Молитвы русских поэтов. XI-XIX. Антология - Александр Крылов

(12 голосов4.0 из 5)

Оглавление

Александр Крылов

Крылов Александр Абрамович (1798–1829) – поэт. В поэзии Пушкинской эпохи – два Пушкиных (Лев Пушкин и его племянник Александр), два Дмитриева (Иван Дмитриев и его племянник Михаил), два родных брата – Сергей Глинка и Федор Глинка, два Крылова (Иван Крылов и Михаил), не имевших никаких родственных связей и несоизмеримых, как и все остальные. Псевдонимы в ту пору еще не прижились. Это уже в Серебряном веке стали применять знаменитые, как ныне выражаются, «бренды». Так появился Федор Сологуб (но с одним «л»), который не рискнул дебютировать под своей подлинной фамилией Тетерников.

Обо всем этом восемнадцатилетний Александр Крылов из города Вытегра Олонецкой губернии, к счастью, не ведал, когда, будучи студентом Санкт-Петербургского педагогического института, принес свои стихотворные опусы в Вольное общество любителей российской словесности, которое в то время возглавлял Федор Глинка. И никто ему не сказал, что при живом-де «дедушке Крылове» ему в поэзии делать нечего. Увидели в нем, если и не Божий дар, то хотя бы Божью искру, главное, что Божью… Так, в русской поэзии появился Крылов-2. Его первые стихи увидели свет в журналах ВОЛРС «Соревнователь» одновременно со стихами Вильгельма Кюхельбекера, одно из которых – «Поэты» прозвучало в авторском чтении на заседании Общества 22 марта 1820 года и вскоре появилось в апрельском номере «Соревнователя». Оно предварялось эпиграфом из В.А. Жуковского: «И им не разорвать венца, // который взяло дарованье!» и прозвучало как декларация поэтов нового поколения, заявившего о себе в первые же месяцы ссылки Пушкина. Особенно примечательными были заключительные строки, в которых, перечислив имена «певцов и смелых и священных // Пророков истин возвышенных» – Ломоносова и Державина, он восклицал:

И ты – наш юный Корифей –

Певец любви, певец Руслана!

Что для тебя шипенье змей,

Что крик и Филина и Врана?

Лети и вырвись из тумана,

Из тьмы завистливых времен.

О други! Песнь простого чувства

Дойдет до будущих племен –

Весь век наш будет посвящен

Труду и радостям искусства;

И что ж? пусть презрит нас толпа:

Она безумна и слепа!

Над Кюхельбекером тоже нависла угроза ссылки. Тем временем в «Соревнователе» появилось еще одно стихотворение, прочитанное на заседании ВОЛРС 17 января 1821 года. Со стихотворным посланием к «К. К-у» обратился Александр Крылов. В нем были и такие строки о высшем предназначении поэта:

Он в будущем живет: на крыльях легких дум

Летит в тот край, где ждут его безсмертных тени;

Во сне внимает он рукоплесканий шум

И похвалы грядущих поколений!

Волшебный глас его пленяет всех сердца;

То ручейком журчит, то громом поражает.

Пусть зависти змия шипит у ног Певца –

Он звуком струн шипенье заглушает!

Александр Крылов перефразировал самые крамольные строки Кюхельбекера, тем самым выразив свою солидарность. Но для молодых поэтов – Кюхельбекера, Александра Крылова, Платона Ободовского, Василия Григорьева – публичные чтения и обсуждения в ВОЛРС были не только общественной трибуной. Все эти годы на заседаниях читались и в журналах публиковались переложения псалмов и библейских сюжетов самого Федора Глинки, которые выйдут отдельным изданием в роковом 1825 году. Эти «Опыты священной поэзии» Федора Глинки и были, по сути, поэтической школой, продолжившей традиции выдающихся псалмистов XVIII века.

Поэтическое наследие Александра Крылова невелико. «В глуши лесов я жизнь веду; // Не слава, а покой мне нужен», – напишет он, удалившись в свое имение. Но несколько стихотворений Крылова-2 остались в истории русской поэзии, в том числе и его псалмы.

