Молитвы русских поэтов. XI-XIX. Антология - Василий Тредиаковский

(12 голосов4.0 из 5)

Оглавление

Василий Тредиаковский

Тредиаковский Василий Кириллович (1703–1769) – поэт, переводчик. Родился в семье астраханского священника, учился в школе католических монахов-капуцинов. С католиками не заладилось, бежал в Москву – в Славяно-греко-латинскую академию. С 1726 года – в Гааге, с 1727 года – в Сорбонне. В Россию вернулся в 1730 году, опубликовав перевод популярного во Франции романа П. Тальмана «Езда в остров Любви», с приложением своих любовных стихов на русском и французском языках. Наиболее известная его теоретическая работа о стихосложении «Новый и краткий способ к сложению российских стихов» появилась в 1735 году. Ее-то и захватил с собой молодой Ломоносов, посланный в Саксонию для изучения горного дела. Но, восполняя пробелы в своем образовании, он досконально проштудировал не только все основные источники по точным наукам, выучив для этого немецкий, французский, итальянский и английский языки, но и книжечку Тредиаковского по русской версификации. А в 1739 году послал в Академию свои «Правила российского стихосложения».

Так что впервые они соприкоснулись заочно. Ломоносов не опровергал силлабо-тоническую систему Тредиаковского, основанную на хорее, а лишь доказывал возможности ямба. Но спор о ямбе и хорее стал яблоком раздора между ними. С тех пор прошло более двух с половиной веков, а поверженный Тредиаковский так и остался примером поэта-неудачника, любую «заумь» до сих пор сравнивают с его стихами. Неизданными продолжают оставаться многие его труды, лишь в 1989 году вышел труд всей его жизни – первый в России полный стихотворный перевод Псалтири.

Парафразис песни Богородичны

Величит душа Моя Господа.

Евангелие от Луки, гл. 1

Величит Господа поя

Все сердце, вся душа моя:

Им, Богом спасшим, дух пришел Мой в крайню радость,

И чувствует небесну сладость.

На нискость Он Мою призрел,

Рабу смиренну изобрел:

Все роды ублажат Меня уже отныне,

В толикой вечно благостыне.

Велико сотворен со Мной,

Всесильный и Святый Собой!

От рода в род Его всем милости творятся,

Которы Онаго боятся.

Державу мышцею явил

Своею, Сам и утвердил:

Гордящихся всю мысль развеял напыщенну,

В ничто в сердцах их обращенну.

Низверг в глубокий сильных дол,

Вознес смиренных на престол,

Наполнил алчных всех премногими благими,

Богатых отпустил нагими.

Израиля приял всего;

Раба Он вспомнил Своего:

Так, Аврааму Сам дал клятву издалека,

И семени его довека.

Парафразис Исаина проречения

От нощи утренюет дух мой.

Исаия, гл. 26

К Тебе, от нощи восстает,

О! Боже, в утро дух мой вольно:

Твое веление престольно,

Спасительный земле есть свет.

Весь род живущих земнородных

Ты научиться правде тщись:

Дел за нечестие неплодных.

Да потребится от среды

Всяк без пощады нечестивый,

И дух его толико льстивый:

О! злый, блаженным быть не мнись,

Да не имеет он чреды

Господню славу видеть с нами.

Твоя что, Господи, рука,

Вельми и мышца высока,

Не знают; но в стыд приидут сами.

Не наученных всех людей

Объимет скрежет, зависть злая;

Огнь супостаты пожигая,

Конечно истребить в день сей.

Но нас любезным, Боже, миром,

Подав тот нам, благослови;

Сию нам милость ввек яви,

Толь всяким насладив нас пиром.

О! Господи, и Боже наш:

Мы много от чужих терпели;

Едва в господ не возымели.

Но молим, та нам буди стражу;

Твоя над нами власть и воля:

Кроме Тебя мы никого,

Не знаем равно ничего;

В Твоем нам Имени есть доля.

К тому уже те живота

Не могут видеть все отныне;

Зрим гробы токмо мы в пустыне,

Где вся была их высота:

Их воскресить врачи не сильны,

Ты Сам их ввеки погубил

И память с шумом потребил,

Коль Мужи были не обильны.

