<span class=bg_bpub_book_author>Олеся Николаева</span> <br>Небесный огонь и другие рассказы

Олеся Николаева
Небесный огонь и другие рассказы - Сократис

(253 голоса4.3 из 5)

Оглавление

Сократис

В то лето монахи Свято — Троицкого монастыря почтили меня своим монашеским доверием: тем самым они как бы приняли меня в свое мужское монашеское братство. Я имею в виду, конечно, моих трех друзей — монахов — двух иконописцев и одного поэта.

Стояла жара, и они выходили под покровом ночи через потайную калитку, от которой у них был ключ, садились в мою машину, и мы ехали на Лесное озеро купаться. Берег озера был изрезан так, что образовывал маленькие бухточки, и мы с братьями монахами располагались в соседних, потом встречались на глубине и плавали, а выходили опять по отдельности. И, уже одевшись, встречались на холмике. Там разводили костерок, пили из термоса растворимый кофе, разводили суп — лапшу «доширак» и — что уж теперь скрывать? — попивали греческий коньяк «Сократис», который в неразберихе перестройки в огромных количествах был завезен в маленький Троицк и продавался в единственном ларьке на Рыночной площади.

А бывало, монахи приходили в мой белый Троицкий дом на холме, и тогда уже мы сидели под яблонями в саду, смотрели на огромные звезды, вели пространные разговоры о предметах высоких и низких и запивали это все тем же бодрящим сердце эллинским, склоняющим к философствованиям зельем. Это были блаженные времена.

А иногда то один, то другой монашеский брат подходил ко мне в монастыре с характерной черной сумкой из плотного штапеля, совал в руки деньги и просил:

— Слушай, ко мне тут дядюшка приезжает — хочется с ним душевно посидеть, угостить, поговорить, давно не виделись. Купи нам, пожалуйста, пару бутылочек «Сократиса», а?

И я, конечно, покупала. Потом и другие монахи об этом прознали, тоже ко мне потянулись со своими черными сумками. И я тоже им отказать не могла. Но в какой-то день получилось так, что мне пришлось в разное время совершить к ларьку на Рыночной площадь аж три ходки — три ходки по две — три бутылки!

Поэтому стоит ли удивляться, что продавщица уже очень даже хорошо меня знала и при одном моем приближении руки ее сами тянулись к ящику с «Сократисом».

И вот как-то раз у меня закончилась зубная паста. А поскольку в этом моем ларьке продавалось все, что имелось в Троицком ассортименте, — то есть корейские супы, водка, коньяк, чипсы, сникерсы, шпильки, мыло, тени для век и т. д., то я и направилась гуда обычной своей походкой.

— Здравствуйте, — заглянула я в окошечко.

— Здравствуйте, — приветливо отозвалась продавщица. — Вам как обычно?

И, не дожидаясь ответа, она поставила передо мной несколько бутылок «Сократиса»: «Вам сегодня две или три?»

После этого я отказалась покупать монахам коньяк.

— Все, братия, — сказала я. — Меня уже здесь и так за местную алкашку держат. А если мой муж приедет и мы с ним пойдем покупать в этот ларек какое — нибудь мыло, а мне оттуда: «Здрасьте! Вам как обычно?» И — хлоп передо мною батарею бутылок. Это как будет?

Но лето уже и так заканчивалось, в монастырь был назначен новый наместник, который «закрутил все гайки» и велел заколотить потайную калитку, а один из моих друзей — иконописцев съездил к старцу и там рассказал ему все про «Сократис».

— Сделайте, батюшка, так, чтобы и я, и мои друзья, монахи — иконописцы, поэты, совсем перестали пить, — попросил он старца в приливе покаянного чувства.

И что? Старец так его припечатал крестным знамением, что он вернулся в монастырь совершенным трезвенником. Мало того — почувствовал он вдруг такое отвращение ко всякому веселящему сердце напитку, что даже и не мог его взять в рот. Даже порой и хотелось бы ему — так, теоретически — утешиться с братией, в своем кругу, а с души воротит.

