Парижские письма протоиерея Иосифа Васильевича Васильева к обер-прокурорам Святейшего Синода и другим лицам с 1846 по 1867 гг.

Парижские письма протоиерея Иосифа Васильевича Васильева к обер-прокурорам Святейшего Синода и другим лицам с 1846 по 1867 гг. - Письмо № 14.

(6 голосов4.3 из 5)

Оглавление

Письмо № 14.

Зорко следя за всякими движениями в католическом мире, о. Иосиф в начале 1849 года сообщал о весьма важной новости, — о созыве папой совета из богословов и кардиналов для издания догмата о нетленном (sic) зачатии Богородицы. Французы отнеслись к этому начинанию папы скептически, протестантские журналы — с насмешками, а другие, в том числе и духовные, весьма холодно. Неодобрение действий папы не отняло, однако, у католиков искреннего желания укрепить папский престол, — в доказательство чего о. Васильев приводит, в этом письме к К.Сербиновичу, некоторые данные о тех огромных пожертвованиях, которые были сделаны для сего католиками Западной Европы.

«14/26 прошедшего февраля выбыл из Парижа один из певчих нашей посольской церкви Павел Петров Торожковский. Причиной оставления им службы было расстройство здоровья, по которому он еще до моего приезда в Париж подавал прошение об увольнении его в Россию; но посольство дало ему совет подождать в надежде восстановления здоровья. Но на сей раз Г. поверенный по делам нашей миссии в Париже Николай Дмитриевич Киселев дал приказание певчему Торожковскому немедленно оставить Париж; потому что у певчего произошли неприятности с его тестем, и дело доходило до суда. Посольство, уваренное в невинности певчего, тем не менее решило немедленно удалить его в Россию для избегания судебной огласки служащего при посольстве. Между тем прошение певчего Торожковского благосклонно принято при его отправлении и обещано ходатайство об определении ему вспоможения. Певчий, уволенный в бытность мою в Париже, в своей должности был исправен и вел себя тихо и благочинно. Впрочем, церковь наша немного печалится об его потере; потому что его голос (бас) очень устарел, ослабел и потерял правильность. Посему усердно прошу Ваше П-во назначить, в нашу при Парижской миссии церковь, певчего с хорошим голосом —басом; очень желательно было бы получить певчего с некоторым образованием, и уже сочетавшегося браком. Посольство выставило все эти условия, имеющего прибыть певчего, в своем представлении Министерству. С двумя оставшимися певчими тенорами наша служба весьма много потеряла; бедно пение одного тенора, когда другой для прислуживания входит в Св. алтарь.

Благолепие нашей церкви увеличилось приобретением трех икон, из коих особенно драгоценно приношение князя Куракина, — это Св. крест, украшенный дорогими камнями с частью животворящего древа Креста Господня: такой святыней обладают редкие храмы Божии. Господь презрел на нашу смиренную каплицу!

Есть важная новость в богословском кругу, разумею действие настоящего Папы для определения учения о зачатии Св. Анны, когда она зачала Богородицу. Мнение верующих католиков на сей предмет таково, будто бы Св. Дева зачата нетленно (immaculata), т. е. без первородного греха; а Церковь еще не имела на это определения. Пий IX составил совет из богословов и кардиналов для изъяснения учения о зачатии Св. Девы; вместе с тем он требует в окружном послании от всех епископов представить каждому свое мнение. Затем уже вероятно последует определение и учение взойдёт на степень догмата.

