Парижские письма протоиерея Иосифа Васильевича Васильева к обер-прокурорам Святейшего Синода и другим лицам с 1846 по 1867 гг.

Парижские письма протоиерея Иосифа Васильевича Васильева к обер-прокурорам Святейшего Синода и другим лицам с 1846 по 1867 гг. - Письмо № 27.

(6 голосов4.3 из 5)

Оглавление

Письмо № 27.

Упрочившийся государственный строй Франции и умолкнувший грохот Крымской войны дали возможность о. Иосифу снова возбудить свое ходатайство о построении православного храма в Париже, поэтому, не теряя времени, он в сентябре 1856 года писал А.И.Карасевскому[77].

В начале 6/8 текущего месяца я имел честь представить господину нашему чрезвычайному посланнику просьбу, с изложением побуждений и средств, об исходатайствовании соизволения нашего правительства на сооружение в Париже

православной церкви. Барон Филипп Иванович Бруннов[78] благосклонно принял мою бумагу и обещал деятельно содействовать к исполнению дела.

Узнав ныне, что вышеупомянутое дело послано к Господину Министру Иностранных Дел, князю Александру Михайловичу Горчакову, с весьма выгодным отзывом нашего чрезвычайного посланника в Париже, я считаю моим долгом представить Вашему Превосходительству копию с моей просьбы, всепокорнейше прося благосклонного содействия Вашего к совершению сего христианского дела.

С истинным почтением и пр.

13/25 сентября 1856г.»

Вот что писал прот. Васильев посланнику нашему в Париж:

«Ваше В-во Барон Филипп Иванович!

При несуществовании в Париже постоянного, России принадлежащего, помещения для Православной церкви, храм Божий нашего исповедания помещается в частном доме одного из жителей Парижа. Отсюда происходят неизбежные и весьма важные неудобства. Именно:

1) Недостаток места для православных богомольцев. В нашу парижскую церковь приходят молиться не только русские путешественники, коих число по временам бывает значительно, не только русские жены, находящиеся в замужестве за французскими подданными и сохраняющие веру отцов своих, но и все вообще православные христиане разных стран и народов, как то: греки, славяне и палестинские арабы. Без преувеличения число православных богомольцев в нашей церкви можно положить превосходящим тысячу человек, и я многократно, особенно в большие праздники, был свидетелем, что часть православных, помстившихся в церкви, не имеет возможности молиться от тесноты, а другая часть принуждена стоять вне храма под воротами дома. Между тем настоящее помещение церкви для частного дома весьма пространно, так что отнимает всякую надежду найти более пространное.

2) Невозможность благолепного украшения, приличного святости и величию православного обряда. Находясь в зависимости от владельца дома, который, по законам страны, может всегда (дав на то сроку шесть месяцев) выслать обитателей своего дома, наша церковь по необходимости обречена на печальную простоту, стоящую, без сомнения, ниже без простоты той обители, в которой Божественный Основатель Веры нашей совершил в первый раз Святую Евхаристию, ибо эта горница, по сказанию Евангелиста, была пространная и украшенная (Лк. 22:12). Бедность храма Божия допускалась христианами только в двух случаях: в истощении средств и гонениях.

3) Несообразность с постановлениями и обычаями Церкви. В чужом строении церковь устроятся, как позволяет расположение места, а не как определено святыми правилами: настоящая наша церковь в Париже направлена алтарем на Запад, вратами северными — на Юг, а южными — на Север. При могущем же случиться перемещении, иконостас, приспособленный к бывшему помещению, может не подойти к новому. А что будет на том месте, где стоял престол Божий, которое, по православному обычаю, навсегда должно остаться досточтимым и неприкосновенным? Мерзость запустения. Так, по крайней мере, случилось с прежде бывшим помещением церкви нашей (rue de Melay), где сделана увеселительная кофейная (Café Chantant).

Не верное и не выгодное понятие по нашей церкви во Франции. Сведения о православной церкви во Франции, распространяемые ошибочно или злонамеренно писателями, не могут быть исправлены одними писанными опровержениями; нужно доказательство наглядное, лучше всего действующее на простого не предубежденного человека. Таким доказательством не может быть малая и бедная капель, в коей не заметно благолепие православного богослужения, столь много говорящего чувствам, уму и сердцу.

Сообразно моему сану я излагаю только соображения чисто духовные и не касаюсь побуждений, происходящих из понятия о чести, славе и пользах России, как представительницы и защитницы православной веры.

По вышесказанным побуждениям и соображениям, осмеливаюсь просить Ваше Высокопревосходительство об исходатайствовании соизволения на построение благолепного православного храма в Париже, и имею честь изложить при сем как 1) нравственную возможность, так и 2) материальные средства к исполнению дела.