А с другом его, тоже иконописцем, за которого он просил старца, — иная история. У того с души вовсе не воротило, а очень даже душа его к зелию прилежала. Но стоило ему лишь сделать несколько глотков такового напитка, как у него начиналась страшная аллергия — вплоть до того, что его по «скорой» увозили в больницу и там откачивали, чуть не реанимировали.

Так и не пьют теперь мои друзья — монахи — иконописцы. Пятнадцать лет прошло, уж и старец этот умер, а они все потягивают исключительно зеленый китайский чай или травяную настойку.

— Ну хорошо, — спросила я. — А почему же на поэта нашего монашествующего, третьего нашего друга, — совсем не подействовало? Он и ухом не повел, ему как слону дробинка. Или это как в Евангелии: один — берется, другой — оставляется?

— Знаешь что, — сказали они мне. — А вот это уже — не надо! Суды Божии — тайна. И здесь уже надо замереть, встать на цыпочки, затаить дыхание, приложить палец к губам. Творит Бог елико хощет! А вообще в житии преподобного Антония сказано было с небес ему, полюбопытствовавшему: «Антоние! Себе внимай!»

Комментировать

14 комментариев

  • Жанна, 09.12.2015

    В моей жизни снова наступил такой период, когда появилась острая необходимость в постижении Промысла Божьего в своей собственной судьбе. Но изучать и открывать себя так трудно, особенно если ты только начал постигать, что есть Бог и что есть Его Промысел. Эта светлая книга, как и «Несвятые святые» учит и … лечит! Поэтому всем немощным и неудобоучашимся ☺️ просто жизненно необходима!

    Ответить »
    • Вячеслав, 21.03.2020

      А вот я бы не сравнил эту книгу с Несвятые Святые. Совершенно разные книги. Несвятые святые очень глубокая книга, несмотря на легкость чтения. А эта так….в поисках чудес по свету.

      Ответить »
    • Иоанна Горина, 02.11.2019

      Книга эта, как и «Несвятые святые» рассчитана на эмоциональную природу женщины. Даже по комментариям видно, что мужчины ее не читают. П мужчины на дешевку не покупаются, если они верующие, то и сердце их отзывается только на духовное, а не на душевный сладкий сироп.

      Ответить »
      • Вячеслав, 21.03.2020

        Соглашусь с Вами) начал читать…что то не то…кое что можно прочитать деткам…для укрепления веры. Но многое даже обескураживает прямо….* с тайным монахом Леонидом поминали усопшего человека вином* — это как вообще можно понять? Или тот же монах не знал как молиться за человека- о ли как за усопшего, то ли как за живого. Но Бог Авраама, Исаака и Иакова- Бог не мертвых, но живых! У Бога все живы. Ну и еще всякие подобные моменты…до конца не читал…логика не позволяет))

        Ответить »
  • Фотиния М., 07.11.2016

    Чтение  книги было подобно празднику — тихому,  семейному,  где только Господь,  автор и я — благодарная Промыслу Спасителя.

    Ответить »
  • Людмила, 24.03.2017

    Добрая , светлая , тихая радость . Хочется со всеми поделиться , но увы… Как многого лишены люди в погоне за мнимыми житейскими заботами , в суете каждодневных дел , лишая себя Божьей любви , отвергая самое важное — возможность самим дарить любовь. У Господа нет случайностей , и я два дня могла наслаждаться праздником общения с автором — Олесей Николаевой , которую увидела прежде в передаче , только подключив «СОЮЗ», неисповедимы пути твои Господи. Слава Богу , что в моей жизни появилось ещё одно знакомство с человеком , который поддержит , наставит , поможет (даже не подозревая обо мне), спаси нас , Господи.

