<span class=bg_bpub_book_author>Олеся Николаева</span> <br>Небесный огонь и другие рассказы

Олеся Николаева
Небесный огонь и другие рассказы - Трифон — мученик

(253 голоса4.3 из 5)

Оглавление

Трифон — мученик

О чудесной помощи Трифона — мученика я слышала много историй. Но кое-что могла бы рассказать о ней и сама. Икона с частичкой его чудотворных мощей была у нас в храме Знамения Божией Матери, у метро Рижская, куда мы ходили с детьми много лет, пока не переехали на другой конец Москвы, и перед которой неизменно молились.

Вообще мученик Трифон — греческий святой. Он прославился тем, что излечивал людей, изгонял бесов, совершал множество чудес и претерпел за свое исповедничество страшные мучения и смерть. В России же он стал особо почитаемым после того, как спас некоего Трифона, сокольничего царя Ивана Грозного. Сокольничий упустил любимого царского сокола и никак не мог его найти, за что ему грозил царский гнев и лютая смерть. И вот ему явился его святой — Трифон, на плече которого сидел тот самый царский сокол…

В акафисте мученику Трифону есть его слова о том, чтобы люди обращались к нему в своих скорбях и болезнях, и он тут же придет на помощь. И действительно, он сразу откликается на человеческую мольбу.

Обычно ему молятся в случаях болезней, прося исцелений, часто просят его и том, чтобы он помог одинокому человеку найти себе добрую жену, а девице или одинокой женщине послал хорошего мужа. Но не уничижает он и тех, кто обращается к нему с земными проблемами.

Так, просят его о помощи в устроении житейских дел, в уничтожении вредных насекомых, истребляющих урожай, и, памятуя, как он нашел пропавшего сокола, о том, чтобы помог найти и вернуть пропажу.

Вот и я как-то раз заказала ему молебен с акафистом, чтобы он благословил меня… вступить в Союз писателей. Дело мое лежало уже в приемной комиссии, и у меня, по слухам, были там влиятельные недоброжелатели. А с другой стороны, по формальным признакам, меня должны были принять: все-таки, несмотря на мои 25 лет, книга стихов в престижном издательстве «Советский писатель», публикации в «Новом мире», в «Дне поэзии», отклики критиков, рецензии на мои стихи… Да я почти уверена была, что все будет хорошо. Но ведь помолиться никогда не мешает…

И вот молюсь я на этом молебне, как раз в день заседания приемной комиссии, прихожу домой, муж мой тортик уже купил — отмечать, друзья пришли, вроде бы мы уже и празднуем победу… И тут — звонок:

— Олеся, тебя провалили.

— Как — провалили?

— Ну, не приняли!

— Почему?

— Да не почему. Не приняли — и все! Сказали — писательская дочка…

Я оторопела. Честно говоря, для меня это был просто удар. Потому что вступить в те годы в Союз писателей означало примерно то же, что в Российской империи получить дворянство. Это был социальный статус. А кроме того — для моей полунищей семьи, где было уже двое детей, это давало возможность выбиться из затянувшейся нужды: и гонорары, и ставки за выступления у членов Союза писателей были вдвое выше, чем у простых смертных, которые что-то там пописывали. Можно было раз в год бесплатно поехать в дом творчества — хоть в Коктебель или в Ялту, хоть на Пицунду или в Дубулты, хоть в Малеевку или Переделкино, и прожить там 24 дня где за бесценок, а где и вовсе бесплатно. Можно было каждый год брать в писательской поликлинике бюллетень на три месяца и получать по нему немалые деньги. Можно было взять творческую командировку куда угодно — хоть в Грузию, хоть в Эстонию, хоть на Байкал и потом ни перед кем не отчитываться, что именно ты там писал и чем занимался…

Словом, этих благ было множество, и я уже мысленно готовилась было к их освоению: путевка, командировка, бюллетень, двойной гонорар… И тут — такой облом. Как-то даже на Трифона — мученика я не то чтобы обиду затаила, но выразила ему свое недоумение: как так? Дети малые, денег нет, одежда ветхая, обувка старая, вместо мебели — рухлядь…

И тут звонят мне из Бюро пропаганды художественной литературы и предлагают поехать с чтением стихов в городок Шебекино Белгородской области. Я, конечно, согласилась: тут уж не до двойных ставок, хоть бы что-то заработать.

