Молитвы русских поэтов. XI-XIX. Антология - Федор Дмитриев-Мамонов

(12 голосов4.0 из 5)

Оглавление

Федор Дмитриев-Мамонов

Дмитриев-Мамонов Федор Иванович (1727–1805) – поэт, переводчик, философ, художник. Из старинного княжеского рода 26-го колена Рюриковичей. В «Панегирике», составленном в 1773 году им самим под именем сельского священника Василия Соловья, воссоздан его «автопортрет»: «Он может писать и говорить на разных диалектах проворно, ясно и безогрешительно; в натуральной истории искусен, в нем можно найти хорошего математика и изрядного философа. География и историография у него всегда пред очами; ему и химические правила и не неизвестны; знает вкус и силу в живописи; но при всех превосходнейших оных его знаниях в нем еще высокий дух поэзии обитает». Выпустил несколько оригинальных и переводных книг, в том числе гравированный альбом «Слава России, или Собрание медалей, означающих дела Петра Великого» (1770,1783) со стихотворными «надписями» к портретам Петра, а в архиве сохранилась его поэма с тем же названием «Слава России». Но лишь на одном из изданий стоял псевдоним «Дворянин-Философ», все остальные были анонимными. Сам он так объяснял причину: «Я великую охоту имею сочинять и писать, но не желаю слыть ни стихотворцем, ни переводителем. Не для того, чтоб я не почитал оные свойства весь славными всем пылающим разумом, но для того, что я родился нетщеславным». Этот же псевдоним стоит и на самом главном его поэтическом создании – полном переводе Псалтири. На титульном листе рукописи значится: «Седмъ кафисм. Псалтири преложенныя на оды. Сочинения Дворянина-Философа». Далее следует вклейка – цветной рисунок с изображением пляшущего 156 царя с псалтирью и поэтические переводы всех 150 псалмов, разделенных на 20 кафизм (разделов). Более двухсот лет эта рукописная книга пролежала в архиве, и вот наконец-то в 2006 году увидела свет. Встала в один ряд с полными поэтическими переводами Псалтыри Симеона Полоцкого и Василия Тредиаковского. Но в данном случае хотелось обратить внимание не только на уникальность и научную ценность этого издания, осуществленного Пушкинским Домом и подготовленного Л.Ф. Луцевич. Перед нами – новое литературное явление, поэзия высочайшего уровня. Многие из поэтов XVIII века знали толк в искусстве звуковой инструментовки, полифонии стиха, его рисунке. Федор Дмитриев Мамонов – из их числа. Нам еще предстоит открыть заново и Тредиаковского, и Сумарокова, и Василия Майкова, и Николева как виртуозов русского поэтического барокко. Одно из таких открытий уже состоялось…

Из «Псалтири, преложенной на оды»

Псалом 6

Не обличи меня, Господь,

всей яростью Твоею,

я немощен и плоть,

смятен душой моею.

Ни гневом мя не накажи,

все смялись мои кости;

помилуй, щедрость покажи

и изцели все злости.

Я воздыханьем утружден

и моюся слезами;

слезами одр мой омочен:

в нощь кажду лью ручьями.

И тем ослаб мой взор очей,

смутилось мое око,

страшусь от ярости Твоей;

мучение жестоко.

В вразех моих я обетшах,

нет сил супротивлятся,

и в таковых живя судбах,

лишь должен сокрушаться.

Во ад ли хощешь мя низвесть?

Но смерть глагол кончает,

во аде песней болше несть;

смерть Тя не поминает.

И так доколе, Боже мой,

ко мне не обратишься!

Доколе не спасешь дух мой

и в милость не склонишься!

Но Бог услышал плача глас;

услышал Бог моленье;

приял молбу мою в сей час;

о! паки мне спасенье!

Смятитесь все творящи грех,

сокройтесь, отступите,

вас срам и стыд постигнет всех;

то скоро ощутите.

Псалом 14

Господи, кто обитает

в жизни щастья, где твой дом?

Кто в святой горе бывает?

Кто вселен на месте том?

Кто в раю живет святом?

Там живут лишь все святые,

кои тако жизнь вели,

что презрели все мирские

злы пороки на земли;

добродетельно цвели.

