о воспитании будущих пастырей Церкви. Боюсь только одного, что ограничатся регламентацией и внешними улучшениями. Это хорошо при богатстве сил внутренних, при верности и живости стремлений. У нас же нужно пробуждать внутреннюю жизнь; а этого можно достигнуть только личным действием наставников-руководителей, у которых духовный закон и правила должны быть в духе, сердце и поведении. Можно найти несколько таковых и приставить их к центральному делу. Сверх того, пусть Синод, хоть по побуждению Обер-прокурора, чаще, каждые два месяца, пробуждает архиереев напоминаниями, внушениями поставить духовных воспитанников в сознание их призвания и долга. Действием постоянным, духовным (не указами, которые есть дело административное), теплым, можно возбудить усыпленную силу. Тогда и проекты, и регламенты будут к делу и к пользе. Обяжите Митрополитов быть в академиях, а Архиереев в семинариях, по крайней мере, каждые 15 дней; ведь эта обязанность важнее разбирательства дрязг, которые можно поручить другим. Время действовать в опасении, как бы не явилось роковое il est trop tard! Революционная разрушительная сила не только нападает на Церковь извне, но что гораздо опаснее вкралась в саму Церковь. Недавно мне случилось видеть здесь трех молодых наставников семинарий; я ужаснулся их склонности все порицать, отрицать, не повиноваться и говорить с жаром о преобразованиях, которые повели бы к ниспровержению Православного благоустройства Церкви. И таково, по их уверению, все молодое поколение наставников!

Вострепетал бы я за Церковь, если бы не верил особому покровительству над ней Христа Спасителя. Вымести этих господ рационалистов, прикрывающихся маской Православия, вымести их безотлагательно из духовных заведений.

Духовенство хотят обеспечить жалованьем. Не знаю в какой мере это возвысит пастырей Церкви. Казенное содержание есть способ ни Апостольский, ни Православный. Через это произойдет разделение пастырей от народа. У нас и то чересчур много казенного в Церкви, неужели нужно еще сделать священников чиновниками? Сколько народ ропщет на священников (худых) за вымогательство и сколько журналисты не преувеличивают этого ропота, все же лучше того равнодушия, которое непременно воцарится между священником и приходом в случае жалованья. Спросите статистику: исправило ли жалованье духовенство? Нет. Доброму пастырю даже бедняк дает с радостью. Оставьте священникам землю и доход с внушением им долга и соблюдением надзора за ним: через это не отступим от правила и примера Св. Павла. Священник должен жить частью трудом, трудом патриархальным и помощью, по слову Божию, не унижает служителей слова и не обедняет дателей. Лучше приложить к духовенству систему помощи, принятую в Морском Министерстве, то есть обратить эту помощь на детей. Таким образом достигается двоякая цель: помощь отцам и воспитание детей. Всего лучше, мне кажется, быть преобразователем консерватором, особенно в Церкви, где не только основы, но и обычаи святы, и опасно их трогать. Но нет возможности в письме раскрыть эту мысль вполне.

Я также не за уменьшение духовенства, которого у нас и так немного. Диаконы не необходимы, но в России любимы; а при улучшении их воспитания будут и полезны. Разве внутри России у нас так много грамотных и понимающих людей, что нужно уменьшать их число, вместо того, чтоб с пользой употребить их, особенно в настоящих обстоятельствах? Нужно думать об умножении доброго духовенства, начиная с Епископов, которых у нас крайне недостаточно. Во Франции, на ничтожное пространство сравнительно с Россией и на половину жителей сравнительно с нашим отечеством, около 90 Епископов, а у нас около 60. Ошибочная и материалистическая мера приспособлять быть Церкви к финансам: деньги родятся и найдутся для добра.

Не думаю также, что можно заманить дьячков наемниками — певчими. Да и не будет ли это, если сделать абсолютно, отступлением от устава Церкви, где существуют степени чтеца, свещеносца, с молитвами при их посвящении. Пока не будет распространена церковная грамотность между народом, а равно в известных частях богослужения, — всеобщее пение, дотоле замена дьячков наемными людьми поведет к неустройству. Я все веду к тому, что надо отменять, не ломать, а существующее улучшать, что совершенно возможно. Вы говорите о собрании, по осени всех членов Синода для рассуждения о сих делах, касающихся до основ устройства Церкви; не было ли бы полезно увеличить число членов этого собрания призванием других архиереев? Это был бы первый шаг к будущему собору.

Комментировать