Парижские письма протоиерея Иосифа Васильевича Васильева к обер-прокурорам Святейшего Синода и другим лицам с 1846 по 1867 гг.

Парижские письма протоиерея Иосифа Васильевича Васильева к обер-прокурорам Святейшего Синода и другим лицам с 1846 по 1867 гг. - Письмо № 16.

(6 голосов4.3 из 5)

Оглавление

Письмо № 16.

«В прошедшем посту перед Рождеством Христовым я совершал проповедование истин веры и нравственности для моей небольшой и временной паствы. Побуждение к сему я нашел в моей обязанности, которую сильно выразил Св. Апостол Павел словами: горе мне, аще не благовествую. Тот же Апостол обязывает исполнять сей долг благовременно и безвременно. Судя по моим наблюдениям, мои поучения были не чужды благовременности; потому что православные соотечественники наши нередко высказывали свою жажду слышания поучений. Такое благое расположение, конечно всегда живущее в их сердцах, усиливается во время пребывания их в странах чужих и особенно в Париже, где римско-католические священники неумолчно проповедуют. И если, когда необходимо удовлетворять сей духовной потребности, то особенно во время постов, во дни обуздания плоти и питания и укрепления духа. Предметом моих поучений было или частичное, а более всецелое объяснение Воскресных Евангелий по руководству Св. Отцов и учителей Церкви. Так как Воскресное богослужение утомляет меня по причине неприбытия диакона, то я назначил для произнесения поучений и бесед особый день — Пяток, и, благодарение Богу! — имел утешение видеть неупустительное посещение церкви в сей день со стороны большей части соотечественников. За отдалением я не мог представлять моих проповедей на предварительную цензуру; но ст. 9 гл. I Устава Духовных консисторий дает мне возможность исполнить сию обязанность по произнесении проповедей. В предлежащий Великий пост имею намерение, если Богу то угодно будет, продолжать говорить поучения так же по пятницам, на литургии преждеосвященных.

При сем честь имею представить Вашему П-ву некоторые известия, касающиеся православной нашей церкви.

Париж, 25 января / 6 февраля 1950 г.

