Молитвы русских поэтов. XI-XIX. Антология - Нестор Кукольник

(12 голосов4.0 из 5)

Оглавление

Нестор Кукольник

Кукольник Нестор Васильевич (1809–1868) – поэт, прозаик, драматург. Один из самых плодовитых авторов «драматических фантазий» (так называл он свои стихотворные пьесы), исторических драм (самая известная из которых – «Рука Всевышнего отечество спасла»), повестей, рассказов, стихотворений. Известна реплика Пушкина: «А что, ведь у Кукольника есть хорошие стихи? Говорят, что у него есть и мысли». Еще при жизни Пушкина корнет лейб-гвардии Гусарского полка Михаил Лермонтов написал эпиграмму на премьеру пьесы Кукольника «Князь Михаил Васильевич Скопин-Шуйский» в Александрийском театре в январе 1835 года:

В Большом театре я сидел,

Давали «Скопина», – я слушал и смотрел.

Когда же занавес при плесках опустился,

Тогда сказал знакомый мне один:

«Что, братец! жаль! – вот умер и Скопин!..

Ну, право, лучше б не родился».

Нестор Кукольник был убежден в своей гениальности, отводя Пушкину место одного из своих современников. Пик популярности Кукольника приходится на середину 30-х годов, когда его произведения вызывали, по свидетельству современника, «самый неистовый восторг». Но в 40-е годы он постепенно сходит с литературной сцены, заняв крупный пост в канцелярии военного министра. О его рвении на службе можно судить по фразе, ставшей крылатой: «Если царь прикажет – через два месяца акушеркой буду». Из всего десятитомного Собрания сочинений (1851–1852), за которым последовало посмертное шеститомное (1871), испытание временем выдержали лишь его романсы из цикла «Прощание с Петербургом» (1840), что вполне объяснимо. Стихи Кукольника стали популярнейшими романсами благодаря великому Михаилу Глинке, с которым его связывали дружеские отношения. «Триумвират» (Кукольник, Брюллов, Глинка) прославился своими литературно-музыкальными вечерами и… кутежами. Композитор и музыкальный критик Л.Н. Серов отмечал: «Тексты этих романсов, хотя и не имеют высокого достоинства поэтического, заключают в себе, однако, всегда идею, доступную музыке, момент или драматический, или внутренне сосредоточенный, лирический». Зачастую, по собственному признанию, он «подкладывал слова под музыку». В цикл «Прощание с Петербургом» входит «Попутная песня», посвященная царскосельскому «пароходу» (так называли паровоз на первой в России железнодорожной ветке от Петербурга до Царского Села). Эта песня входила в число самых популярных из репертуара Федора Шаляпина. Не меньшей популярностью пользовался «Рыцарский романс» Кукольника – Глинки:

Прости! Корабль взмахнул крылом,

Зовет труба моей дружины!

Иль на щите, иль со щитом

Вернусь к тебе из Палестины.

Молва о подвигах моих,

Шумя, придет моим предтечей,

И лавр из нежных рук твоих

Наградой будет мне и встречей.

Клянуся сердцем и мечом:

Иль на щите, иль со щитом!

Сто битв, сто рек, сто городов

О имени твоем узнают,

На сто языков сто певцов

И запоют и заиграют!..

Помимо цикла «Прощание с Петербургом», Глинка создал романсы на слова Кукольника «Стансы» («Вот место тайного свиданья…»), «Сомнение» («Уймитесь, волнения страсти…») и музыку к исторической драме «Князь Холмский». Глинка был не единственным композитором, обращавшимся к поэзии Нестора Кукольника. На музыку положено около тридцати его стихотворений, наиболее известными среди них стали романсы Кукольника – Булахова «Забуду ль я волшебство слов твоих…» и Кукольника – Столыпина «Колечко» («Как взгляну, да погляжу…»).

Классикой русской молитвенной поэзии стала «Колыбельная песня» Кукольника – Глинки из цикла «Прощание с Петербургом». В основе самого жанра народных колыбельных лежат древнейшие заговоры, ставшие в христианские времена молитвами-оберегами. В этот же цикл Глинки входит «Еврейская песня» на стихи Кукольника по библейским мотивам. К лучшим образцам молитвенной поэзии Пушкинской эпохи принадлежит и его «О Матерь Бога Пресвятая!..».

Колыбельная песня

Спи, мой ангел, почивай,

Ясных глаз не открывай.

Баю-баюшки-баю;

Баю-баюшки-баю!

Не спишь, а время улетит,

И грозно тучи соберутся,

И – страсти проснутся,

И буря жизни закипит.

Спаси и сохрани его

От бури, Всемогущий!

Рассей земных волнений тучи

И тихим счастьем осени.

Баю-баюшки-баю;

Баю-баюшки-баю!

Чу! На пороге слышен шум…

Враги пришли, стучатся в двери…

Страданья и потери,

Рой страшных грез

И горьких дум,

Страданья, жертвы и потери.

Спи и сохрани его

От бури, Всемогущий!

Рассей земных волнений тучи

И тихим счастьем осени.

Баю-баюшки-баю;

Баю-баюшки-баю!

1840

Музыка М.И. Глинки, из цикла «Прощание с Пе тербургом» (1840).

Еврейская песня

С горних стран

Пал туман

На долины

И покрыл

Ряд могил

Палестины.

Прах отцов

Ждет веков

Обновленья.

Ночи тень

Сменит день

Возвращенья.

Загорит,

Заблестит

Свет денницы.

И орган,

И туман,

И темницы,

И сребро,

И добро,

И святыню

Понесли

В старый дом,

В Палестину.

<1840>

Из драмы «Князь Холмский». Романсы М.И. Глинки, из цикла «Прощание с Петербургом (1840), А.Б. Щербачева (1902).

Молитва

О Матерь Бога Пресвятая!

Кого и грешный ум людской,

И хор существ безплотных рая

Величит вечною хвалой.

Надежда страждущих! Спасенье

Блуждающих во тьме страстей!

Прийми смиренное моленье

И детский вопль души моей!

Сын праха, раб греха, – с юдоли

Болезней, скорби, суеты,

Средь горько тягостной неволи

И лютой духа нищеты, –

С надеждой руки простираю

К Тебе с сердечною мольбой

И к вечной святости дерзаю

Взнести глас слабый, грешный свой.

Дай мне Твое благословенье,

Богатство веры, Божий страх,

Душе и телу исцеленье,

Защиту в скорби и бедах,

Невозмутимую отраду,

Сопутницу души благой,

И безконечную награду,

Когда окончу путь земной.

Комментировать

2 комментария

  • SerGold, 25.02.2023

    Нерабочие файлы для скачивания. Исправьте пожалуйста это.

    Ответить »