    Ответить »
  • Юлия, 21.06.2017

    Классическое «женское» произведение. В процессе чтения из каких-то глубоких вещей вдруг попадаешь на истории из серии «бабушки на лавочке рассказывали». Также неприятно завышенное самомнение автора и оценки других поэтов, как бездарностей. Тему про распитие спиртного монахами даже упоминать не хочется, это вещи, о которых принято молчать, итак алкоголиков вокруг масса. Зачем соблазнять тех, кто удерживается от этого греха? Стихи автора, кстати, не смогла прочитать, такой бред, пропускала. Удачи всем, кто рискнет дочитать до конца!

    Ответить »
  • Лариса, 24.06.2017

    Изумительная книга, спасибо автору Олесе Николаевой за лёгкость, проникновенность мысли и женскую (духовную) мудрость! Все из жизни, все реально, все герои, читаемо и как буд-то  бы оказываешься рядом с героями этих рассказов. Кое-где душа радовалась (улыбался), где-то скорбела (пробивались слизинки), с благодатью Божией написано произведение! Спасибо!

    Ответить »
  • Свеслана, 24.08.2017

    Судить, конечно легче, чем писать. Но все же, мнение оставить хочется. Иногда увлекало, иногда и не очень. Не согласна с автором о частом воспоминании о спиртном. Как то показалось лишним…..И стихи мне как то непонятны. Может дело во мне. Не доросла духовно………….буду двигаться дальше.

    Ответить »
  • Тамара, 19.02.2018

    Спасибо автору, спасибо, спасибо! Таким миром и теплом повеяло от её рассказов. Жаль, что стихи  оказались не доступны для меня — не понятны.

    Ответить »
  • Татьяна, 02.03.2018

    Спасибо автору! Столько историй! Согласна с предыдущими комментариями, что иногда недоумевала от некоторых моментов (пьющие монахи) но много моментов которые зацепили словом, сравнением, одна история цепляет другую и от этого понимаешь, что жизнь наша это Великий Промысл Божий и нужен талант и чуткость, что бы это все разглядеть и заметить

    Ответить »
  • Ирина, 22.03.2018

    Чисто человеческое, спасибо!

    Ответить »
  • Алла, 30.03.2018

    Спасибо. Душевно, тепло. А главное всё из жизни, всё просто, о нас всех. Человеку идущему и ищущему Бога настоящая поддержка. Насчёт монахов смутило, не скрою, а в остальном спасибо.

     

    Ответить »
  • Не Августин, 10.02.2022

    Вообще, «Августин» – худшая часть что этой книги, что «Несвятых святых». Эти произведения только выиграли бы, не будь в них рассказа о мошеннике, проходимце, воре и лжеце. И удивления достойно то упорство, с которым авторы продолжали делать вид, что всё хорошо и это очень поучительная история.

    Возможно, и поучительная, но вовсе не в том аспекте, который вложен в «Небесном огне» и «Несвятых святых». Для меня главный урок, – что грех надо называть грехом, а не втирать про «голубиные глаза», и что свои ошибки нужно признавать, а не заканчивать слюнявым хэппи-эндом. И не цитировать человека, который многажды попадался на лжи до этого, как ему тяжко жилось без подрясника или как он ни в чем не виноват, а его меркантильная певичка оговорила.

    На Афоне есть такое присловье: «Посмотрим, как он будет умирать», – потому что смерть в большинстве случаев является мерилом жизни человека (за исключением явных действий Промысла Божия, вроде кончины прав. отрока Артемия Веркольского). Не даром на каждой службе мы просим «христианския кончины живота нашего, безболезненны, непостыдны, мирны…» И если кому-то интересно, как эта история закончилась на самом деле (а также причина моей негативной реакции), то просто вбейте в поиске: иеромонах Владимир, в миру Сергей Токмачев.

    И давайте уже не жить в мире сказок. Христианство – это не сказочка, в которой все грешники всегда раскаиваются и живут долго и счастливо. Ведь даже один из 12-ти апостолов оказался предателем…

    Ответить »