Молитвы русских поэтов. XI-XIX. Антология - Дмитрий Хвостов

(12 голосов4.0 из 5)

Оглавление

Дмитрий Хвостов

Хвостов Дмитрий Иванович, граф (1757–1835) – поэт, переводчик. «Я смотрю с умилением на графа Хвостова за его постоянную любовь к стихотворству… Это редко и потому драгоценно в моих глазах… он действует чем-то разительным на мою душу, чем-то теплым и живым. Увижу, услышу, что граф еще пишет стихи, и говорю себе с приятным чувством: «Вот любовь достойная таланта! Он заслуживает иметь его, если и не имеет»», – так писал о нем в 1824 году Н.М. Карамзин, но ни в XIX, ни в XX веке ничто не смогло изменить совсем другое представление о графе Хвостове как о «мальчике для битья» нескольких поколений своих собратьев по перу. Уж кто только не пародировал и не писал эпиграммы на его басни и притчи, ставшие «потешною книгою» как для молодых арзамасцев, так и для Гавриила Державина, Ивана Дмитриева, которые знали и другого Дмитрия Хвостова – родственника и ближайшего друга фельдмаршала Суворова. В 1789 году он женился на племяннице полководца и стал самым близким ему человеком в годы славы и в годы опалы. «Сему великому мужу, – писал он впоследствии, – обязан я счастием моим. Могу хвалиться не только чинами и отличиями, кои приобрел, может быть, не столько по заслугам моим, сколько по его благоволению: он принял меня в особливую милость свою и удостоил неограниченной доверенностию; нет тайны, которой бы он мне не вверял. Когда он командовал армиями, все отношения к императрице Екатерине II и императору Павлу I во время Италианской кампании шли через мои руки. Наконец, мне ж определено было иметь печальное преимущество принять последнее издыхание непобедимого героя». Помимо басен графа Хвостова и пародий на них сохранилось 85 писем к нему Суворова, опубликованных лишь в 1872 году. В 1798 году опальный полководец писал ему из новгородской деревни о своих дочери и сыне:

«Милостливый Государь мой Дмитрий Иванович! Должен я прибегнуть к дружбе Вашей. При выезде Наташи из Санкт-Петербурга прошу Вашего Превосходительства принять Аркадия на Ваши руки и как мой ближний содержать его так, как пред сим реченную его сестру содержали, соблюдая его благочестие благонравие и доблесть. В полной обязанности пребуду к вам до гроба моего преданным и с истинным почтением».

Современники судили о нем только по его «упражнениям в поэзии», о которых сам же он писал: «При скупости моих дарований, любя словесность и почитая высокую цель оной, то есть просвещение, благонравие и распространение вкуса, я мог, подобно другим, в считанные минуты моего, хотя недостаточного, восторга, чувствовать поразительные красоты мира телесного и духовного; мог без всякого притязания на славу Поэта, по чувству любви, долженствующей оживлять каждого человека и особенно писателя, вверял мои понятия и чувства бумаге и разделял оные с моими приятелями и современниками. Вот история моего авторства».

Ко всему этому стоит лишь добавить, что Хвостов был не только поэтом-баснописцем. Все его стихотворные сборники открывались не баснями, а псалмами. Граф Хвостов занимает более чем достойное место среди русских псалмопевцев. О том, насколько серьезно он относился к своим преложениям псалмов, можно судить по его примечаниям к изданию 1828 года: «Автор по чувству истинного удовольствия долгом себе поставляет свидетельствовать совершенную благодарность, относительно духовных стихотворений, Отцу Протоиерею Герасиму Петровичу Павловскому. Сей просвещенный и знаменитый муж в 1826 году принял на себя труд пересмотреть все духовные творения Автора и снабдить их полезными и основательными замечаниями. Автор целый год употребил на исправление недостатков и погрешностей, кои ему ясно, основательно и безпристрастно были открыты».

Этими духовными стихотворениями Дмитрий Хвостов впервые за более чем полтора столетия представлен в нашем издании.

