Протопоп Аввакум
Аввакум Петров (1620–1682) – религиозный писатель, публицист. Староверов и нововеров разделило, конечно, не просто троеперстие и двуперстие, а неизбежное историческое столкновение старой и новой Руси, олицетворением которого в середине XVII века и стало противостояние двух нижегородских земляков – патриарха Никона и протопопа Аввакума. «Виршами философскими не обык речи красить», – так скажет Аввакум о своих посланиях, в которых, как и в двуперстии, он остался верен старой вере. Его современники, поэты-виршевики, начали осваивать польские верши (двустишия, скрепленные рифмами) при Симеоне Полоцком, появившемся в Москве в 1664 году и сыгравшем одну из основных ролей не только в религиозном, но и в литературном расколе. Протопоп Аввакум – последний из могикан поэзии Древней Руси. Молитвы входят в «Житие» и проповеди Аввакума точно так же, как во все другие произведения Киевской, Владимиро-Суздальской и Московской Руси – от Илариона и Нестора до Максима Грека и Ивана Грозного.
Три молитвы самого Аввакума сохранились в рукописных книгах и являются едва ли не последними образцами досиллабической молитвенной поэзии. Характерно, что в них тоже есть рифма, но не парная, а как в народных песнях и духовных стихах, в «Слове о полку Игореве» и во всей древнерусской поэзии, – свободная, основанная на ритме. Парная рифма виршевиков – первые младенческие шаги русской поэзии в новой стихотворной галактике, но и в дальнейшем она еще не раз вернется к «белому» стиху.
В одном из самых ранних посланий к своей духовной дочери боярыне Федосии Морозовой он подробно объясняет «правило нощное и старое пение»: «Егда молишися, вниди в клеть свою, затвори двери своя, сиречь все помыслы злыя отринь и единому Богу гори душою; воздохни со восклицанием и рцы: «Господи, согрешила, окаянная, прости! Несмь достойна нарещися дщерь Твоя, сотвори мя, яко едину от наемниц Твоих!» Еще же глаголю. Аще и все добродетели сотворишь, рцы душе своей: «Ничто же благо сотворих, ни начах добро творити». Нощию вставай, – не людем себя приказуй будить, но сама воспряни от сна без лености, – и припади, и поклонися сотворшему тя. А ввечеру меру помни сидеть. Поклоны, егда метание на колену твориши, тогда главу свою впрямь держи: егда же великий прилунится – тогда главою до земли. А нощию триста метаний на колену твори. Егда совершиши сто молитв стоя, – тогда «Слава» и «Ныне», «Аллилуия»; и тут три поклоны великия бывают».
Стих о душе
О душа моя, что за воля твоя?
Иже ты сама в такой дальней пустыни
Яко бездомная ныне ся скитаешь,
И с зверми дивими житие свое имеешь,
И в нищете без милости сама себя изнуряешь,
Жаждею и гладом лютее ныне умираешь.
Почто создания Божия со благодарением не приимаешь?
Али ты власти от Бога не имеешь
Доступи сладости века сего и телесныя радости?
Хвала о церкве
Се еси добра, прекрасная моя,
Се еси добра, любимая моя.
Очи твои горят, яко пламень огня,
Зубы твои белы пачи млека,
Зрак лица твоего паче солнечных луч,
И вся в красоте сияешь, яко день в силе своей.
Вопль к Господу
Послушай меня, Боже, послушай меня,
Царь Небесный, Свет, послушай меня!
Да не возвратится вспять ни един из них,
И гроб им там устроиши всем!
Приложи им зла, Господи, приложи
И погибель им наведи,
Да не сбудется пророчество дьявольское.
Комментировать