Парижские письма протоиерея Иосифа Васильевича Васильева к обер-прокурорам Святейшего Синода и другим лицам с 1846 по 1867 гг.

Парижские письма протоиерея Иосифа Васильевича Васильева к обер-прокурорам Святейшего Синода и другим лицам с 1846 по 1867 гг. - Письмо №21.

(6 голосов4.3 из 5)

Оглавление

Письмо №21.

В двух выше напечатанных письмах (№№ 9 и 10 от 1848 г.) о. Васильев ходатайствовал о разрешении приступить к постройке церкви в Париже. Политические событии задержали на пять лет разрешение этого вопроса, и только в конце 1852 года гр. Нессельроде[59] доложил об этом Государю, но вследствие все еще не установившегося государственного строя Франции. Государь не соизволил разрешить приведение в исполнение мысли о. Иосифа. Очень опечалила эта неудача о. Васильева, и в ожидании более благоприятных обстоятельств он занялся украшением существовавшей посольской церкви и по этому поводу писал графу Пратасову:

«Начальник нашего посольства в Париже тайный советник Николай Дмитриевич Киселев объявил мне, что существуют важные затруднения к удовлетворению моей просьбы о построении православной церкви в Париже. С другой стороны, художник Рубио, который имел честь представляться Вашему Сиятельству и просить оба утверждении за ним иконописного дела для иконостаса в Парижскую церковь, известил меня, что Ваше Сиятельство также не видите надежды на осуществление моего плана. С покорностью воле Божией я принял эту весть: верно Верховному Промыслителю не угодно избрать меня орудием к сему делу! Теперь я остановился на плане менее обширном и, по-видимому, не представляющем препятствий: —31 декабря 1852 г. / 12 января 1853 г. представил г. нашему полномочному министру просьбу об исходатайствовании мне позволения устроить на доброхотныя подаяния иконостас, который соответствовал бы чину и благолепию нашего богослужения. Имею честь приложить при сем копию моего письма[60] к г, нашему посланнику, и осмеливаюсь покорнейше просить Ваше Сиятельство употребить Ваше благосклонное содействие к удовлетворению моей просьбы. Время приближается к весне, когда русские путешественники оставляют Париж, и мне желательно было бы многим из них дать случай к доброму делу, разумею пожертвование на предполагаемый иконостас; без дозволения же высшего начальства на сие дело и дающие и принимающий находятся в нерешимости. По сему присовокупляю новую просьбу Вашему Сиятельству оба ускорении дела ходатайством Вашим.

8–20 января 1853 г.

  1. S. Считаю моим долгом довести до сведения Вашего С-ва, что г. наш посланник в Париже принял благосклонно мой доклад оба устроении иконостаса, и представил оный в Министерство с одобрительным отзывом.»

[59] Министр иностран. дел.

[60] «Существующий иконостас нашей посольской церкви по устройству, размеру и украшению далеко не соответствует потребностям и благолепию нашего православного Богослужения. Притом же он от долговременности (он устроен в 1817 году) и от многократных перестановок пришел в большую ветхость. В намерении устроить новый благолепный иконостас я принимал доброхотные пожертвования русских путешественников. Сбор на сей предмет простирается уже выше десяти тысяч франков, и, без сомнения, еще значительно возрастет. Между тем я считаю возможным приступить к совершению предполагаемого дела. При устроении нового иконостаса желательно было бы сделать следующие перемены: 1) икону Святителя Николая поставить против левого клироса, тогда как теперь, вопреки обычаю Церкви, она изображена на южной двери алтаря; 2) иконы Св. Праведной Елизаветы и мученика Никиты заменить изображениями Святых нашей отечественной Церкви, а именно: Св. Вел. кн. Владимира — Просветителя России и Св. Благоверного князя Александра Невского — покровители нашего царствующего града. Для иконописания я имею в виду художника Людовика Рубио, который кроме совершенного познания и художественного исполнения итальянской живописи, изучил иконописание Византийское и Русское. Он уже писал иконы и целые иконостасы для наших отечественных церквей. Предлагая все сие на рассмотрение Вашему Превосходительству всепокорнейшее прошу исходатайствовать мне разрешение на устройство предполагаемого иконостаса.

Комментировать