Псалом 11

К Тебе молитву воссылаю,

Спасенье, Боже мой, пошли;

Напрасно взоры простираю, –

Не вижу правды на земли.

Все люди совесть погубили,

Друг друга уловляя в лесть;

Все жертвами корысть почтили,

В душе вражду питая, месть.

Против лжемудрия восстанет

Могущий небеси Творец,

И на главу разврата грянет,

И ропот истребит вконец.

Рекут в безумии великом:

«О Боге тщетно помышлять,

Коль велеречевым языком

Мы слабых можем уловлять».

Вещает крепкий от Сиона:

«Страдальца слез не погублю,

Не презрю преподобных стона

И мир блаженством наделю».

Как чистое, без персти злато

Не тлеет Вышнего закон;

Ученье грешников проклято

Пройдет, исчезнет будто сон.

1814

Псалом 13

Развратной покоряся воле,

Вещали буйные сердца:

«Миров пространных на престоле

Нет Жизнедателя, Творца».

В греховной бездне утопали,

Свершая беззаконья путь;

К Владыке рук не простирали,

Кичливую вздымая грудь.

Создатель взоры преклоняет

С небесной высоты на дол –

Узреть, не весь ли погибает

Род смертных в лютой бездне зол.

Увидел, – все путем разврата,

Как звери дикие, текли;

Прельщенные сияньем злата

Алтарь корысти вознесли.

Иль беззаконные не знают,

Что гневом Бог грозит Своим

Тем, кои ближних пожирают,

Как хлеб, на пищу данный им.

Стрелами страха уязвленны

В самих себе носили казнь,

Но были смертью пораженны,

Где не гнездилася боязнь.

Злодей разврату угождает,

Но сеть его расторгнет Бог.

И беззаконник стыд познает,

Когда гордыне сломят рог.

1810-е гг.

Молитвы

Царю Небесный

Преложение

Небес пространных Царь, Дух правды, утешитель,

Источник благости и бытия Строитель!

Твой всюду царствует премудрый перст и глас;

Избавя от грехов, приди, вселися в нас

И будь, могучий Бог, Ты наших душ Спаситель.

1822

Да исправится молитва моя

Преложение

Пускай огонь души к верхам небес стремится,

Как благовонный дым и аромат кадил;

Пусть жертва вечера вполне изобразится

Рукой, которую я к Богу возносил.

1827

Преложение херувимской песни

Мы херувимов сонм здесь тайно образуя,

Ключ жизни, Троицу Святую торжествуя,

Средь мира неба песнь достойно возгласим,

От сердца удаля любовь к вещам земным.

1828

Псалом 19

К тебе склоняет Бог, Россия,

В печали день небесный свод,

Помощник с высоты святыя,

Каратель зла, Отец щедрот;

Он скорбь и жертву слез помянет,

Россию благодатной канет

На сердца твоего обет,

И твой исполнится совет.

Увидя солнца помраченье,

Десницу к Богу вознеси;

Ты в сердце чувствуя крушенье,

Благих даров себе проси.

Моление услышав тайно,

Уже Помазанника явно,

Простря в громах могучий глас,

От злобы нечестивых спас.

Иной собрат желая дани,

И колесницу, и коней

Ведет на ополченье брани

Для погубления людей;

Мы – стражи здесь святынь залога,

Призвав на помощь имя Бога,

Воскликнем, ревностью горя:

«О Господи! спаси Царя!»

1817

Комментировать

3 комментария

  • SerGold, 25.02.2023

    Нерабочие файлы для скачивания. Исправьте пожалуйста это.

    Ответить »
  • Любовь, 17.05.2024

    Создавший текст данной темы владеет мастерством издателя библейского Слова в христианской традиции с присущим канатаходцу талантом изящно, на твердом балансе, удерживать внимание разных людей: и скучающих горожан, и отдыхающих с великих трудов на земле селян, и обычных уличных зевак, и мимоходящих посторонних прохожих, и постоянно куда-то спешащих по важному делу, и сопровождающих в пути.
    Спасибо за работу.

    Ответить »