Парижские письма протоиерея Иосифа Васильевича Васильева к обер-прокурорам Святейшего Синода и другим лицам с 1846 по 1867 гг.

Парижские письма протоиерея Иосифа Васильевича Васильева к обер-прокурорам Святейшего Синода и другим лицам с 1846 по 1867 гг. - Письмо № 25.

(6 голосов4.3 из 5)

Оглавление

Письмо № 25.

Более полугода о. Иосиф не писал высшим властям и только в конце 1854 года подробно сообщал графу Пратасову о посещении им военнопленных русских солдат и об исполнении поручения Министерства Иностранных Дел — заботиться о наших пленных солдатах. Письмо это было доложено графом Протасовым Государю, который написал: «Спасибо ему, хорошо действует». 25 декабря 1854 г.

«Ваше С-во, М. Г. Графъ Николай Александрович![74]

Вследствие возложенного на меня Министерством Иностранных Дел поручения пещися о Русских военнопленных, находящихся во Франции, я совершил два путешествия на остров Экс — местопребывание наших пленных. В последний раз я прожил там двадцать восемь дней, и считаю моим долгом довести до сведения Вашего С-ва мои действия касательно удовлетворения религиозных нужд военнопленных Православного Исповедания. Вера, молитва и все добрые начала Православного русского воина не только не ослабли на чужой стороне, но, если то возможно, усилились. По обычаю предков наши пленники освятили и украсили негостеприимные казармы Святыми иконами, и до моего прибытия совершали в них частные молитвы. Прибыв на остров Экса, я избрал более чистую и пространную казарму для совершения в ней всенощных бдений и Киевских обедниц. Соображаясь с печальным положением пленников, требующим обильного утешения веры и молитвы, я совершал Богослужение каждый день в девять часов утра.

В первое мое путешествие на остров Экс я брал с собой одного певчего нашей церкви, Синодского Регистратора Алексея Копорского, который похвальным старанием образовал из двенадцати военнопленных довольно согласный хор певчих. Символ же веры и молитву Господню я приказал петь всем присутствующим верным. Назидательно и умилительно это православное Богослужение в бедной казарме, среди душ простых и верующих, испытанных несчастием плена! На реках Вавилонских тамо седахом и плакахом, внегда помянути нам Сиона.

После Киевской обедницы я посвящал двадцать пять минут на катехизические поучения. Для знающих основания веры сии беседы были полезным повторением, для недовольно наставленных в юношестве — спасительным оглашением; для тех же и других — душеполезным занятием и предметом для их дневной взаимной беседы. Ибо без сего, при отсутствии военных упражнений и работ, умы и сердца военнопленных были бы в праздности, матери пороков. Для меня весьма утешительно было видеть благоговейное внимание к наставлениям веры и доброй жизни в моих слушателях. Впрочем, ни насаждаяй есть что, ни напаяяй, но возращаяй Бог (1Кор. 3:7). Военнопленных соотечественников, находящихся в больнице, я посещал ежедневно, преподавая им утешение и разделяя житейские облегчения. Благодарение Богу! число больных и болезни их постигающие весьма незначительны; а смертных случаев не было ни одного. Но если и к здоровым сказано: бдите, яко не весте ни дне ни часа, — тем более сию истину должно отнести к болящим. Проникнутый оной, я преподал всем, находящимся в больнице, таинства Исповеди и Св. Причащения.

Во время осады крепости Бомарзунда многие воины умерли за веру и престол, а некоторые скончались по дороге в плен от ран и холеры. Я совершил им заочное погребение и панихиду. Сим случаем я воспользовался для утешения оставшихся и для внушения подражания благоприятной Богу смерти убиенных на брани за отечество. Текстом моего поучения я избрал слова Христа Спасителя: больше сия любви никто же имать, да кто положит душу свою за други своя.

Возвратясь в Париж по причине постигшей меня лихорадочной болезни, я имею намерение опять отправиться на остров Экс к празднику Рождества Христова.

При сем честь имею доложить Вашему С-ву, что по вверенным моему надзору церкви и ее причту все обстоит благополучно.

В день Святителя и чудотворца Николая и тезоименитства Благочестивейшего Государя Императора нашего, я намерен совершить освящение вновь устроенного иконостаса в нашу церковь. Уже деревянная резные работа вся готова, а иконы Г. Рубио обещал мне доставить к вышеозначенному дню из Женевы.

Призывая на Вас благословение Божие и пр.

Париж, 1/13 декабрь 1854 г


[74] Гр. Пратасов.

Комментировать