Среди движений и переворотов на Западе, которые посредственно или непосредственно касались Римско-католической Церкви, Церковь восточно-католическая Православная не была опущена без внимания. Дело началось образованием в Римской пропаганде особенного отделения миссионеров для обращения православных в латинство. Плодом сего отделения было воззвание к членам Православной Церкви для подчинения их Папскому престолу, подписанное и отправленное на восток настоящим Папой Пием IX. Сие не первое покушение Римских отпадших Патриархов на увлечение Православных в Римский католицизм, вызвало Святейших Патриархов восточных на ответ, полный поразительной истины и святого смирения. До сих пор ни ответ сей Папе, ни окружное послание блаженных Патриархов с Синодами к членам Восточной Католической Церкви еще не известны Западу, который, как я слышал, от одного из составителей Папского воззвания, и не хочет слышать и знать упомянутого ответа. Но, хотя или не хотя, они скоро узнают его и будут читать во Французском переводе, над которым трудился доктор Димитрий Даллас под руководством почтенного Г. Стурдзы, и который перевод скоро будет напечатан в Париже. Я буду иметь честь сообщить Вашему П-ву впечатления и суждения, какие произведет сказанный труд на духовных и светских членов Западной Церкви. О, если бы светлые истины его не ослепили своим блеском, а просветили тех, у кого от времен давних лежит покров на очах! Можно заранее предугадать, что он возбудит гнев многих ревнителей Папских нововведений; особенно больно отзовется в их сердце название «Ереси», которое дают православные Патриархи Латинству. Между тем дело, начатое в Риме и падшее со времени бегства Пия IX из своей резиденции, теперь переносится в Париж. Здесь хотят основать славяно-униатскую церковь и общество миссионеров для обращения православных славян в Унию. Во главе сего предприятия стоит некто Свящ. Ипполита Терлецкий. Вот его история: он родом из Волынской губернии, униат; готовился в доктора медицины в Виленском Университете; но, не окончив курса, поступил лекарем в армию бунтовавших поляков, а по укрощении мятежа перебежал на Запад во Францию; в Монпелье кончил курс медицины со званием доктора; вступил в брак и имел сына. Смерть жены побудила его оставить свое звание; он отправился в Рим, вступил в духовный Коллегиум и там получил степень доктора богословия. Терлецкий богат познаниями языков: кроме древних (греческий знает весьма незавидно), он говорит по-итальянски, по-французски, по-немецки, по-польски, по-русски; менее же совершенно знает сербский, болгарский и английский языки. Он всегда предназначал себя для миссии на восток и особенно в славянские земли; Папа украсил его именем миссионера Апостольского и определил его секретарем в отделение Восточной пропаганды, где он деятельным образумь участвовал в известном послании Пия IX к восточным христианам, по удалении же Папы из Рима, миссионер апостольский прибыл в Париж и отсюда направил было свой путь в Сербию и Болгарию. В Дрездене застало его ужасное возмущение, благополучно усмиренное помощью прусских войск. В разборе и аресте виновных схватили (по уверению его, невинно) Терлецкого, держали более месяца в тюрьме и, только по настоянию французского министра, освободили под строгим приказанием оставить Саксонию в 48 часов. Таким образом миссионер папский возвратился в Париж. Здесь до половины декабря прошедшего года его деятельность остается в неизвестности. Он совершал в церкви Св. Филиппа литургию Св. Златоуста тихо на славянском языке (выговор его малороссийский). Кажется, он приготовляет сочинение против православной восточной Церкви. В декабре он начал разносить в тайне некоторым лицам, в привязанности которых не сомневался, программу своего дела. Я имел случай читать этот печатный полулист; содержание его таково: «Все колеблется и падает в государствах от ужасных переворотов; для поддержания нужна вера истинная и крепкая, т. е. римско-католическая. Но этой самой вере угрожает ужасная опасность со стороны русской официальной Церкви (L’eglise officielle Russe corruptrice et envahissante), которая употребляет все средства для уничтожения римского католичества, и успеет в своем деле, если сыны Западной Церкви не противопоставят ей всех усилий. А для сего необходимо образовать в Париже общество миссионеров для приведения славян к единству с Римом и устроить Церковь славянского обряда. К приведению в исполнение сего плана требуется капиталь, который мы испрашиваем у любви преданных славе Спасителя и римского престола. На первые потребности дела достаточно будет 25.000 фр., а затем потребуется еще 200.000 фр. Таким образом осуществится план огромный (entreprise colossale), достаточный для уничтожения русской Церкви (pour anéantir l’église Russe). Верные сыны Церкви благоволят адресовать свои приношения к священнику Терлецкому, от него могут получить подробнейшие сведения о деле». Таков ход и содержание программы. Но верно доброхотных дателей не нашлось; Терлецкий прибегнул к другим средствам. Под его влиянием были напечатаны статьи в журналах, где обширными очерками было описано политическое могущество России, ее сила и планы против западного католичества; затем следовали воззвания к сопротивлению и спасению веры римской. Статьи оканчивались сообщением об основании славянской Церкви и общества миссионеров, равно и объявлением, что славный проповедник Лякордер скажет в пользу этого предприятия приличное слово в Церкви Св. Рока (St. Roch), а благодетельные дамы будут собирать подаяния. Все выбрано выгодно, и талант проповедника, и церковь в центре города — место собрания лучшего общества, и дамы лучших фамилий.

Терлецкий со своей стороны напечатал новую программу, гораздо умереннее прежней по выражениям, и разносил ее вместе с пригласительными печатными билетами, которые честь имею при сем приложить для сведения Вашему П-ву. Промысл Божий остановил пока восстание на истину в самом его начале. Г. Лякордер сделался болен так, что доктора не только запретили ему говорить проповедь, но и пребывание в Париже объявлено вредным для здоровья; по их совету, знаменитый доминиканец оставил Париж. Проповедь отложена до неизвестного времени. Вот на чем остановилось предприятие Терлецкого. Буду следить за делом и немедленно, сообщать его ход и последствия.