…Возвращаясь из этого Шебекино с букетом каал, я и попала чудесным образом к старцу Серафиму Тяпочкину. И уже после этого про Союз писателей не вспоминала, потому что жизнь моя и моей семьи пошла в совершенно иную сторону. Монастыри, монашеские скиты, святые источники, старцы, чудеса, ночные литургии, посты, да молитвы, да монахи, да юродивые с блаженными…

Я не раз думала о том, какое благодеяние совершил для меня мученик Трифон, отведя меня от сомнительного пути. Ведь если бы меня тогда приняли в Союз писателей, уж точно бы я в это Шебекино не поехала, к старцу бы не попала, не познакомилась бы ни со своим духовником, ни с духовным наставником, ни с чудотворцем убогим монахом Леонидом, словом — ни с кем из драгоценных людей, окружавших старца, с которыми так крепко связал нас Господь, а взяла бы трехмесячный бюллетень, а потом путевки в Коктебель на три срока, а потом творческую командировку в Грузию к моим друзьям, стала бы просить себе квартиру и вела бы себя так, как в принципе и должна вести себя молодая женщина, у которой двое детей и муж с репутацией подписанта и диссидента, то есть заботиться об их земном благополучии и процветании.

Так бы и ходила изредка в храм, причащая детей и продолжая думать, что-де церковные Таинства — это для простецов, а для таких просвещенных и творческих натур, вроде меня, есть таинства духовные: это таинства вдохновения, это внутренняя молельня. Вот. Нечто подобное я вычитала в свое время у русских религиозных философов — Бердяева,

Мережковского, Соловьева… Но кто знает, куда привела бы меня эта дорога.

Итак, Трифон — мученик меня в тот период жизни в Союз писателей не пустил и тем самым не дал воспользоваться его преимуществами. Но когда я убедилась, что это — ХОРОШО, я стала часто обращаться к нему в смутных ситуациях и всегда получала помощь. Несколько раз, в случаях крайних и драматических, я просила его отыскать пропавшую вещь, потеря которой несла немалую скорбь. Об одном из таких случаев и хочется теперь рассказать.

Мужа моего — отца Владимира должны были положить в больницу на очень серьезную и даже опасную для жизни операцию. В то утро я и повезла его в клинику, а по дороге высадила у института мою младшую дочь семнадцатилетнюю Анастасию, у которой был первый вступительный экзамен.

Пока мы сидели с отцом Владимиром в приемном покое больницы, ожидая, когда оформят документы на его госпитализацию, Настя позвонила мне и со слезами сообщила, что до экзамена ее не допускают, поскольку она забыла на даче свой экзаменационный лист. Это было как раз время перерыва в движении электричек, а добираться до Переделкино на перекладных — представлялось делом долгим и неверным. Поэтому я оставила мужа в больнице и помчалась на машине за экзаменационным листом сама.

Это был конец июля — самые пробки на выезде из Москвы. Машины еле тащились… Наконец я все-таки добралась до дома и ринулась в Настину комнатку, которую уместнее было бы назвать каморкой, настолько она была маленькая, низенькая, темненькая даже при свете яркого солнца, который загораживали густые кроны деревьев. А тут на беду во всем поселке вырубили свет.

Распахнув дверь, я так и замерла на пороге: везде — на письменном столе, на кровати, на стуле и даже на полу — были навалены кипы книг, тетрадей, бумаг. Видно было, что здесь моей дочерью велась нешуточная ожесточенная битва за знания… Дрожащей рукой я принялась перебирать листки, поднося их к глазам и стараясь в сгустившихся сумерках каморки распознать столь необходимый документ.

Я перерыла все на столе, на стуле, на кровати и, наконец, на полу, но его — как не бывало! В бессилии я опустилась на порог, не понимая, что делать дальше. И тут увидела на полке над столом маленькую иконку Трифона — мученика. Он стоял в красной мантии, в полный рост, а на правом его плече красовался пропавший было сокол Иоанна Васильевича…

И я взмолилась! Муж — в больнице, впереди страшная операция, дочь — перед экзаменационными дверями в ожидании забытого документа, я — в потемках, в ее разгромленной каморке, где уже все перебрано и пересмотрено, но все тщетно, тщетно!

И я в очередной раз потянулась к куче тетрадей, книг, брошюр, бумаг на столе — я только что ее просматривала, перелистывала, перекладывала, но все же… От моего прикосновения она покосилась и, потеряв равновесие, рухнула на пол в полнейшем беспорядке. Учебники, какие-то методические указания, расписание экзаменов, томики Пушкина, Лев Толстой… И вдруг от всего этого отделился один лист, спланировал и накрыл собой все остальное. На нем было так и написано: «Экзаменационный лист».

Схватив его, я прыгнула в машину и через полчаса отдала его своей скорбящей дочери — абитуриентке, которая тут же и отправилась на экзамен, а вскоре и поступила в институт.