1) Касательно нравственной возможности могут представиться опасения сопротивления со стороны не веротерпимого римско-католического духовенства, не дозволения французского правительства и обычного непостоянства вещей во Франции. Но римско-католическое духовенство уже привыкло к существованию во Франции несогласных с ним церквей, видя и протестантские храмы и еврейская синагоги и мусульманские мечети. Даже в случае с его стороны сопротивления, внушения его, достоверно можно сказать, не будут приняты во внимание. Во Франции законом и обычаем постановлена свобода всех вероисповеданий. Правда вероисповедания разделены на признанные (reconnues) и терпимые (tolérées): но различие первых от последних состоит только в том, что служители признанных вероисповеданий (римско-католического, протестантского и иудейского) получают содержание от правительства, а служители непризнанных живут на собственные средства. В свободе же отправления богослужения они равны. Французское правительство уже дозволило построение церкви англиканской в Париже и православной греческой в Марселе, посему нет возможности предполагать, что оно не позволить создание православной церкви в Париже. Все это легко может состояться на обыкновенных правах собственности.

Опасение могущего совершиться переворота во Франции (от чего да сохранит Бог) не может служить препятствием к построению православной церкви в Париже. Если от волнений и беспорядков могут пострадать церкви, то, без сомнения, не наша, ибо она чужда вмешательства в дела и партии политические. В случае же отбытия из Франции нашего посольства, православный храм Божий может быть вверен или представителю дружественной державы или остаться просто на общем праве. Безопасное пребывание в Париже нашей посольской церкви во время революции 1848 года и во время прошедшей войны Франции с Россией может служить тому доказательством.

2) Финансовый источник к построению церкви есть двоякий: щедроты Благочестивейшего Государя нашего Александра Николаевича и доброхотные даяния русских. Найм настоящего помещения нашей капеллы стоить шесть тысяч франков в год и, без сомнения, скоро увеличится при общем возвышении ценности домов в Париже. За настоящее малое помещение капеллы нашей в продолжение 27 лет уже уплачено 162 тысячи франков, — сумма многократно превышающая ценность самого здания, и, несмотря на сие, — здание остается не нашим. Если бы нашему правительству благоугодно было определить капитал шести тысяч процентов на построение церкви, то мы имели бы уже основательное начало средств.

Обильное же восполнение сих средств состоит в доброхотных даяниях русских как путешествующих во Францию, так и пребывающих в России. Я имею несомненную надежду, что благочестивые соотечественники наши примут живое участие в созидании православного храма Божия во славу Церкви и Отечества. Равно да позволено будет мне принимать пожертвования и от наших единоверцев греков, которые охотно принесут посильные даяния в том уповании, что в имеющем создастся храме, кроме главного престола, будет устроен другой для совершения Божественной службы на греческом языке.

Все издержки на построение православной церкви в Париже, по собранным мною сведениям, не превысят суммы 100 тысяч рублей серебром. Я, со своей стороны, предлагаю на служение сему святому делу все силы существа моего, всевозможное терпение и постоянство; ибо не один, не два и не три года потребны к собранию достаточных средств. Суммы же, собираемые на построение православной церкви, обязываюсь вносить в одно из кредитных учреждений России.

Всепокорнейше прошу Ваше Высокопревосходительство принять во внимание вышесказанное изложение дела и благоуспешно содействовать к его исполнению.

Подобное предприятие благовременно во всякое время; а тем более в настоящий год, умирения мира христианским сердцем Благочестивейшего Государя нашего Александра Николаевича; в сей же год православный Самодержец украсился славой и благолепием Царственного венца и восприял благодать Священного Миропомазания.

6/18 сентября 1856 г.»


[77] См. письмо № 26.

[78] Бурунов барон, Ф. И. — дипломат. Род. в 1797 г. В 1829 г. — управляющий дип. канцелярией в Константинополе; в 1832 г. — определен к вице-канцлеру гр. Остерману для редактирования нот рус. уполномоченных при иностран. дворах; в 1833 г. — член гл. управления цензурой Мин. ин. дел; в 1839 г.— участвовал в переговорах с Англией по пересмотру Ункиаро-Искелесского трактата; в 1840 г. — посланник в Англии; в 1856 г. — был вторым уполномоченным на парижском конгрессе и участвовал в переговорах России и Англии относительно Персии; 1857 — 1858 гг. — посланник в Париже, Берлине и снова в Лондоне; в 1874 г. уволился от службы. Ск. в 1875 г.

Комментировать