Молитвы русских поэтов. XI-XIX. Антология - Григорий Сковорода

(12 голосов4.0 из 5)

Оглавление

Григорий Сковорода

Сковорода Григорий Саввич (1722–1794) – философ, поэт, прозаик, педагог. Родился в селе Чернухи на Полтавщине в семье казака. В 1738–1842 годах, как и Даниил Туптало (в монашестве Димитрий Ростовский), учился в Киево-Могилянской духовной академии. Был певчим в придворной капелле императрицы Елизаветы Петровны. Путешествовал и жил в ряде европейских стран. Знал греческий, латынь, древнееврейский, немецкий, итальянский. В 1753 году вернулся на родину. Был домашним учителем, преподавал в Переяславском и Харьковском коллегиумах (духовных школах). С 1769 года до конца жизни странствовал с котомкой за плечами и неизменной флейтой-сопилкой за поясом. Обучал детей грамоте, пел свои песни и проповедовал свое учение о живой душе. «Вас Бог одарил грунтами, но вдруг может то пропасть,//А мой жребий с голяками, но Бог мудрости дал часть», – писал он. Предание гласит, что Сковорода знал день своей смерти, о которой говорил: «Смерть человеку – покой»; сам выкопал себе могилу и завещал написать на надгробии слова: «Мир ловил меня, но не поймал». Автор философских трактатов, многие из которых созданы в форме диалога: «Диалог, или Розглагол о древнем мире», «Разговор пяти путников о истинном щастии в жизни», «Разговор, называемый алфавит, или Букварь мира» и другие. В этих трактатах он подкреплял свои мысли пословицами, афоризмами, создавая яркие художественные образы. Свои религиозные и философские взгляды выразил в цикле прозаических «Басен харьковских» на собственные и эзоповские сюжеты. Его сборник стихов «Сад Божественных песен» (1757–1785) – выдающееся явление поэзии XVIII века. Любой поэт XX века может позавидовать тончайшей инструментовке стихов Сковороды:

…А когда взойдет денница

Свищет в тот час всяка птица,

Музыкою воздух

Растворенный шумит вкруг.

Только солнце выникает,

Пастух овцы выгоняет.

И на свою свирель

Выдает дрожливый трель.

Пропадайте, думы трудны,

Города премноголюдны!

А я с хлеба куском

Умру на месте таком.

В 1972 году в серии «ЖЗЛ» вышла книга о Григории Сковороде, переизданная в 2008 году. Ее автор Юрий Лощиц отмечает: «Современному читателю стихотворения Сковороды могут показаться слишком архаичными, хотя – для своей эпохи – писал он удивительно просто, много проще, чем, допустим, его современник Тредиаковский. Сковороду-поэта читать трудно потому, что сочинял он на языке, который несколько особняком стоит на литературной карте XVIII века. Это не был русский литературный язык той эпохи, классические формы которого закреплены в творчестве Ломоносова, Сумарокова, Державина. Это не был и украинский литературный язык – его возникновение относится лишь к концу XVIII столетия. Сковорода писал на переходном языке малороссийской книжности своего времени, который иногда называют староукраинским книжным, а иногда славяно-российским языком, потому что при известной доле старославянизмов и украинизмов в словарном составе он все-таки тяготеет к русской языковой стихии. Дополнительную окраску языку Сковороды придают и обильно используемые им латинизмы – свидетельство академического воспитания… Переведи мы его на современный русский или современный украинский, и сколько обнаружится невозместимых потерь! Писателя можно любить только в его неповторимости, а значит, через труд, через сопротивление времени, языка, предрассудков, обычаев».

Образ «степного Ломоносова» запечатлен в романе Василия Нарежного «Российский Жилблаз» (1814), в повести Ивана Срезневского «Майор, майор» (1836), в повести Тараса Шевченко «Близнецы», в «сковороДинских мотивах» Гоголя, Достоевского, Лескова, Владимира Соловьева (эти два философа и поэта даже Родственники по материнской линии).

Сад Божественных песен

Песнь 4

Рождеству Христову. Из сего зерна:

С нами Бог, разумейте язы́цы, сиречь;

Помаза нас Бог духом;

Посла духа Сына своего в сердца наша.

Ангелы, снижайтеся,

Ко земле сближайтеся,

Господь бо, сотворший веки,

Живет ныне с человеки.

Станьте с хором

Вси собором,

Веселитеся, яко с нами Бог!

Се час исполняется!

Се Сын посылается!

Се лета пришла кончина!

Се Бог посылает Сына.

День приходит,

Дева родит,

Веселитеся, яко с нами Бог!

Обещан пророками,

Отчими нароками,

Решит в последня лета

Печать Новаго Завета;

Дух свободы

Внутрь нас родит,

Веселитеся, яко с нами Бог!

Даниилов каменю!

Из купины пламеню!

Несеченный отпадаешь!

Огнь сена не попаляешь!

Се наш камень!

Се наш пламень!

Веселитеся, яко с нами Бог!

Расти ж благодатию,

Новый наш ходатаю!