Но бывало, что я обращалась к Трифону — мученику и в случаях не столь драматических: вроде бы потеря была не столь уж велика, чтобы тревожить из-за нее святого. И тем не менее…

Это было летом на даче в Переделкине. К нам с отцом Владимиром приехали наши дочери вместе со своими детьми, а также мой брат Митя с прекрасной собакой. Привели к нам и подружку нашей внучки Сони, двенадцатилетнюю Верочку — дочку нашей соседки. Верочкина мама очень ее оберегала от всех превратностей жизни и поэтому самолично доставила ее к нам, несмотря на то что жили они в каких-нибудь ста метрах от нас, и даже вручила ей мобильный телефон, чтобы она звонила «если что».

Дети вовсю резвились, бегая по лесу вокруг дачи, играли с собакой, носились за ней по крапиве, прятались от нее под кустами и вернулись в дом, только когда началась гроза и пошел дождь.

Тут-то Верочка и хватилась своего телефона, а его — и нет. Видимо, выронила она его, когда лазила по кустам да пряталась по оврагам. Ну что ж, только дождь поутих, и мы все — взрослые и дети, вооружившись собственными мобильниками, отправились врассыпную на поиски Верочкиного телефона, набирая поочередно из разных мест ее номер: авось, Верочкин откликнется, кто-то из нас услышит и пойдет на его звук.

Дождь уже перестал, выглянуло солнце, а Верочкин телефон все отзывался в наших мобильниках длинными заунывными гудками, которые так и не прорывались ни сквозь крапиву, ни сквозь кусты. Молчала поляна, молчал овраг, молчал сарай, и ельник тоже молчал.

Верочка едва сдерживала слезы — видно было, что за потерю телефона ее будут ругать: мама у нее строгая, темпераментная, властная, а Верочка тихая, робкая. И семья у нее совсем не такая богатая, чтобы пропажа мобильника не составляла для нее проблемы.

Короче говоря, видя, что дело безнадежное, мы закончили поиски и вернулись в дом. Скорее всего телефон этот уже разрядился, промок под дождем и валялся теперь, немой, под упавшей веткой…

— А давайте помолимся Трифону — мученику, — на всякий случай предложила я. — Вдруг он найдет?

Мы встали перед иконкой святого, пропели ему тропарь и прочитали молитву, прибавив от себя, что очень надеемся на его помощь. И после этого снова принялись звонить, расходясь по участку. Но на этот раз стальной голос нам ответил, что абонент недоступен и находится вне зоны действия сети…

Вдруг отец Владимир уверенно и решительно пошел в сторону тех кустов, которые мы уже неоднократно обследовали, присел, протянул руку и извлек из густой травы Верочкин мобильник.

— Как? Что? Откуда ты узнал? — обступили его мы.

Он неопределенно пожал плечами:

— Просто пошел и поднял его с земли.

…С этих пор у нас уже и малые дети знают, кто готов поспешить к ним на помощь, чтобы вытереть их слезы и принести утешение, превышающее и вызвавшую эти слезы скорбь, и ценность самой найденной вещи.

Комментировать

14 комментариев

  • Жанна, 09.12.2015

    В моей жизни снова наступил такой период, когда появилась острая необходимость в постижении Промысла Божьего в своей собственной судьбе. Но изучать и открывать себя так трудно, особенно если ты только начал постигать, что есть Бог и что есть Его Промысел. Эта светлая книга, как и «Несвятые святые» учит и … лечит! Поэтому всем немощным и неудобоучашимся ☺️ просто жизненно необходима!

    Ответить »
    • Вячеслав, 21.03.2020

      А вот я бы не сравнил эту книгу с Несвятые Святые. Совершенно разные книги. Несвятые святые очень глубокая книга, несмотря на легкость чтения. А эта так….в поисках чудес по свету.

      Ответить »
    • Иоанна Горина, 02.11.2019

      Книга эта, как и «Несвятые святые» рассчитана на эмоциональную природу женщины. Даже по комментариям видно, что мужчины ее не читают. П мужчины на дешевку не покупаются, если они верующие, то и сердце их отзывается только на духовное, а не на душевный сладкий сироп.

      Ответить »
      • Вячеслав, 21.03.2020

        Соглашусь с Вами) начал читать…что то не то…кое что можно прочитать деткам…для укрепления веры. Но многое даже обескураживает прямо….* с тайным монахом Леонидом поминали усопшего человека вином* — это как вообще можно понять? Или тот же монах не знал как молиться за человека- о ли как за усопшего, то ли как за живого. Но Бог Авраама, Исаака и Иакова- Бог не мертвых, но живых! У Бога все живы. Ну и еще всякие подобные моменты…до конца не читал…логика не позволяет))

        Ответить »
  • Фотиния М., 07.11.2016

    Чтение  книги было подобно празднику — тихому,  семейному,  где только Господь,  автор и я — благодарная Промыслу Спасителя.

