<span class=bg_bpub_book_author>Олеся Николаева</span> <br>Небесный огонь и другие рассказы

Олеся Николаева
Небесный огонь и другие рассказы - Исповедь вертухаю

(253 голоса4.3 из 5)

Оглавление

Исповедь вертухаю

Поехали мы как-то раз в паломничество с Андреем Донатовичем Синявским и Марьей Васильевной Розановой: сначала в Печоры, где красуется знаменитый Псково — Печерский Успенский мужской монастырь, а потом уж и на малую родину Марьи Васильевны, в ее родной город. А там как раз у нас с моим мужем был дружественный епархиальный архиерей. Он поместил нас с Синявскими в гостиницу, а вечером пригласил в свои архиерейские покои на трапезу.

Это был чудеснейший вечер, Андрей Донатович и владыка сразу сошлись в разговоре, а прочие только внимали, не забывая, впрочем, и преизобильно угощаться, запивая угощение и соком, и превосходным красным вином.

— А вот у меня есть вопрос. Что вы скажете на это, владыка, — что-то вдруг вспомнил Андрей Донатович, — Когда я сидел в лагере, там было много религиозников, то есть тех, кто сидел по «религиозным» статьям. Они молились, постились, пели псалмы, читали Евангелие… И на одного уголовника это подействовало — он вдруг уверовал. Да как! Весь устремился к Богу! Пожелал открыться и покаяться. Сидел он по статье за грабеж, а на самом деле он убил человека. Но это преступление не было раскрыто, и убийца не был найден.

И вот он пошел и все рассказал со слезами раскаянья вертухаю. Ну, подняли бумаги, достали то дело, потом суд, и дали ему вышку. Так мой вопрос — ну, так сказать, к Самому Господу Богу: как же так, в промыслительном плане, человек покаялся, а его за это расстреляли? Смущает это меня. Что вы скажете?

Владыка подумал, возвел глаза вверх и стал отвечать тихим таким голосом, как бы рассуждая сам с собой:

— Был у меня знакомый один — иеромонах. Служил он на сельском приходе, а когда служб не было, ездил на машине в Москву. И привязался к нему гаишник, который всегда стоял на повороте от того села, где этот иеромонах служил, прямо на шоссе, ведущем в город.

Как ни поедет иеромонах после воскресной литургии в Москву, так его этот гаишник и останавливает, придирается. Ну, ему священник даст денежку, тот и отпускает с миром. Но потом старец ему сказал, что это нехорошо — так вот развращать милицию взятками. И он решил гаишнику денег больше не давать.

Поехал он, как обычно, после воскресной литургии в Москву. Так хорошо послужил, помолился, причастился, сам и «потребил» все из Чаши, поскольку служил без дьякона. Глотнул на дорожку чайку, и вперед.

А тут гаишник его останавливает, палочкой своей машет. Иеромонах открыл окно и выглянул. А милиционер ждет, что вот сейчас ему в руку бумажку вложат хрустящую. Но тот держит себе руль, в окно машины выглядывает и не проявляет ровно никакой активности.

Тогда гаишник занервничал:

— Это… Нарушаем…

— Что? Где? — удивился иеромонах.

— А почему колеса, как у «Татры»? — придумал наконец гаишник. — Штраф.

— Хорошо, — согласился иеромонах. — Только вы, когда штраф будете выписывать, напишите там: за то, что колеса, как у «Татры»…

— Зачем это? — подозрительно спросил тот.

— А я в лавре буду и самому вашему главному гаишнику (тут он назвал фамилию), который мне нрава выдавал, покажу.

— Да ладно, — смутился милиционер. — Езжай так.

Отпустить-то он его отпустил, но зло на него затаил. Узнал он, что попы эти, когда народ причащают, всегда вино пьют. И подкараулил священника в следующий раз.

Иеромонах наш остановился, открыл окно:

— Что теперь?

— Пили сегодня? — радостно спросил гаишник. — Вино употребляли?