Мое мнение на счет сего предприятия Униатской пропаганды то, что оно не будет иметь никакого успеха, хотя и наделает шуму и толков. На вопрос, кто же будет молиться в предполагаемой славянской церкви в Париже, — затруднился бы отвечать и сам начальник дела; будут любопытные, но не будет прихожан. На другой вопрос, из кого составится общество миссионеров, — Терлецкий отвечает: из молодых призванных славян, которые получат приготовление для своего дела в школе при новоустроенной церкви. При сей же церкви будет и славянская типография.

Церковь Западная никогда не оставляла мысли о подчинении римскому престолу Церкви восточной; но эта мысль в различные времена проистекала из различных источников. В IX веке она основывалась на мысли и обычае единства вселенского, только начинавшего расторгаться; начиная же от XI века и до XVIII покушения Рима на Восток происходило из мысли о вселенской, неограниченной власти пап. В новейшие же времена, особенно в настоящее, воззвание папы к подчинению Риму православной Церкви, хотя и не изменилось в форме, но много различествует в сущности. Рим ищет единения с Востоком не столько для преобладания, сколько (хотя он в этом не сознается) для своего обновления, для принятия элемента новой первобытной христианской жизни, невредимо сохранившейся в православной Церкви. В самом деле, римский католицизм, давно подкапываемый неверием, теперь получил сильный удар в главу. Италия, привязанная прежде, хотя только внешним образом к папству, теперь стала ненавидеть папские установления и простирает свою ненависть до отвержения Святых истин христианства. Поразительно печален рассказ путешественников по Италии, особенно по папским владениям: по чувству вражды к Папе и духовенству, народ не посещает церквей, издевается над богослужением. Есть слух не неосновательный, что Итальянцы близки к отпадению от католицизма. Протестанты пользуются их настоящим расположением, посылают туда миссионеров и тысячами рассыпают библии, на что горько жалуется Папа в своем окружном послании на 1850 год. Как жаль, что колеблющимся в вере мало известна Церковь православная, и как пагубно предстоящее отпадение, по крайней мере некоторых, в протестантизм.

Богословское образование во Франции довольно упало. Декан богословского факультета в свою первую лекцию в Сорбонне описал этот упадок яркими красками. Богословские факультеты и до сих пор еще на временных постановлениях. Г-н Фалу в свое министерство отнял даже жалованье у духовных профессоров и оставил им чем только жить, предоставив на волю читать или не читать лекции. По сему теперь каждый профессор является в аудиторию только один раз в неделю. Это будет продолжаться до канонического утверждения факультетов, которого скорое исполнение не предвидится. Для восполнения сего недостатка Архиепископ Парижский установил конференции, т. е. собрания всего духовенства столичного в указанные программой времена для рассуждения о предметах веры и церковного управления. Сим начертанием поддерживается соперничество, ибо каждый может участвовать в разрешении вопросов. Вторым средством к усилению духовного просвещения Архиепископ нашел постановление в обязанность для священников получать ученые степени. При сем честь имею приложить некоторые образчики предполагаемых собеседований равно и декрет о степенях.

К сему письму приложены печатные листки[42]:

1) Conférences des cas de conscience.

Nota. 11 ne peut y avoir aussi, cette année, que trois Conférences pour Г Examen des Cas de Conscience, et l’Entretien spirituel.

La première Conférence est fixée au vendredie 8 Février. Elle se tiendra, â deux heures précises, dans l’Eglise de la Madeleine.

2) Ordonnance portant quelques modifications au réglement pour les conférences Ecclésiastiques du Diocèse de Paris.

3) Ordonnance relative a un examen annuel pour les jeunes prêtres du clergé de Paris.

4) Ordonnance qui établit dans le Diocèse de Paris, a l’exemple de ce qui se pratique à Rome des conférences pour l’examen de cas de conscience suivies d’un entretien spirituel.

5) Questions proposées par Monseigneur L’archevêque pour les conférences de 1850.

6) Souscription pour une oeuvre Slave-Catholique[43].


[42] См. дело канц. обер-прокурора № 37475.

[43] 1) Конференции о казусах совести.

Комментировать