Кто лишь правду сотворили,

был их истенен глагол,

честь внутрь сердца сохранили,

никаких не сделав зол,

Кто лишь в путь спасенья шел.

Кто языком льстить хранился,

искренним не сделал зла;

и от оных отщетился,

в ком прегнусная хула

и на ближних злобна шла.

Сребро лихвою не множил,

мзды с невинных не приял.

Кто во свете тако пожил,

тот так щастье основал,

что и в небе щастлив стал.

Псалом 22

Сам Господь меня спасает,

кто меня лишит того?

Я в спасеньи у Него.

Он меня не оставляет,

и от юных самых лет

сам Господь меня пасет.

Свет меня в лице зрит взрачне,

я душой спасен везде;

на покойной взрос воде;

и вселен на месте злачне.

Тамо Бог меня вселил,

дух к себе мой обратил.

Там вселил мою Бог душу

и поставил мя на путь,

где все стези правды суть.

Тамо я покой не рушу:

тем, что зла я не боюсь,

хоть в сень смертную возьмусь.

Бог святаго ради имя,

ради имя Своего,

путь закона знать всего,

знать всю правду научи мя;

тако жив в святых судьбах,

презираю всякой страх.

Хоть среди пойду той сени,

где стоит с косою смерть;

и ее могу я стерть –

не боюся злостей тени.

Зло погибнет и падет,

ибо Бог со мной грядет.

Жезл и палица Господня

защитит от злостных всех

и низложит злобу тех.

Их низложит всех того ж дня

и меня утешит тем,

во спасении своем.

Уготовил злый трапезу,

чтобы оной мне стужать

и пред светом всем ругать.

Но отер мою Бог слезу,

уготовил пир в против

и отмстил мя, защитив.

Бог главу мою елеем

благовонным умастил,

в царский чин меня вместил;

я помазан иереем

от священных рук сего,

Бог послал ко мне кого.

Тако всей надежды чаша

Твоих многих, Боже сил,

коей Ты меня почтил,

есть державственна честь наша.

Мир благих есть в чаше сей,

и я жив рукой Твоей.

Поженет мя Твоя милость

и всех дней мой кратк живот;

но хотя рок смертных тот,

чтоб пришла плоть древных в гнилость,

Ты всели меня в храм Твой,

продолжив век древный мой.

Псалом 53

Сохрани мя,

Боже мой!

В Твое имя,

дай покой!

Претерпенье

и гоненье

разсуди;

Твоей силой

дух унылой

свободи.

Тоже слыши

скорбный глас,

Ты всех зриши

в каждый час.

Я не страстно

и напрасно

Тя ищу,

но дух бедный,

притесненный

спасть хощу.

Чужди идут

мя губить;

и приидут,

что творить?

Злость возстала,

наглость стала,

крепцы, злясь;

всюду рыщут,

душу ищут,

в каждый час.

Бог –источник

всех благих;

Он –помощник

мне на злых:

Он заступит

и притупит

злость в врагах;

дух избавит,

не оставит

в злых судбах.

Злобу вражью отвратит;

силной стражью

оградит.

злость премерзку

и продерзку

потребит;

силой правды

без отрады

злых истнит.

Тако волей

я своей

жизни долей

всей моей

жертву честну

и нелестну

принесу;

имю Бога,

честь будь многа,

от часу!

Исповемся

ввек Ему;

вознесемся

мы к Нему:

духом чистым,

сердцем истым

до конца,

имя благо,

Пресвятаго

чтит Отца.

Он избавил

мя от бед;

Он поставил

мя в Свой след;

и печали

все пропали,

сгибнут вдруг;

я взираю,

презираю

вражий слух.

Комментировать

3 комментария

  • SerGold, 25.02.2023

    Нерабочие файлы для скачивания. Исправьте пожалуйста это.

    Ответить »
  • Любовь, 17.05.2024

    Создавший текст данной темы владеет мастерством издателя библейского Слова в христианской традиции с присущим канатаходцу талантом изящно, на твердом балансе, удерживать внимание разных людей: и скучающих горожан, и отдыхающих с великих трудов на земле селян, и обычных уличных зевак, и мимоходящих посторонних прохожих, и постоянно куда-то спешащих по важному делу, и сопровождающих в пути.
    Спасибо за работу.

    Ответить »