<span class=bg_bpub_book_author>Олеся Николаева</span> <br>Небесный огонь и другие рассказы

Олеся Николаева
Небесный огонь и другие рассказы - Баш на баш

(253 голоса4.3 из 5)

Оглавление

Баш на баш

Совсем иным был путь к монашеству нынешнего архимандрита Гедеона.

Был он из семьи партийцев, да и сам пошел по комсомольской линии и довольно успешно стал карабкаться по номенклатурной лестнице — вверх, вверх и еще раз вверх. Годам к тридцати был он уже большим начальником, инструктором в большом областном центре. И все при нем — и положительная внешность, и спортивные успехи, и общественная активность. Идеологическая чистота и партийная его репутация были настолько безукоризненны, что он успел уже по комсомольско — молодежным делам объездить всю, даже и капиталистическую, Европу и с блеском поступил в Высшую партийную школу в самой Москве.

И вот когда ему надо было уже отправляться из своего областного центра на учебу в Москву, под утро явилось ему странное видение. Будто лежит он у себя в кровати, а к нему подходит Сама Матерь Божия и говорит:

— Путь твой лежит — в монашество. И поэтому завтра поезжай не в Москву, а к местному владыке и проси его тебя покрестить и постричь в монахи.

Как-то так сказала ему Матерь Божия в тонком сне и исчезла.

Он так и сел и до самого раннего утра дивился этим неслыханным доселе словесам. Почему сразу — в монахи? Можно ведь и так потихоньку в храм заглядывать, попа попросить покрестить на дому. Можно ж — тайком! Он про такие случаи среди обкомовцев знал… Можно ж — тайным христианином быть. Говоришь что-нибудь про коммунизм, а сам пальцы — указательный и средний крестиком сложишь, и, мол, в обратном смысле это все! Аллилуйя!

А с другой стороны — это ж не просто так: это ж Сама Матерь Божия ему сказала!

Вскочил он с кровати, натянул рубашку, брюки и ринулся к местному архиерею в резиденцию.

Стучит в ворота, стучит, наконец вышел заспанный послушник, увидел его, узнал в нем ответственного работника, глаза выпучил.

А тот все стучит:

— Пусти меня к владыке! — кричит. Взволнованный, красный.

А послушник спросонья решил, что тот вот так — без предупреждения! — рвется к владыке в неурочный час, чтобы его… арестовать, и не только не отпер дверь, но и сам на нее изнутри налег:

— Владыка, — кричит, — Бегите! Тут вас арестовывать приехали!

Спустился к ним владыка, велел дверь отворить. Уединились они с ответственным работником, и наконец архиерей ему и говорит:

— Сам я тебя крестить не буду — человек ты заметный в городе, скандала не оберешься. Но есть у меня один тихий приход, где служат монахи — практически это монастырек, скит. Мы тебя отвезем туда, окрестим, а там ты сам решишь, что тебе делать.

Так и произошло. Провел он целый день в архиерейских покоях, скрываясь в келье. А под покровом ночи владыка отвез его в этот скит и передал с рук на руки двум священномонахам. Они его и покрестили, да так он там и остался.

Но только его в тот же день, когда он у владыки прятался, хватились: куда пропал наш ответственный работник? И из города исчез, и в Москву не прибыл. С ног сбились, разыскивая его. Потом прошел какой-то темный слух, что монахи его выкрали и держат в архиерейском подвале. Так ведь милиция приходила к владыке его искать!

А тот уже вовсю в черном подряснике средь лесов на клиросе «Святый Боже» читает, четки тянет, поклоны кладет… Там его и постригли с именем Гедеон. И тогда уже он сам решил легализоваться и объявился властям. Ну и путем взаимных уступок они и договорились, что партийцы оставят его в покое и закроют глаза на его славное партийное прошлое, а он обещал предать забвению все, что ему было известно о жизни номенклатуры. Потому что он очень уж много знал такого, чего человеку вне «системы» знать не положено. Вот так: баш на баш получилось.

