Молитвы русских поэтов. XI-XIX. Антология - Василий Пушкин

(12 голосов4.0 из 5)

Оглавление

Василий Пушкин

Пушкин Василий Львович (1770–1730) – поэт. Он одним из первых оценил стихи своего гениального племянника и за месяц до смерти обратился к нему с последним стихотворным посланием, начинавшимся словами: «Племянник и поэт! Позволь, чтоб дядя твой // На старости в стихах поговорил с тобой…» Пик популярности самого Василия Пушкина приходится на 1810-е годы, когда по рукам ходила его сатирическая поэма «Опасный сосед», впервые опубликованная в 1815 году в Мюнхене, а в самой России попавшая в число запретных в то же самое время, когда он привез своего племянника на экзамены в открывающийся Царскоселький лицей. А начинался их разговор в стихах в пасхальные дни 1816 года, когда племянник-лицеист обратился к нему с рождественским поздравлением:

«Христос воскрес, питомец Феба!

Дай Бог, чтоб милостию неба

Рассудок на Руси воскрес;

Он что-то, кажется, исчез…»

После сатирического «Опасного соседа» с Василием Пушкиным произошло то же самое, что и с Петром Вяземским, чья сатира «Русский бог», появившаяся лишь в зарубежной печати, навсегда закрепила за ним славу поэта-сатирика, закрыв при этом все остальное не сатирическое его творчество и, прежде всего, Вяземского как религиозного поэта. Имя Василия Пушкина, создавшего молитвы-ирмосы, стоит в одном ряду с такими выдающимися русскими религиозными поэтами Пушкинской эпохи, как Василий Жуковский, Федор Глинка, Вильгельм Кюхельбекер, Иван Козлов.

Творение Кассианы инокини

Господи, иже во многия

грехи впадавшая жена.

Жена, грехами отягченна,

Но ощутив в Тебе Творца природы всей,

К Владыке своему течет бледна, смущенная,

С скорбящей, мрачною душой.

Приносит миро и рыдает…

– О горе! – вопиет, – страсть душу раздирает,

Как ночь безлунная она покрыта тмой;

Гнушаюсь я собой,

Воззри, о Господи! на скорбь мою ужасну:

Кто может, коль не Ты, спасти от бед нещастну?

Прими моих источник слез;

Ты сотворил моря, свод преклонил небес,

Ты преклонил к моим сердечным воздыханьям;

Нет меры горести, унынию, страданьям;

Смиренно ног Твоих я лобызаю прах,

Как Евва, я лице власами закрываю,

Стыжусь, и трепещу, и каюсь во грехах:

Я гибну, умираю:

Но кто судеб Твоих изследить бездну мог?

Не презри грешную! – к Тебе я прибегаю,

Спаситель мой и Бог!

Ирмосы

* * *

Покрываяй водами

превыспренняя Своя.

Превыспренняя[17] Ты водами покрываешь;

Ты положил предел морям!

Ты всей природой управляешь;

Ты все содержишь Сам!

Тебя, Всесильный Бог, все в мире прославляет!

И мудрость и любовь Твоя во всем видна;

Тебя и солнце воспевает,

И звезды и луна!

* * *

Бога человеком невозможно видети.

Возможно ль видеть нам Творца миров вселенной?

И ангели взирать не смеют на Него.

Тобой, Всечистая, явился Бог нетленной;

Тобою смертные увидели Его!

Да воспоем хвалу не льстивыми устами,

Да воспоем Тебя с небесными чинами!

* * *

Молитву пролию ко Господу,

и Тому возвещу печали моя.

Молитву к Господу я пролию с слезами

И возвещу Ему печаль души моей:

О Боже! пощади, не дай погибнуть ей!

Ад приближается. Я отягчен грехами, –

Носимый быстрыми волнами,

Иона возсылал мольбу к Тебе стоня;

Ты спас его – спаси меня!

* * *

Ужаснися, бояйся небо,

и да подвижатся основания земли.

Объята ужасом вселенна!

Земля колеблется, покрыто небо тмой!

Кто все животворил Собой,

Того зрим мертваго, того мы зрим презренна,

И кроет гроб Его!

Воспойте, отроки, Страдальца вы сего!

Священники, превозносите!

И в Нем, все смертные, с восторгом Бога чтите!

* * *

Не рыдай мене Мати, зряще во гробе.

О Ты, носившая Меня в своей утробе,

Возлюбленная Мать! слез горестных не лей;

Ты Сына своего лежащего зришь в гробе,

Утешься, не рыдай! – ко радости Твоей,

Востану яко Бог, от ада всех избавлю

И чтущих с верою Тебя людей прославлю.

<1790-е гг.>


[17] Превыспренний – находящийся выше всего, поднебесный.

Комментировать

3 комментария

  • SerGold, 25.02.2023

    Нерабочие файлы для скачивания. Исправьте пожалуйста это.

    Ответить »
  • Любовь, 17.05.2024

    Создавший текст данной темы владеет мастерством издателя библейского Слова в христианской традиции с присущим канатаходцу талантом изящно, на твердом балансе, удерживать внимание разных людей: и скучающих горожан, и отдыхающих с великих трудов на земле селян, и обычных уличных зевак, и мимоходящих посторонних прохожих, и постоянно куда-то спешащих по важному делу, и сопровождающих в пути.
    Спасибо за работу.

    Ответить »