Сам, Господи, зла приложи

Тем, кои на земле толь славны,

Что мнятся быть с Тобою равны;

Но нас всех вмале накажи:

Тебя мы в скорби поминаем;

Хоть совокупно, хоть и в разнь,

Мы получаем должну казнь;

Однак к Тебе все прибегаем.

Как мучащаяся родить,

В болезни вопиет великой;

Так всем нам повелел в толикой

Ты скорби пред Тобой ходить;

Зачав, во чрево мы вселили;

А бремя так своя нося,

И повсегда к Тебе глася,

Спасения мы дух родили.

Парафразис молитвы Ионины

Возопих в скорби моей…

Иона, гл. 2

Я в скорби к Господу моей

От сердца возопил стеная;

Бог мой меня в печали сей

Услышал, милость поминая.

Услышал Ты, о! Боже, глас,

И вопль мой из зверина чрева:

Хоть в глубину низверг от гнева,

Хоть реки залили там враз;

Однак не призрил горька рева.

Вся высота по мне прешла;

Вся глубина меня прияла;

Вся и широкость обошла;

Отверста мраков бездна стала;

Всего покрыли горы вод:

Шум токов оглушил ужасный;

Всему явился вид зол власный,

И влажный пропастей испод.

О! коль тогда я был злощасный.

Изрек я в горести сие:

Отринут обретаюсь ныне,

И все стенание мое,

Здесь от Твоих очей в долине;

Уже к тому я не узрю

Жив Храма Твоего святаго,

Ни в нем сияние драгаго:

Взлилась вода к души за прю;

Се в бездне смерть мне, а не благо!

Глава моя в расселе гор

Уж всеконечно понырнула;

Снишел в места подземны взор,

Земля заклеп свой где замкнула,

Ввек положивши вереи.

О! Боже, да живот спасется,

И на верьхи да изнесется;

Да внидут слез к Тебе струи;

Да дух в пучине не стрясется.

Когда вельми душа моя

В страданиях там сих томилась;

То милость, Господи,

Твоя во время в память мне вселилась:

Молитву Сам мою Ты внял;

Дошла в Храм к Твоему престолу;

Судеб Твоих по произволу,

Ты ону в благости приял;

Возвел меня, не предал долу.

Хранящие ложь, суету,

Пренебрегают благодарность;

За то приимут срамоту,

И казнь за лесную коварность.

Но я со гласом похвалы,

И в исповедании Богу

Воздам спасенный жертву многу,

Котора сердце, не волы,

И весь обет мой без подлогу.

Псалом 62

Боже, Боже мой, к Тебе утреннюю.

Царь Давид, бывши гонимый и находившийся в пустыне Пудовой, куда он убежал, как то чтется в Книге Царств, в главе 23, приносит к Богу молитву, содержащуюся в сем Псалме. Объявляет, что ничего не желает он с тольким усердием, как чтоб быть в Дому Божием, и что чувствование Благости Господни наполняет его несказанною радостию и неколебимым упованием, коль не силится на него стремительно все неприятели.

О! Боже, Боже мой, ищу

На самом я Тебя рассвете,

И жаждет Тя душа как в лете,

Вся плоть, и весь я сам хощу

К Тебе из дебри, где в навете.

В пустой скитаюсь я земле,

В земле не только непроходной,

Но удаленной и безводной,

Подверженной всегдашней мгле,

Нездравой, блатной и безплодной.

Избавь, Твою б мне Силу зреть,

Увидеть бы притом и славу,

Так равно, как Твою Державу

Зря, можно было в храме петь

И прославлять Тя по уставу.

Твоя есть лучше живота

Велика милость и богата,

Всего дражайше та и злата;

Затем Тебе мои уста

Восхвалят в сих мест от возврата.

Во всю жизнь Тя благословлю,

Об имени Твоем воздею

К Тебе я руки, как успею

В желаниях, и преломлю

Все бедствия, которым тлею.

Душа и Дух мой насыщен,

Как туком с мастию какою

Единым, Боже мой, Тобою;

В устах язык обогащен

Тебе с веселием хвалою.

Когда Тебе воспоминал

В нощи я на моей постеле,

То утренню я в самом деле,

К Тебе всю мысль я воссылал,

И не радел не спяй о теле.

Ты был всегда помощник мой,

Тем получу велику радость

Я в кровле крил Твоих и сладость.

Идет душа вслед за Тобой,

В Твоей деснице ввек мне младость.