Я с ним познакомилась, когда приехала в тот монастырек, где его сначала спрятали, а потом и постригли. Поздно вечером мы вышли с моим мужем подышать свежим воздухом, и вдруг мимо нас спортивной трусцой пробежали две фигуры в подрясниках. Послушники, подумали мы, поспешили по монастырским нуждам — один спортивный, а другой — не очень, потому что очень уж округленький. Прошлись немного, а те уже обратно бегут. Один — легко и ловко, а другой — еле — еле, с одышкой. Остановились мы под сосной, смотрим — опять бегут: один — как молодой олень, а другой — как тюлень: шлеп — шлеп, язык на плече.

«Что за диво?» — подумали мы и пошли в монастырскую гостиницу — спать. Наутро спросили знакомого иеромонаха:

— Кто это у вас тут по монастырю бегает по ночам?

— А, — понимающе кивнул он, — ну раз вы сами видели, вам скажу. Это наш новый насельник Гедеон взялся за нашего настоятеля, а то больно уж он полноват. Поит его травками и гоняет бегать вдоль монастырских стен, когда все спят.

И действительно — недавно я увидела этого настоятеля. Его было не узнать. Стройный, подтянутый, весь устремленный ввысь. На славу потрудился тогда отец Гедеон.

Комментировать

14 комментариев

  • Жанна, 09.12.2015

    В моей жизни снова наступил такой период, когда появилась острая необходимость в постижении Промысла Божьего в своей собственной судьбе. Но изучать и открывать себя так трудно, особенно если ты только начал постигать, что есть Бог и что есть Его Промысел. Эта светлая книга, как и «Несвятые святые» учит и … лечит! Поэтому всем немощным и неудобоучашимся ☺️ просто жизненно необходима!

    Ответить »
    • Вячеслав, 21.03.2020

      А вот я бы не сравнил эту книгу с Несвятые Святые. Совершенно разные книги. Несвятые святые очень глубокая книга, несмотря на легкость чтения. А эта так….в поисках чудес по свету.

      Ответить »
    • Иоанна Горина, 02.11.2019

      Книга эта, как и «Несвятые святые» рассчитана на эмоциональную природу женщины. Даже по комментариям видно, что мужчины ее не читают. П мужчины на дешевку не покупаются, если они верующие, то и сердце их отзывается только на духовное, а не на душевный сладкий сироп.

      Ответить »
      • Вячеслав, 21.03.2020

        Соглашусь с Вами) начал читать…что то не то…кое что можно прочитать деткам…для укрепления веры. Но многое даже обескураживает прямо….* с тайным монахом Леонидом поминали усопшего человека вином* — это как вообще можно понять? Или тот же монах не знал как молиться за человека- о ли как за усопшего, то ли как за живого. Но Бог Авраама, Исаака и Иакова- Бог не мертвых, но живых! У Бога все живы. Ну и еще всякие подобные моменты…до конца не читал…логика не позволяет))

        Ответить »
  • Фотиния М., 07.11.2016

    Чтение  книги было подобно празднику — тихому,  семейному,  где только Господь,  автор и я — благодарная Промыслу Спасителя.

    Ответить »
  • Людмила, 24.03.2017

    Добрая , светлая , тихая радость . Хочется со всеми поделиться , но увы… Как многого лишены люди в погоне за мнимыми житейскими заботами , в суете каждодневных дел , лишая себя Божьей любви , отвергая самое важное — возможность самим дарить любовь. У Господа нет случайностей , и я два дня могла наслаждаться праздником общения с автором — Олесей Николаевой , которую увидела прежде в передаче , только подключив «СОЮЗ», неисповедимы пути твои Господи. Слава Богу , что в моей жизни появилось ещё одно знакомство с человеком , который поддержит , наставит , поможет (даже не подозревая обо мне), спаси нас , Господи.