Нет ничего удивительного, что протестантские журналы отзываются об этом распоряжении Папы с насмешкой, понятно, что светские журналы даже не упомянули об этом; но нельзя не подивиться, что духовные французские журналы весьма холодно приняли заботливость Папы об определении догмата. L’ère nouvelle — журнал, издававшийся под смотрением Лякордера, которого недавно заменил профессор аббат Марет, даже не напечатал окружного послания своего Главы. Главным образом все нападают на неблаговременность занятия Папы, которое будет иметь вредное влияние на утверждение Папского трона; о чем весьма заботятся не только частные люди, но и Государства. До сих пор еще ничего не сделано; однако же нет недостатка в усердии, которое показывается в сборе доброхотных подаяний в пользу Римского первосвященника. Парижский Архиепископ недавно представил нунцию 70000 фр. из сих пожертвований. Как между частными людьми, так и между государствами не одни богатые ревнуют о помощи Папе, и бедные приносят свою лепту; между последними первое место займет Испания. Помогая Папе, она оставляет свое духовенство в неимоверной бедности. Приведу насколько примеров: Епископ Паленции обратился в собрание кортесов с объяснением, что он уже насколько лет питается в долг, и, не имея чем заплатить, находится в весьма трудном положении; Епископ Сиквенский принес жалобу, что трое из его священников умерли от бедности в доме призрения нищих; Епископ Якский известил, что 30 из его священников просит увольнения от должности, не имея пропитания. Такой бедности пастыри не испытывали во времена тяжких гонений от язычников! Франция на счет Папы находится в затруднительном состоянии: не помочь Папе — значит идти против желания большинства своихъ католиков, помочь — значит противоречить своим манифестам, одобряющим всякое возмущение, но первая причина вероятно склонить весы на свою сторону. Свобода вероисповеданий после революции приобрела большую обширность: вместо слова obtient libre profession в прежней хартии — в новой конституции поставлено reçoit, и различие между обрядами признанными и непризнанными (réconnus, non réconnus) состоит только в жалованьи духовенству. Вот почему Анабаптисты, так прежде гонимые, теперь свободно отправляют свой обряд; сего мало — некто Леон Пилат основывает новое учение под названием Истинное Христианство (Le vrai Christianisme); проповедь его началась непосредственно после революции, и он был осужден на уплату штрафа; но теперь его проповедование и песнопение разрешены. Учение Пилата имеет отличительной чертой — направление против внешности и католицизма; — это не более, как учение известного Ронге (Ronge). Во Франции существует большое пристрастие к современности; при каждом перевороте политическом, или общественном все начинает оттеняться свойствами этого переворота, не исключая истин неизменных. Так после революции 1848 года все профессора, все ораторы заговорили кстати и не кстати об республике и социализме, и невольно возражениями дали значение нелепым и ничтожным теориям. Церковные ораторы со своей стороны, стараются не отставать от века. Недавно основаны конференции-беседы: христианство в приложении к вопросам социальным; беседы будет держать хороший протестантский оратор Г. Пресансе (Pressensé). Лякордер со своей стороны не упускает из виду современных вопросов в своих проповедях настоящего поста; я три раза присутствовал при его беседах в соборе Парижской Богоматери, и, кажется, довольно теперь понимаю оратора. Лякордер уступит древним французским проповедникам: Боссьюету, Массильону, Бурдану, Флемье, Фенелону а) в избрании собственно христианского предмета для беседы верующим; Лякордер проповедует для оглашенных, каковых, вероятно, весьма много в числе его слушателей; b) в разнообразии предмета проповеди, — Лякордер не отходит от доказательств истинности христианства, и никто не знает силы его таланта на другом поприще; с) в полноте и гармонии частей беседы; у Лякордера одна часть слова развита, другая не полна, третья часто заставляет весьма многого желать; d) в достоинстве изложения и церковного языка, наш новый оратор часто забывает, что он на церковной кафедре; е) в полноте присутствия чувства; беседа Лякордера не действует на сердце. Древние французские проповедники со своей стороны уступают своему преемнику: — а) в сообщении быстрого и философического взгляда на предмет; b) в отыскании новой стороны предмета. Лякордер есть проповедник острый и занимательный, но не глубокий и спасающий! Новости ученые и литературные все заняты современным движением политическим и общественным. Весьма замечательные таланты (Г. Тиер, Дюпен) теряют время на борьбу с новыми философами-экономистами, на доказательство аксиом (собственности и семейства), утвержденных историей, природой человека и Св. верой. Потеря времени на подобную полемику еще ощутительнее, когда обратим внимание на образ опровержения лжеименных учений: большей частью нападают на частности, занимаются нелепостью отдельных мыслей, употребляют остроту; тогда как следовало бы открыть самые основания, разоблачить начала новых мудрецов. Род человеческий с ужасом увидел бы: пантеизм (Ламене), эгоизм и грубый интерес у Бланка, мистицизм и нелепость у Леру и Консидерана, богохульное безбожие и грубый материализм у Прудона. Могут ли быть прилажены подобные начала к разумно-нравственной природе человека?

Верно Ваше П-во получили известие от о. Василия Судакевича; он тяжело болен чахоткой и уже при последнем издыхании, если уже теперь не отдал дух свой Богу. Сознавая опасность своего положения, он приготовился на путь в другую страну Св. таинствами: покаяния, Евхаристии и Елеосвящении. Да подаст Господь мирную кончину этому доброму человеку!

Я имел сердечное удовольствие получить письмо Вашего П-ва от Г. Тирьона; только он доставил его весьма поздно, именно в конце января 1849 года, пробыв 4,5 месяца в дороге. Теперь Г. Тирьон на границе Испании близ Перпиньяна.

Принося Вашему П-ву усердное поздравление с праздником Св. Пасхи честь имею быть и пр.

Париж, 14 / 26 марта 1849 г.»

Комментировать