Расти, да возможешь стати,

Да попалишь супостаты,

Да вселенну,

Зря спасенну,

Веселимся вси, яко с нами Бог!

Мы ж тебе рожденному,

Гостеви блаженному,

Сердца вех нас отверзаем,

В душевный дом призываем.

Песнь спевая,

Восклицая,

Веселящеся, яко с нами Бог!

Песнь 5

Воскресению Христову. Из сего зерна:

О! о! Бежите на горы! (Захария);

Востани, спяй! Покой даст Бог

на горе сей (Исайя).

Объяли вкруг мя раны смертоносны;

Адовы беды обойшли несносны;

Найде страх и тма. Ах, година люта!

Злая минута!

Бодет утробу терн болезни твердый;

Скорбна душа мне, скорбна даже в смерти.

Ах, кто мя от сего часа избавит!

Кто мя исправит?

Так африканский страждает елень скорый;

Он птиц быстрее пить спешит на горы,

А жажда жжет внутрь, насыщенна гадом

И всяким ядом.

Я на Голгофу поскорю поспею;

Там висит врач мой меж двою злодею.

Се Иоанн зде при кресте рыдает!

Крест лобызает.

О Иисусе! О моя отрадо!

Зде ли живеши? О страдальцев радость!

Даждь спасительну мне цельбу в сей страсти,

Не даждь век пасти.

Песнь 10

Из сего зерна: Блажен муж:

иже в премудрости умрет и иже в разуме

своем поучается святыне (Сирах).

Всякому городу нрав и права;

Всяка имеет свой ум голова;

Всякому сердцу своя есть любовь;

Всякому горлу свой есть вкус каков, –

А мне одна только в свете дума,

А мне одно только не идет с ума.

Петр для чинов углы панские трет,

Федька-купец при аршине все лжет.

Тот строит дом свой на новый манер,

Тот все в процентах, пожалуй, поверь! –

А мне одна только в свете дума,

А мне одно только не идет с ума.

Тот непрестанно стягает грунта,

Сей иностранны заводит скота.

Те формируют на ловлю собак,

Сих шумит дом от гостей, как кабак, –

А мне одна только в свете дума,

А мне одно только не идет с ума.

Строит на свой тон юриста права,

С диспут студенту трещит голова.

Тех безпокоит Венерин амур,

Всякому голову мучит свой дур, –

А мне одна только в свете дума,

Как бы умрети мне не без ума.

Смерте страшна, замашная косо!

Ты не щадишь и царских волосов.

Ты не глядишь, где мужик, я где царь, –

Все жерш так, как солому пожар.

Кто ж на ея плюет острую сталь?

Тот, чия совесть, как чистый хрусталь…

Песнь 13

Из сего: Изыдите от среды их…

Прииди, брате мой, водворимся на селе.

Тамо роди тя мати твоя… (Песнь песней).

Ах, поля, поля зелены,

Поля, цветами распещренны!

Ах долины, яры,

Круглы могилы, бугры!

Ах вы, вод потоки чисты!

Ах вы, берега трависты!

Ах ваши волоса,

Вы, кудрявые леса!

Жайворонок меж полями,

Соловейко меж садами;

Тот, выспрь летя, сверчит,

А сей на ветвах свистит.

А когда взошла денница,

Свищет в той час всяка птица,

Музыкою воздух

Растворенный шумит вкруг.

Только солнце выникает,

Пастух овцы выгоняет.

И на свою свирель

Выдает дрожливый трель.

Пропадайте, думы трудны,

Города премноголюдны!

А я с хлеба куском

Умру на месте таком.

Песнь 18

Господь гордым противится,

смиренным же дает благодать.

Ой ты, птичко желтобоко,

Не клади гнезда высоко!

Клади на зеленой травке,

На молоденькой муравке.

Вот ястреб над головою

Висит, хочет ухватить,

Вашею живет он кровью,

Вот, вот когти он острит!

Стоит явор над горою,

Все кивает головою.

Буйны ветры повевают,

Руки явору ломают.

А вербочки шумят низко,

Волокут меня до сна.

Тут течет поточек близко;

Видно воду аж до дна.

На что ж мне замышляти,

Что в селе родила мати?

Нехай у тех мозок рвется,

Кто высоко в гору дмется,

А я буду себе тихо

Коротати милый век.

Так минет меня все лихо,

Счастлив буду человек.

Комментировать

3 комментария

  • SerGold, 25.02.2023

    Нерабочие файлы для скачивания. Исправьте пожалуйста это.

    Ответить »
  • Любовь, 17.05.2024

    Создавший текст данной темы владеет мастерством издателя библейского Слова в христианской традиции с присущим канатаходцу талантом изящно, на твердом балансе, удерживать внимание разных людей: и скучающих горожан, и отдыхающих с великих трудов на земле селян, и обычных уличных зевак, и мимоходящих посторонних прохожих, и постоянно куда-то спешащих по важному делу, и сопровождающих в пути.
    Спасибо за работу.

    Ответить »