    Ответить »
  • Юлия, 21.06.2017

    Классическое «женское» произведение. В процессе чтения из каких-то глубоких вещей вдруг попадаешь на истории из серии «бабушки на лавочке рассказывали». Также неприятно завышенное самомнение автора и оценки других поэтов, как бездарностей. Тему про распитие спиртного монахами даже упоминать не хочется, это вещи, о которых принято молчать, итак алкоголиков вокруг масса. Зачем соблазнять тех, кто удерживается от этого греха? Стихи автора, кстати, не смогла прочитать, такой бред, пропускала. Удачи всем, кто рискнет дочитать до конца!

    Ответить »
  • Лариса, 24.06.2017

    Изумительная книга, спасибо автору Олесе Николаевой за лёгкость, проникновенность мысли и женскую (духовную) мудрость! Все из жизни, все реально, все герои, читаемо и как буд-то  бы оказываешься рядом с героями этих рассказов. Кое-где душа радовалась (улыбался), где-то скорбела (пробивались слизинки), с благодатью Божией написано произведение! Спасибо!

    Ответить »
  • Свеслана, 24.08.2017

    Судить, конечно легче, чем писать. Но все же, мнение оставить хочется. Иногда увлекало, иногда и не очень. Не согласна с автором о частом воспоминании о спиртном. Как то показалось лишним…..И стихи мне как то непонятны. Может дело во мне. Не доросла духовно………….буду двигаться дальше.

    Ответить »
  • Тамара, 19.02.2018

    Спасибо автору, спасибо, спасибо! Таким миром и теплом повеяло от её рассказов. Жаль, что стихи  оказались не доступны для меня — не понятны.

    Ответить »
  • Татьяна, 02.03.2018

    Спасибо автору! Столько историй! Согласна с предыдущими комментариями, что иногда недоумевала от некоторых моментов (пьющие монахи) но много моментов которые зацепили словом, сравнением, одна история цепляет другую и от этого понимаешь, что жизнь наша это Великий Промысл Божий и нужен талант и чуткость, что бы это все разглядеть и заметить

    Ответить »
  • Ирина, 22.03.2018

    Чисто человеческое, спасибо!

    Ответить »
  • Алла, 30.03.2018

    Спасибо. Душевно, тепло. А главное всё из жизни, всё просто, о нас всех. Человеку идущему и ищущему Бога настоящая поддержка. Насчёт монахов смутило, не скрою, а в остальном спасибо.

     

    Ответить »
  • Не Августин, 10.02.2022

    Вообще, «Августин» – худшая часть что этой книги, что «Несвятых святых». Эти произведения только выиграли бы, не будь в них рассказа о мошеннике, проходимце, воре и лжеце. И удивления достойно то упорство, с которым авторы продолжали делать вид, что всё хорошо и это очень поучительная история.

    Возможно, и поучительная, но вовсе не в том аспекте, который вложен в «Небесном огне» и «Несвятых святых». Для меня главный урок, – что грех надо называть грехом, а не втирать про «голубиные глаза», и что свои ошибки нужно признавать, а не заканчивать слюнявым хэппи-эндом. И не цитировать человека, который многажды попадался на лжи до этого, как ему тяжко жилось без подрясника или как он ни в чем не виноват, а его меркантильная певичка оговорила.

    На Афоне есть такое присловье: «Посмотрим, как он будет умирать», – потому что смерть в большинстве случаев является мерилом жизни человека (за исключением явных действий Промысла Божия, вроде кончины прав. отрока Артемия Веркольского). Не даром на каждой службе мы просим «христианския кончины живота нашего, безболезненны, непостыдны, мирны…» И если кому-то интересно, как эта история закончилась на самом деле (а также причина моей негативной реакции), то просто вбейте в поиске: иеромонах Владимир, в миру Сергей Токмачев.

    И давайте уже не жить в мире сказок. Христианство – это не сказочка, в которой все грешники всегда раскаиваются и живут долго и счастливо. Ведь даже один из 12-ти апостолов оказался предателем…

    Ответить »