— Нет, не пил. Но потреблять — да, потреблял.

— Ага, — злорадно воскликнул мучитель. — Ну, так давай сюда права.

Отобрал у него права на целый год и даже составил акт, чтобы все было чин по чину. И не пожалуешься.

Приехал иеромонах своим ходом в лавру, скорбный. Встретил меня, рассказал всю историю и приступил с расспросами:

— Владыка, в чем я был неправ? Сказано же в заповедях — не лжесвидетельствуй! Не солги! Я всю правду и сказал! Выходит, за правду я пострадал?

А я ему говорю:

— Эх, обвел тебя вокруг пальца твой искуситель-гаишник. Все-таки надо бы рассуждение иметь, кому исповедуешься. Разве кто-нибудь тебя учил, что надо исповедоваться именно гаишнику? А кроме того — разве ты выпивал? Разве ты потреблял — алкоголь? Кровь же Христову! Вот так же, мне думается, произошло и с вашим раскаявшимся разбойником, — вздохнул владыка, поглядев на Синявского, и произнес с чувством: — Что ж он вертухаю-то стал исповедоваться? Так что в промыслительном плане он не того для исповеди избрал: ни вертухаю, ни гаишнику, ни искусителю, ни врагу рода человеческого, — сказано ведь: исповедайтеся Господеви, яко благ, яко ввек милость Его!

Комментировать

14 комментариев

  • Жанна, 09.12.2015

    В моей жизни снова наступил такой период, когда появилась острая необходимость в постижении Промысла Божьего в своей собственной судьбе. Но изучать и открывать себя так трудно, особенно если ты только начал постигать, что есть Бог и что есть Его Промысел. Эта светлая книга, как и «Несвятые святые» учит и … лечит! Поэтому всем немощным и неудобоучашимся ☺️ просто жизненно необходима!

    Ответить »
    • Вячеслав, 21.03.2020

      А вот я бы не сравнил эту книгу с Несвятые Святые. Совершенно разные книги. Несвятые святые очень глубокая книга, несмотря на легкость чтения. А эта так….в поисках чудес по свету.

      Ответить »
    • Иоанна Горина, 02.11.2019

      Книга эта, как и «Несвятые святые» рассчитана на эмоциональную природу женщины. Даже по комментариям видно, что мужчины ее не читают. П мужчины на дешевку не покупаются, если они верующие, то и сердце их отзывается только на духовное, а не на душевный сладкий сироп.

      Ответить »
      • Вячеслав, 21.03.2020

        Соглашусь с Вами) начал читать…что то не то…кое что можно прочитать деткам…для укрепления веры. Но многое даже обескураживает прямо….* с тайным монахом Леонидом поминали усопшего человека вином* — это как вообще можно понять? Или тот же монах не знал как молиться за человека- о ли как за усопшего, то ли как за живого. Но Бог Авраама, Исаака и Иакова- Бог не мертвых, но живых! У Бога все живы. Ну и еще всякие подобные моменты…до конца не читал…логика не позволяет))

        Ответить »
  • Фотиния М., 07.11.2016

    Чтение  книги было подобно празднику — тихому,  семейному,  где только Господь,  автор и я — благодарная Промыслу Спасителя.

    Ответить »
  • Людмила, 24.03.2017

    Добрая , светлая , тихая радость . Хочется со всеми поделиться , но увы… Как многого лишены люди в погоне за мнимыми житейскими заботами , в суете каждодневных дел , лишая себя Божьей любви , отвергая самое важное — возможность самим дарить любовь. У Господа нет случайностей , и я два дня могла наслаждаться праздником общения с автором — Олесей Николаевой , которую увидела прежде в передаче , только подключив «СОЮЗ», неисповедимы пути твои Господи. Слава Богу , что в моей жизни появилось ещё одно знакомство с человеком , который поддержит , наставит , поможет (даже не подозревая обо мне), спаси нас , Господи.

