Парижские письма протоиерея Иосифа Васильевича Васильева к обер-прокурорам Святейшего Синода и другим лицам с 1846 по 1867 гг.

Парижские письма протоиерея Иосифа Васильевича Васильева к обер-прокурорам Святейшего Синода и другим лицам с 1846 по 1867 гг. - Письмо № 28.

(6 голосов4.3 из 5)

Оглавление

Письмо № 28.

В декабре 1856 г. К.С.Сербинович по поручению графа А.П.Толстого[79], писал протоиерею Васильеву, прося его собрать сведения о положении Духовных Училищ в Франции как епархиальных, так и содержимых иезуитами. Сведения, кои поручалось собрать, следующего содержания:

О Духовных училищах во Франции
А. В учебном отношении

  1. Как называются сии училища? Семинариями. Академиями или еще как?
  2. Сколько степеней или классов училищ, т. е. низшие, средние и высшие или только два класса?
  3. Какие предметы преподаются в низших, средних и высших? На сей вопрос нужен ответ подробный с указанием на руководства по коим преподают.
  4. Учатся ли языкам? Каким именно; поверхностно или достигают совершенного познания в них?
  5. На сколько классов разделяются ученики в училище?
  6. Подробное распределение часов и предметов учения в течение каждого дня и целой недели. Часы сидения в классах, часы, посвящаемые на повторение уроков и приготовление к оным, часы сна, обеда, ужина, отдыха?
  7. Есть ли различие в системе преподавания в Духовных училищах теперешней с той системой, которая существовала прежде?

Подробное распределение времени ученика в разных его возрастах и разных классах, т. е. когда просыпаются, умываются, молятся, сидят в классах, едят, играют, поют и ложатся.

  1. Сколько времени посвящают на молитву келейную, на Meditation, и сколько на молитву общественную; в комнатах или церквах?
  2. Доставить по одному экземпляру всех учебников со справкой о том, когда сии учебники составлены.
  3. Все сии учебники и руководства и вообще система преподавания, обязательны ли для всех семинарий во всех епархиях, или каждый епископ, независимо от начальства, вводит, что признает нужным?

Б. В хозяйственном и полицейском отношении

  1. В каких домах помещаются ученики? Приходят ли только учиться или проводят весь день и получают пищу?
  2. Какое бывает число учеников, живущих и приходящих?
  3. Как сии ученики одеты, однообразно и отлично от светских мальчиков или нет?
  4. Из какого состояния или класса набираются ученики в Дух. училища?
  5. Какая материальная жизнь? Пища? Соблюдаются ли посты? Время отдохновения; введена ли гимнастика, игры, гулянья? Царствуют ли строгость и порядок или распущенность? Какие наказания за лень и за проступки?
  6. Какие медицинские пособия? Какая разница в пище, одежде?
  7. Откуда набирают учителей и профессоров: из духовных или светских лиц?
  8. Наименование всего духовно-учебного начальства от главного до последнего чина?».

На это письмо прот. Васильев отвечал К.Сербиновичу[80]:

«Поручение Вашего П-ва относительно собрания сведений о духовных училищах во Франции и взгляда на методу взаимного обучения, я имел честь получить.

Несмотря на трудность дела, зависящую от несуществования ничего определенного, печатного и однообразного для всех епархий об устройстве и состоянии духовных училищ во Франции, я успел уже собрать достаточный запас требуемых сведений. При исполнении сего поручения я наблюдал внимательно строгую осторожность, к которой обязывало меня мудрое внушение Вашего П-ва.

Так как в начале прошлого февраля, по распоряжению нашего посла гр. П. Д. Киселева, мне предстояло путешествие в Россию, то намерение мое было лично представить на благоусмотрение Вашего П-ва наскоро собранные мною материалы касательно дух. училищ во Франции, а равно и дать объяснение об отправленных мною на имя Его С-ва гр. А. П. Толстого учебниках, употребляемых во французских дух. семинариях. Ныне же путешествие мое в Россию отложено, и я занимаюсь восполнением собранных сведений и правильным изложением оных. Надеюсь же иметь честь представить результат моих трудов в начале будущего мая месяца. Ибо я подал в наше посольство прошение об увольнении меня в отечество по делам службы, между которыми главное есть испрошенное нового Св. Антиминса в здешнюю церковь на место существующего, пришедшего в ветхость.

Всепокорнейше прошу Ваше П-во о благосклонном содействии к моему отпуску в Россию. Кроме дел служения, это будет для меня личным благодеянием, ибо со времени моего последнего путешествия в отечество (в 1851 году) прошло уже шесть лет, из коих два года пребывания во время минувшей войны в стране враждебной, тяжко утомили меня физически и нравственно. Совершение же Богослужения не потерпит остановки от моего отсутствия из Парижа, при существовании здесь второго священника о. М. Орлова, прибывшего в Париж в начале минувшего января месяца. Почитаю утешительным долгом свидетельствовать перед Вашим П-вом, что сей служитель алтаря исполняет свои обязанности исправно и с подобающим благочестием.

Париж, 10/22 марта 1857 г


[79] Ген.-адьютант гр. Александр Петрович Толстой род. 28 янв. 1801 г.; образование получил домашнее; на службу поступил юнкером в 1817 г.; в 1826 г. оставил воен. службу; в 1828 г. снова поступил на службу в кавалергардский полк ротмистром; в 1830 г. перешел на гражд. службу, с переименованием в коллежского советника и назначением камергером; в 1834 г. — д. с. с. и тверск. гражд. губернатор; в 1837 г. переименован в генерал-майоры и назначен одесским воен. и гражд. губернатором; в 1856 г. — обер-прокурор Св. Синода; в 1862 г. уволен от должности об.-прокурора и назначен чл. Госуд. Совета. Ск. в 1873 г.

[80] См. выше № 1.

Комментировать