Парижские письма протоиерея Иосифа Васильевича Васильева к обер-прокурорам Святейшего Синода и другим лицам с 1846 по 1867 гг.

Парижские письма протоиерея Иосифа Васильевича Васильева к обер-прокурорам Святейшего Синода и другим лицам с 1846 по 1867 гг. - Письмо № 36.

(6 голосов4.3 из 5)

Оглавление

Письмо № 36.

Не содержащее в себе каких-либо выдающихся сообщений, настоящее письмо служит как бы препроводительным документом к посылаемым о. Иосифом графу Толстому книгам: «Марк Митрополит Ефесский» и «Георгий Схоларий» — перевод Л.Норова и первый N «Des études de théologie».

«Авраам Сергеевич Норов[95], в бытность свою в Париже, в настоящем году перевел с греческого на русский и отпечатал некоторые не изданные сочинения Марка Митрополита Ефесского и Георгия Схолария, бывшего впоследствии Константинопольским Патриархом под именем Геннадия. Почтенный переводчик, отправляясь из Парижа, выразил свою мысль не распространять своего труда, не уведомив о том духовную власть и не испросив благословения наших именитых иерархов и просил меня принять участие в исполнении сей христианской благопослушливости. Препровождая при сем пять экземпляров упомянутого перевода, покорнейше прошу Ваше С-во принять один, собственно, для Вас, два же представить Высокопреосвященным митрополитам С.-Петербургскому и Московскому с испрошением святительского их благословения трудившемуся над переводом. Остальные два экземпляра представляются в полное распоряжение Вашего С-ва. Появление в свет сего труда весьма важно в том отношении, что не оспоримо доказывает православные верования Георгия Схолария, которого оспаривают у нас латины, как принявшего Флорентийскую унию. Этой несправедливой мысли держался Киммель при издании «Libri symbolic! ecclesiae orientalis», где Патриарху Геннадию приписано исповедание веры с латинскими нововведениями.

Имею честь препроводить Вашему С-ву первый номер «Des études de tlieologie», издаваемых иезуитами. В нем помешена статья отступника от православия Ивана Гагарина, направленная против Хомякова. Гагарин выдает себя за усердного деятеля соединения Церквей Восточной и Западной и, по-видимому, продолжает план, изложенный в его книге: «La Russie sera-t-elle Catholiquе». В самом же деле он не верен этому плану, ибо в книге о соединении он подал надежду к уступкам со стороны Римской Церкви; в последующих же статьях о Папе и о причащении он показывается упорным и закоренелым защитником нововведений Папских. Был ли первый план только сетью для уловления, или Гагарин приведен был другими к перемене своих мыслей о соединении, во всяком случае от иезуитов нельзя ожидать никакого мира и единения. Иезуит Гагарин еще не возвратился из Иерусалима, куда он руководил римско-католических богомольцев. Несмотря на все выгоды, обещаемые паломникам учрежденной на сей предмет компанией, отщепенец мог набрать только пятьдесят товарищей, из коих, по собственному его сознанию, пять человек ничему не верующих, а путешествующих по любопытству. Не знаешь, чему удивляться —напряженности ли и постоянству усилий, или бесплодности труда.

Париж, 17/29 июня 1859 г.»


[95] Норов Авраам Сергеевич. Род. в 1725 г. Учился в благородном пансионе при Московск. Университете; поступил юнкером в гвардейскую кавалерию; в Бородинской битве был ранен в ногу, которую пришлось отнять; в 1823 г. перешел на гражданскую службу; в 1850 г. — товарищ министра народ. просвещения, а в 1854–1858 гг. был министром народного просвещ. Ск. в 1869 г.

Комментировать