Псалом 4

Внегда призвати ми, услыша мя Бог,

правды моея проверити.

Стесненный скорбию сердечной,

Воззвал я к Богу вышних сил.

И се! Дух истинный, предвечный

Мой плач на радость преложил.

Распространил Он мои члены,

Ущедрил, оживил и спас;

Услышь и впредь, Творец вселенны!

Моих молений теплый глас.

А вы, о хладны истуканы!

Доколе будете иметь

Сердца железны, изваяны,

Любить тщету и ложь терпеть?

Смотрите, как Господь прославил

Того, кто преподобен был!

Меня Он в скорби не оставил,

Когда к Нему я возопил.

На зло мы гневом вспламенились,

И что сознаете в сердцах,

На ложах ваших умилитесь,

Пред Вышним, о своих грехах.

Омойте вашу совесть мертву

Слезой от сердца своего,

Пожрете[49] Богу правды жертву

И уповайте на Него.

Иной, ища себе отрады

В богатствах и грехах, гласит:

«Кто добродетели и правды

И блага нам пути явит?»

Не в сердце ли у нас основан

Естественный закон Творца?

На нас, на нас ознаменован

Свет, Боже! Твоего лица.

Вино, елей, плоды, пшеницы

И все обилие земли,

От щедрыя Твоей десницы,

Виновник благ! произросли.

Усну я в мире и почию,

В надежде полной на Творца,

И ослабевшу дряхлу выю

Склоню на лоно у Отца.

Псалом 5

Глаголы моя внуши, Господи, разумей звание мое.

Внуши слова мои, Предвечный!

И их значенье разумей;

Внемли моления сердечны,

Мой Боже и Царю царей!

К Тебе я глас свой простираю!

Склони, склони мой слух ко мне,

И виждь, как сушу утру рану

В Твоем святилище предстану

В безмолвьи сердца тишине;

Да чистым духом созерцаю,

Что Ты – тот правосудный Бог,

Который к беззаконным строг.

Не придет муж к Тебе лукавый,

Ниже пред Твой предстанет взор

Гордец, нечестьем величавый,

Ни весь подобный им собор,

Неправдой дышущий и злобой;

Возненавидел Ты лжецов,

Гнушаешься языком льстивым,

Коварным сердцем и строптивым,

Разженным варварством на кровь.

Но я по милости особой

Войду в Божественный Твой храм

И с трепетом повергнусь там.

Настави правдою Твоею

Меня спасения на путь;

Не даждь в посмешище злодею,

Чтоб ногу мог он мне препнуть.

Враги мои меня прельщают;

Но нет в устах их правоты;

Сердца их к суете преклонны,

Гортань – как гроб отверст зловонный,

Суди им, Боже, с высоты,

Да всю надежду потеряют

Во предприятиях своих

И в начинаниях злых их.

Низринь во ад всех развращенных

По множеству нечестья их

И огорчений, нанесенных

Тебе, Святейший из Святых!

Да облекутся в вечну радость,

Во имя Вышняго любя,

В Нем лишь надежду полагают

И сердце в жертву предлагают

Достойну, Господи! Тебя.

Вселися в них, верховна Благость!

И праведных покрой людей

Благословения броней.


[49] Пожреть – пожертвовать.

Комментировать

3 комментария

  • SerGold, 25.02.2023

    Нерабочие файлы для скачивания. Исправьте пожалуйста это.

    Ответить »
  • Любовь, 17.05.2024

    Создавший текст данной темы владеет мастерством издателя библейского Слова в христианской традиции с присущим канатаходцу талантом изящно, на твердом балансе, удерживать внимание разных людей: и скучающих горожан, и отдыхающих с великих трудов на земле селян, и обычных уличных зевак, и мимоходящих посторонних прохожих, и постоянно куда-то спешащих по важному делу, и сопровождающих в пути.
    Спасибо за работу.

    Ответить »