Парижские письма протоиерея Иосифа Васильевича Васильева к обер-прокурорам Святейшего Синода и другим лицам с 1846 по 1867 гг.

Парижские письма протоиерея Иосифа Васильевича Васильева к обер-прокурорам Святейшего Синода и другим лицам с 1846 по 1867 гг. - Письмо № 46.

(6 голосов4.3 из 5)

Оглавление

Письмо № 46.

Письмо о. прот. И.Васильева к Сушкову от 30/18 июля:

«Аббат Гетте формально присоединен мной к Православной Церкви 14 числа накануне дня Св. Владимира. Имя этого святого он присовокупил к своим латинским именам; стал он теперь отец Владимир Гетте. Просветитель России пришелся по сердцу нашему аббату, потому что он не хотел ничего принять от Пап и прогнал его миссионеров. В день своего присоединении, о. Гетте был одет в рясу и подрясник, которые я ему сшил и подарил. В 9 часов утра перед Божественной литургией, я сказал о. Гетте в церкви не большую речь, где напомнил ему его исповедание веры и заклинал остаться верным Православию до последнего издыхания. Гетте со слезами утвердил свою веру, и я прочитал над ним присоединительную молитву. За тем он исповедался, и за литургией приобщился Св. Тайн, надев по уставу епитрахиль. Это был день всеобщей радости. Теперь при Богослужении о. Гетте стоит всегда в алтаре. Митрополит кроме грамоты, разумно написанной, написал о. Гетте прекрасное письмо, полное разума, вежливости и пастырской любви. Наш новоправославный был глубоко этим тронуть словом, тысячу раз слава Богу! Это дело приведено к вожделенному концу.

«L’Union Chrétienne» идет, по-прежнему, чувствуется по временам ваше отсутствие в редакции, ибо участие Ваше прибавляло ретивости. Помоги Вам Бог сделать что-нибудь для этого листка, невыразимо будет больно, и стыдно перед латинами, если придется прекратить издание. Да не оставьте нас своими статьями, именно сведениями о состоянии Церкви и духовной литературы в России. Каковы Гг. Штутгартские! Они явно говорят, что нужно уничтожить «L’Union Chrétienne», как журнал слишком приверженный к старому Православию. Они, видите, изобретают новое. В моем ответе на замечание «Православного обозрения» я выдрал за уши пустозвонного реформатора, диакона Репловского. Обратите внимание, кого следует, на это внутреннее разрушительное поправление: «враги человеку домашние его», сказал Спаситель… Недавно был у нас Г. Водеворт известный англиканский доктор богословия; он уверяет, что наш журнал может преобразить Италию и предложил свое содействие — сделать журнал органом в этой стране хаоса[125]. Церковь наша как бы приобретает больше благолепия со дня на день; таже толпа зрителей. Новое то, что певчие стали петь гораздо лучше, благодаря некоторым советам гр. Саллогуба. Теперь я поставил кафедру и начал еженедельное проповеданное. Мой ответ кардиналу Бональду вызвал маленькие замечания Августина Голицына, которые он напечатал в «L’Union de 1’Ouesl», ничтожном Анжерском легитимистическом листке. Этот последний труд вашего противника ниже всего что он писал; c’est tout dire! Гагарин недавно сказал M-me Alexandra, что он рад вашему удалению из Парижа. Ведь это вам аттестат. Не забудьте его вашим вниманием и в Петербурге. Наш иезуит возвратился из Болгарии очень недовольный: «Булгары», говорит, «глупы, греки хитры, русские мешают делу». Не может понять как один взгляд на Нептунскую бороду не обратил весь Восток к папству[126].


[125] Все известнейшие английские богословы, приезжающие в Париж, является в редакцию «L'Union Chrétienne», знакомятся с отцами Васильевым и Гетте; в особенности возвращающиеся английские миссионеры из Италии. В южной Италии образовалось общество из 51 т духовенства и богословов, под председательством En. d’Ariano, который стремится низвергнуть злоупотребления папизма, желая обратиться к древности и чистоте первобытной веры, но вследствие тысячелетнего заблуждения, латины утратили пути к истине, и их необходимо руководить. Общество принялось за чтение «L'Union» и двоекратно поручало через приезжающих в Париж выразить свое сочувствие редакции.

[126] Наши жалкие отщепенцы: Гагарин, Мартынов, Балабин, употребляемые на Востоке, равномерно и другие интриганы, отправляемые в эти страны, отпустили все бороды, и делают некоторые изменения в одежде своей. У Глаголина преуродливая и пресмешная бородка (примечания Сушкова).

Комментировать