    Ответить »
  • Людмила, 24.03.2017

    Добрая , светлая , тихая радость . Хочется со всеми поделиться , но увы… Как многого лишены люди в погоне за мнимыми житейскими заботами , в суете каждодневных дел , лишая себя Божьей любви , отвергая самое важное — возможность самим дарить любовь. У Господа нет случайностей , и я два дня могла наслаждаться праздником общения с автором — Олесей Николаевой , которую увидела прежде в передаче , только подключив «СОЮЗ», неисповедимы пути твои Господи. Слава Богу , что в моей жизни появилось ещё одно знакомство с человеком , который поддержит , наставит , поможет (даже не подозревая обо мне), спаси нас , Господи.

    Ответить »
  • Юлия, 21.06.2017

    Классическое «женское» произведение. В процессе чтения из каких-то глубоких вещей вдруг попадаешь на истории из серии «бабушки на лавочке рассказывали». Также неприятно завышенное самомнение автора и оценки других поэтов, как бездарностей. Тему про распитие спиртного монахами даже упоминать не хочется, это вещи, о которых принято молчать, итак алкоголиков вокруг масса. Зачем соблазнять тех, кто удерживается от этого греха? Стихи автора, кстати, не смогла прочитать, такой бред, пропускала. Удачи всем, кто рискнет дочитать до конца!

    Ответить »
  • Лариса, 24.06.2017

    Изумительная книга, спасибо автору Олесе Николаевой за лёгкость, проникновенность мысли и женскую (духовную) мудрость! Все из жизни, все реально, все герои, читаемо и как буд-то  бы оказываешься рядом с героями этих рассказов. Кое-где душа радовалась (улыбался), где-то скорбела (пробивались слизинки), с благодатью Божией написано произведение! Спасибо!

    Ответить »
  • Свеслана, 24.08.2017

    Судить, конечно легче, чем писать. Но все же, мнение оставить хочется. Иногда увлекало, иногда и не очень. Не согласна с автором о частом воспоминании о спиртном. Как то показалось лишним…..И стихи мне как то непонятны. Может дело во мне. Не доросла духовно………….буду двигаться дальше.

    Ответить »
  • Тамара, 19.02.2018

    Спасибо автору, спасибо, спасибо! Таким миром и теплом повеяло от её рассказов. Жаль, что стихи  оказались не доступны для меня — не понятны.

    Ответить »
  • Татьяна, 02.03.2018

    Спасибо автору! Столько историй! Согласна с предыдущими комментариями, что иногда недоумевала от некоторых моментов (пьющие монахи) но много моментов которые зацепили словом, сравнением, одна история цепляет другую и от этого понимаешь, что жизнь наша это Великий Промысл Божий и нужен талант и чуткость, что бы это все разглядеть и заметить

    Ответить »
  • Ирина, 22.03.2018

    Чисто человеческое, спасибо!

    Ответить »
  • Алла, 30.03.2018

    Спасибо. Душевно, тепло. А главное всё из жизни, всё просто, о нас всех. Человеку идущему и ищущему Бога настоящая поддержка. Насчёт монахов смутило, не скрою, а в остальном спасибо.

     

    Ответить »
  • Не Августин, 10.02.2022

    Вообще, «Августин» – худшая часть что этой книги, что «Несвятых святых». Эти произведения только выиграли бы, не будь в них рассказа о мошеннике, проходимце, воре и лжеце. И удивления достойно то упорство, с которым авторы продолжали делать вид, что всё хорошо и это очень поучительная история.

    Возможно, и поучительная, но вовсе не в том аспекте, который вложен в «Небесном огне» и «Несвятых святых». Для меня главный урок, – что грех надо называть грехом, а не втирать про «голубиные глаза», и что свои ошибки нужно признавать, а не заканчивать слюнявым хэппи-эндом. И не цитировать человека, который многажды попадался на лжи до этого, как ему тяжко жилось без подрясника или как он ни в чем не виноват, а его меркантильная певичка оговорила.

    На Афоне есть такое присловье: «Посмотрим, как он будет умирать», – потому что смерть в большинстве случаев является мерилом жизни человека (за исключением явных действий Промысла Божия, вроде кончины прав. отрока Артемия Веркольского). Не даром на каждой службе мы просим «христианския кончины живота нашего, безболезненны, непостыдны, мирны…» И если кому-то интересно, как эта история закончилась на самом деле (а также причина моей негативной реакции), то просто вбейте в поиске: иеромонах Владимир, в миру Сергей Токмачев.

    И давайте уже не жить в мире сказок. Христианство – это не сказочка, в которой все грешники всегда раскаиваются и живут долго и счастливо. Ведь даже один из 12-ти апостолов оказался предателем…

    Ответить »