    Ответить »
  • Юлия, 21.06.2017

    Классическое «женское» произведение. В процессе чтения из каких-то глубоких вещей вдруг попадаешь на истории из серии «бабушки на лавочке рассказывали». Также неприятно завышенное самомнение автора и оценки других поэтов, как бездарностей. Тему про распитие спиртного монахами даже упоминать не хочется, это вещи, о которых принято молчать, итак алкоголиков вокруг масса. Зачем соблазнять тех, кто удерживается от этого греха? Стихи автора, кстати, не смогла прочитать, такой бред, пропускала. Удачи всем, кто рискнет дочитать до конца!

    Ответить »
  • Лариса, 24.06.2017

    Изумительная книга, спасибо автору Олесе Николаевой за лёгкость, проникновенность мысли и женскую (духовную) мудрость! Все из жизни, все реально, все герои, читаемо и как буд-то  бы оказываешься рядом с героями этих рассказов. Кое-где душа радовалась (улыбался), где-то скорбела (пробивались слизинки), с благодатью Божией написано произведение! Спасибо!

    Ответить »
  • Свеслана, 24.08.2017

    Судить, конечно легче, чем писать. Но все же, мнение оставить хочется. Иногда увлекало, иногда и не очень. Не согласна с автором о частом воспоминании о спиртном. Как то показалось лишним…..И стихи мне как то непонятны. Может дело во мне. Не доросла духовно………….буду двигаться дальше.

    Ответить »
  • Тамара, 19.02.2018

    Спасибо автору, спасибо, спасибо! Таким миром и теплом повеяло от её рассказов. Жаль, что стихи  оказались не доступны для меня — не понятны.

    Ответить »
  • Татьяна, 02.03.2018

    Спасибо автору! Столько историй! Согласна с предыдущими комментариями, что иногда недоумевала от некоторых моментов (пьющие монахи) но много моментов которые зацепили словом, сравнением, одна история цепляет другую и от этого понимаешь, что жизнь наша это Великий Промысл Божий и нужен талант и чуткость, что бы это все разглядеть и заметить

    Ответить »
  • Ирина, 22.03.2018

    Чисто человеческое, спасибо!

    Ответить »
  • Алла, 30.03.2018

    Спасибо. Душевно, тепло. А главное всё из жизни, всё просто, о нас всех. Человеку идущему и ищущему Бога настоящая поддержка. Насчёт монахов смутило, не скрою, а в остальном спасибо.

     

    Ответить »
  • Не Августин, 10.02.2022

    Вообще, «Августин» – худшая часть что этой книги, что «Несвятых святых». Эти произведения только выиграли бы, не будь в них рассказа о мошеннике, проходимце, воре и лжеце. И удивления достойно то упорство, с которым авторы продолжали делать вид, что всё хорошо и это очень поучительная история.

    Возможно, и поучительная, но вовсе не в том аспекте, который вложен в «Небесном огне» и «Несвятых святых». Для меня главный урок, – что грех надо называть грехом, а не втирать про «голубиные глаза», и что свои ошибки нужно признавать, а не заканчивать слюнявым хэппи-эндом. И не цитировать человека, который многажды попадался на лжи до этого, как ему тяжко жилось без подрясника или как он ни в чем не виноват, а его меркантильная певичка оговорила.

    На Афоне есть такое присловье: «Посмотрим, как он будет умирать», – потому что смерть в большинстве случаев является мерилом жизни человека (за исключением явных действий Промысла Божия, вроде кончины прав. отрока Артемия Веркольского). Не даром на каждой службе мы просим «христианския кончины живота нашего, безболезненны, непостыдны, мирны…» И если кому-то интересно, как эта история закончилась на самом деле (а также причина моей негативной реакции), то просто вбейте в поиске: иеромонах Владимир, в миру Сергей Токмачев.

    И давайте уже не жить в мире сказок. Христианство – это не сказочка, в которой все грешники всегда раскаиваются и живут долго и счастливо. Ведь даже один из 12-ти апостолов оказался предателем…

    Ответить »