Парижские письма протоиерея Иосифа Васильевича Васильева к обер-прокурорам Святейшего Синода и другим лицам с 1846 по 1867 гг.

Парижские письма протоиерея Иосифа Васильевича Васильева к обер-прокурорам Святейшего Синода и другим лицам с 1846 по 1867 гг. - Письмо № 32.

(6 голосов4.3 из 5)

Оглавление

Письмо № 32.

После усиленных хлопать и множества затруднении о. Иосиф дождался, наконец, осуществления своего душевного желания — закладки православного храма в Париже. Этот столь дорогой для него день и описывает он в настоящем письме к гр. А.П.Толстому. Торжественная церемония собрала как всех православных, находившихся в Париже, так и массу французов, на коих церемония эта, судя по приложенным к настоящему письму газетам, произвела благоприятное впечатление.

«19 февраля / 3 марта в день восшествия на престол нашего Государя Императора совершено торжественное положение первого камня Православной Свято-Троицкой Александро-Невской церкви в Париже. Все русские и греки, пребывающие в столице Франции, были извещены заранее о предстоящем торжестве. Во избежание толков и предположении политических, власти здешнего Государства не были приглашены, исключая главных сановников города Парижа, каковы префект Сенского департамента и префект полиции. На основаниях строящейся церкви, возведенных уже на аршин высоты, были устроены два очень красивые палатки; одна для верующих, другая для священнослужащих. Последняя увенчана позолоченным крестом, а в средине украшена Св. иконами Христа Спасителя, Богоматери и Сошествия Св. Духа, и внутри оной поставлен благоукрашенный столец, на котором положены Животворящий Крест, Св. Евангелие и поставлена водосвятная чаша. В упомянутый высокоторжественный день, после Божественной литургии и установленного молебна, посол, члены посольства, консульства, а равно и все присутствующие, в полной парадной форме, отправились на место построения православной церкви (Rue de lа Croix). Священный обряд начался проследованием водоосвящения, после которого прот. Васильев произнес приличную торжеству речь, затем по окроплении Св. водою русских и французских монет и бронзовой доски с написанием[86] на оной храмовых праздников, времени и обстоятельств созидающейся церкви, Г. чрезвычайный посол положил оные в углубление, сделанное в краеугольном камне. Все сие покрыто мраморной плитой с изображением креста. На сей плите, окропленной Св. водою, положен камень прот. Васильевым, потом гр. Киселевым и другими именитыми присутствующими православными, в числе коих находился и греческий поверенный в делах. Церемония кончилась обхождением оснований церкви с Крестом и св. водою. Теплый весенний день благоприятствовал торжеству; около трех тысяч любопытных французов стояли на улице, удерживаемые от входа полицией. Кроме того, все окна и крыши соседних домов были покрыты любопытными. По отзывам всех, торжественный обряд закладки церкви произвел благодетельное впечатление. При церемонии присутствовали некоторые здешние архитекторы, которые о плане и фасаде церкви отзывались с отличной похвалой. Писатели же, бывшие свидетелями положения первого камня православной Русской церкви, описали сие торжество, каждый судя по своим взглядам и партиям, к которым принадлежит. Имею честь приложить при сем к сведению некоторые из этих описаний и отзывов[87].

Париж, 25 февраля / 9 марта 1859 г


[86] Вот это надписанные: «Лета 1859 19 февраля / 3 марта сей православный трехпрестольный храм заложен в благополучное царствование Благочестивейшего Государя Императора Всероссийского Александра II щедротами Его Величества, всего Царствующего дома, Св. Прав. Синода и пожертвованиями православных, начинанием же и стараниями прот. И.Васильева, по проекту проф. архитектуры Романа Кузькина, в присутствии чрезвычайного и полномочного посла при Императоре Французов Наполеоне III гр. Павла Дмит. Киселева, строительного комитета и строителя академика Ивана Штрома.

[87] Вырезки из газет: L’Union du 4 et 5 Mars; Le Norol du 5 Mare; La Presse de Jeudi soir du 3 Mars — находятся в деле к. о. п. 1858 № 219d Іо2с.

Комментировать