Молитвы русских поэтов. XI-XIX. Антология - Семен Родзянко

(12 голосов4.0 из 5)

Оглавление

Семен Родзянко

Родзянко Семен Емельянович (1782–1809) – поэт, переводчик. Родзянко, как и Василий Жуковский, в декабре 1800 года с отличием окончил Московский университетский Благородный пансион (Родзянко – с золотой, Жуковский – с серебряной медалью). «Добродетель», «Могущество, слава и благоденствие России», «Любовь к отечеству» – так назывались стихи Жуковского и Родзянко, зачитываемые на ежегодных публичных торжественных актах (позже эта традиция перейдет в Царскосельский лицей) и впервые опубликованные в университетском издании вместе с их же переводом на французский язык оды Державина «Бог». Они послали свой перевод Державину и даже получили от него стихотворное напутствие:

Не мне, друзья! идите вслед;

Ищите лучшего примеру:

Пиндару русскому, Гомеру

Последуйте, вот мой совет.

Державин советует своим юным подражателям последовать примеру Ломоносова, хотя конечно же он сам и был для них, как позднее для лицеистов, живым классиком. Свое стихотворение «Безсмертие есть цель жизни человеческой» Вильгельм Кюхельбекер преподнесет ему на тех же самых публичных чтениях, когда прозвучала пушкинская ода. В жизни Жуковского и Родзянко Державин сыграл не менее значимую роль. Жуковский и Родзянко были не единственными из поэтов-пансионеров, как Пушкин и Дельвиг – из поэтов-лицеистов. Вместе с ними на поэтическом поприще достаточно серьезно заявили о себе и другие воспитанники – Андрей Тургенев, Алексей Мерзляков, Андрей Кайсаров, Александр Воейков. Эту параллель с поэтами-лицеистами можно и продолжить. В январе 1801 года поэты-пансионеры, закончившие Благородный пансион, организовали Дружеское литературное общество. В 1817 году поэты-лицеисты Пушкин, Дельвиг и Кюхельбекер – «союз поэтов», в основе которого были те же самые идеи поэтической независимости и верности дружбе. Оба этих союза просуществовали недолго, и оба «раскололись» фактически по одной причине, которая литературоведами обычно замалчивается. «В Дружеском литературном обществе, как в фокусе, сошлись основные направления молодой литературы 1800–1810 годов: романтизм Жуковского, гражданская поэзия, связанная с традицией XVIII века и идеями Просвещения (Мерзляков), и преддекабрьское идейно-литературное движение (Андрей Муравьев, Андрей Кайсаров)» – так обычно представляется литературная ситуация тех лет. И вполне справедливо, если добавить направление – не менее важное, чем остальные, – религиозной поэзии, что четко обозначилось в первых же стихах Жуковского и Родзянко. Отсюда и их перевод державинской оды на французский язык как основы этого литературного направления. О том, как воспринималась подобная религиозная направленность другими членами Дружеского литературного общества можно судить по очень характерной фразе из письма Андрея Кайсарова к Андрею Тургеневу: «Как бы ты думал, о чем мне случилось говорить с Родзянкою? О Боге. Он много верит, и потому он не нашего поля ягода». Но ведь почти о том же самом Дельвиг и Василий Туманский будут писать в 1823 году Кюхельбекеру, который, подпав, по их словам, под влияние Грибоедова, Шихматова и Библии, стал не их поля ягодой, перешел в другой литературный стан – «староверов» Шишкова и Гавриила Державина, а затем двадцать лет тюрьмы и каторги писал религиозные стихи и поэмы. Поэтический путь Семена Родзянко завершится в самом начале. О своих друзьях Жуковский будет вспоминать в элегии 1806 года «Вечер»:

Один – минутный цвет – почил, и непробудно,

И гроб безвременный любовь кропит слезой.

Другой… о небо правосудно!..

Андрей Тургенев умер в 1803 году. Семен Родзянко в 1806 году был еще жив, но восклицание «о небо правосудно!» говорит о многом – он сошел с ума. Андрей Кайсаров погиб в 1813 году, возглавив в Германии один из партизанских отрядов. Жуковский переживет и других своих «товарищей-друзей» по Дружескому литературному обществу, а Алексей Мерзляков станет наставником в Благородном пансионе и в самом университете новой поэтической плеяды любомудров, из которых возникнут почти все московские славянофилы. Федор Тютчев, Степан Шевырев, Алексей Хомяков, Андрей Муравьев, молодой Аермонтов многим обязаны тем традициям, которые закладывались в Московском университете в самом конце XVIII и в 20-е годы XIX века. К числу таких произведений принадлежит и стихотворение «К Богу» Семена Родзянко.

К Богу

Всезрящий в Тройце Бог, с высот неизмеримых

Благодарению души моей внимай

И чувство, мысль мою, Тобою тамо зримы,

Ты духом просвети, путь правый обновляй!

Отец, и Сын, и Дух, неслитный, нераздельный,

Когда всеблагостью из ада мир исторг,

Рекли: «Спасение!» Склонился свод небесный,

И в воле тройческой единый познан Бог.

Кто, кто из христиан глас к небу простирает

И помощи горе не чает обрести?

Червя и тленный злак Всесильный назирает:

О Бозе укрепись – и льзя стену пройти.

1800

Комментировать

3 комментария

  • SerGold, 25.02.2023

    Нерабочие файлы для скачивания. Исправьте пожалуйста это.

    Ответить »
  • Любовь, 17.05.2024

    Создавший текст данной темы владеет мастерством издателя библейского Слова в христианской традиции с присущим канатаходцу талантом изящно, на твердом балансе, удерживать внимание разных людей: и скучающих горожан, и отдыхающих с великих трудов на земле селян, и обычных уличных зевак, и мимоходящих посторонних прохожих, и постоянно куда-то спешащих по важному делу, и сопровождающих в пути.
    Спасибо за работу.

    Ответить »