Но те, которы моея

Души к погибели искали

И на меня толь восставали,

Все сойдут с злобы своея

В ров преисподней, где близ стали.

Вдадутся те меча рукам,

В участок пищи будут птицам,

И плотояднейшим лисицам,

И непрестанно алчным псам,

И кровопийно купно львицам.

А царь, о Боже, повсегда

Имеет светло веселиться;

О Нем всяк может похвалиться,

Клянется Оным кто когда,

Устам лжи долг был заградиться.

1753

Парафразис псалма 139

Изми мя, Господи, от человека лукава.

Господи! Изми меня

От лукава человека;

И да будеши броня,

Защищающа до века,

Повсегда готовый Сам

К избавлению от мужа,

В коем есть мутна, как лужа,

Вся неправда по словам,

Делом море, вечна стужа.

В сердце их всегдашня лесть,

Токмо ту и помышляют;

Не извесно, что за в месть,

Брани всяк день ополчают:

Весь язык их изощрен

На злоречие, как бритва;

В их руках сеть и ловитва;

След к дну злобы приведен;

Яд из уст течет и битва.

Сохрани, о! Боже мой,

Сам меня от рук грешаща,

И людей от рода, кой

Не таит себя, дышаща

Кривдою и крайним злом;

Сих мысль непрестанна,

Да меня в пути сем странна

Запнут, объишед кругом,

И да падша зрят попранна.

В гордости мне скрыли сеть;

И с силом уж верьвь простерли,

Ноги б им мои задеть,

Иль чтоб выю мне тем стерли:

Всюду ими при стезях

Расположены соблазны,

И везде обманы разны;

На земле и на морях,

Мне беды лежат непразны.

Боже! я к Тебе вещал:

Ты мой Бог, Ты мне Зиждитель;

Ты всегда не запрещал,

Я ж и есмь всегда молитель:

Господи! о Боже сил,

Ты от крепости в твердыне,

И в превелией святыне

Сам главу в брань осенил,

По Твоей мне благостыне.

Так и ныне не предай

В грешничи меня здесь руки;

Но желание познай,

И спаси от оных муки

Те взвели; и се беда!

Не остави бедна суща,

Непрестанно вопиюща

От великаго труда;

Не взнеслась бы часть, ков шьюща.

В них с кружившись голова

Да повергнет их на землю;

Да покроются слова

Тем стыдом, кой я приемлю:

Угли огненны падут

Во Твоем на них изволе;

Больше не пребудут в холе,

Как напасти нападут:

Низложи, и будут в доле.

Муж злоречив на земле

Не возможет быть исправен;

Муж, живяй неправды в зле,

Пагубному тлену равен:

Знаю, Боже, сотворишь

Суд и месть Ты за безсильных,

Правых же, для хвал умильных,

Пред лице Твое вселишь,

В радости блаженств обильных.

Псалом 150

Хвалите Бога

Псалмист возбуждает всех людей хвалить Бога за Величество Его, за Высоту и за Предивные Его дела, с употреблением Священных Мусикийских органов. Сим псалмом оканчивается Книга псалмов.

Хвалите Бога за Святыню,

Хвалите за пространство Сил;

Хвалите дел за Благостыню,

Хвалите, что их утвердил.

Хвалите множество Величий,

Хвалите и по сим Его;

Хвалите в Гласе Труб и Сличий,

Хвалите в Гуслях вы Того.

Хвалите в Лике и в Тимпане,

Хвалите звона в красоте;

Хвалите в Струнах и Органе,

Хвалите, зря на высоте.

Хвалите в строй кимвал бряцая,

Хвалите гласно, всем Он Царь,

Хвалите Господа, всклицая:

Да хвалит вся дышаща Тварь.

1753

Комментировать

3 комментария

  • SerGold, 25.02.2023

    Нерабочие файлы для скачивания. Исправьте пожалуйста это.

    Ответить »
  • Любовь, 17.05.2024

    Создавший текст данной темы владеет мастерством издателя библейского Слова в христианской традиции с присущим канатаходцу талантом изящно, на твердом балансе, удерживать внимание разных людей: и скучающих горожан, и отдыхающих с великих трудов на земле селян, и обычных уличных зевак, и мимоходящих посторонних прохожих, и постоянно куда-то спешащих по важному делу, и сопровождающих в пути.
    Спасибо за работу.

    Ответить »