Парижские письма протоиерея Иосифа Васильевича Васильева к обер-прокурорам Святейшего Синода и другим лицам с 1846 по 1867 гг.

Парижские письма протоиерея Иосифа Васильевича Васильева к обер-прокурорам Святейшего Синода и другим лицам с 1846 по 1867 гг. - Письмо № 34.

(6 голосов4.3 из 5)

Оглавление

Письмо № 34.

Посылая графу А. П. Толстому насколько вновь вышедших в Париже книг о Православной Церкви, о. Иосиф обратил особенное внимание графа, на книгу «Ma conversion et ma vocation» барнабита Шувалова, который, по отзыву прот. Васильева, тщеславный и беспокойный, занимался пропагандой католичества среди русских, проживавших в Париже. Усиливавшееся размножение сочинений против православия сильно заботило о. Иосифа, почему он заканчивает настоящее письмо просьбою об указании мер для борьбы с этим течением.

Курьер, который везет это письмо, доставит вместе с оным врученные ему для Вашего С-ва книги: 1) Иезуиты пустили к нам красного петуха; 2) Замечания на римские письма Муравьева; 3) La Russie est elle schismatique? 4) Православный парижский календарь, изданный книгопродавцем Франком.

Чтение «Красного петуха» производит различное действие. Приверженцы Запада и вежливых выражений соблазняются (до известной степени справедливо) грубостью языка этой брошюры; коренные русские, одобряя намерение и основу мыслей, разделяют вместе с тем жар негодования автора. Иезуиты открыто уверяют, что непоследовательность рассуждений и преувеличенность выражений делают нападение на них «Красного петуха» безвредным, а тайно сознаются, что это явление для них весьма неприятно «cette malfaisante brochure jette sur moi un ridicule»[88], сказал иезуит Гагарин книгопродавцу Франку. Была мысль у приверженцев Лойолы хлопотать о запрещении ненавистной им брошюры; но их остановило то соображение, что правительство могло бы, по случаю их жалоб, запретить вообще печатание брошюр на русском языке, и, таким образом, отнять у них самих (иезуитов) способ нападения на Православную Церковь. Жаль, что полемическая книга в защиту православия, кроме неумеренности языка, заключает неточности в мыслях о православии и смутности в суждениях политических. Книжица «Замечания на римские письма А.Н.Муравьева» есть произведение пера какого-то кн. Николая Голицына. Ему же принадлежит и брошюрка «О возможном соединении…», которую я по ошибке приписал Трубецкому. По образу мыслей можно догадываться, что брошюрка «La Russie est-elle schismatique» одолжена своим бытием тому же автору, который изобрел новую систему соединения Церквей. По его рассуждению, Православная Церковь состоит в единении с Римской Церковью, не сознавая того, а сам он автор, сознавая разделение Церквей, состоит вместе с тем в соединении с Римом.

Проходя молчанием «Православный парижский месяцеслов» — явление не дурное, хотя и плохо составленное, осмеливаюсь обратить внимание Вашего С-ва на книгу барнабита Шувалова: «Ma conversion et ma vocation». Она только что появилась, и я не успел ее внимательно прочитать. Автор, в латинском монашестве получивший имя Августина, подражает формой сочинения своему блаженному Гиппонскому покровителю. Но он далек от Августина порядком, богатством мысли и силою доказательств. Впрочем, самая восторженность беспорядочная, мольбы и советы усиленные могут бросить смущение в слабые души. Барнабит Шувалов, восторженный, беспокойный и тщеславный, доставляет мне много работ и опасений. Без предварительных объяснений, по праву прежнего отдаленного знакомства, он входит в русские семейства, и с жаром и настойчивостью склоняет в папскую веру. В настоящее время он пристает и убеждает трех наших соотечественниц. С помощью Божией постоянно являюсь на брешь и отражаю противника. Шувалов проповедует по церквам и посылает приглашение к русским; некоторые из них — о стыд! из какой-то вежливости и любопытства идут на приглашение.

Как противоядие папским брошюркам существуют на французском языке: 1) Ответственное послание патриархов папе 1848 г.; 2) Другой ответ на тоже послание, приписываемое блаженно-усопшему патриарху Константию; 3) Question de l’orient et d’Occident[89]; 4) Quelques mots d’un Chrétien orthodoxe[90] (Хомякова); 5) Théologie orthodoxe[91]  Преосвящ. Макария и 6) имеющие появиться: «Суждение православного грека» и «Разговор между испытующим и уверенным…». Мне кажется полезным после наблюдения и отчетливого сознания результатов иезуитских нападений, написать полемическое сочинение на русском и французском языках, в котором, как говорится, нужно собрать семь пятниц в одну пятницу. Если же неутомимые козни окажутся безвредными, то покрыть их молчанием и забвением. Приняв смелость высказать мое мнение, всепокорнейше прошу Ваше С-во не оставить меня в неведении: как Вы изволите судить об усилении в Париже антиправославных сочинений и о способе действия против этого зла. «Аще бы ведал дому владыка, в кую стражу тать приидет, бдех убо бы и не бы дал подкопати храма своего» (Мф. 24:43).

По православной парижской пастве все обстоит благополучно. Пост встречен с подобающим времени покаяния благоговением. Наш маститый посол дал всем русским пример соблюдения отеческих преданий, отказавшись, по обязательству поста, от придворных приглашений и всех приемов и удовольствий на первую неделю Четыредесятницы. Это произвело весьма доброе впечатление и обратило внимание Императора Французов. «И Вы, батюшка, верно меня за это похвалите, сказал мне в неделю Православия после обедни Граф Киселев, верно держал я православный карантин». Не смею хвалить Вас, отвечал я, дабы не упразднить похвалы Божией. В первую неделю говело шестьдесят человек; во вторую только десять. Но так как Богослужение во весь пост ежедневно, то говеющие разделяются на все недели, а все-таки большинство останется к страстной неделе.

Сверх субботних вечерних собеседований, на которых бывают всегда более пятидесяти человек усердных, я произношу каждый пяток на преждеосвященных литургиях нравственные поучения. Хор певчих поет и выговаривает неукоризненно, что дало много благолепия Богослужению. Хор просит пять тысяч франков в год за пение по воскресным и великопраздничным дням. Я еще не мог окончательно объясниться с Г. послом об источнике этой суммы.

Постройка церкви идет успешно; уже подвал выведен.

Париж, 8/20 марта 1859 г


[88] Эта недоброжелательная брошюра делает меня смешным.

[89] Вопросы востока и запада.

[90] Насколько слов православного христианина.

[91] Православное богословие.

Комментировать