Молитвы русских поэтов. XI-XIX. Антология - Святитель Димитрий Ростовский

(12 голосов4.0 из 5)

Оглавление

Святитель Димитрий Ростовский

Димитрий Ростовский (в миру Даниил Савич Туптало), митрополит Ростовский и Ярославский (1651–1709) – проповедник, духовный поэт, прозаик, православный святой (канонизирован в 1757 году). Родился в селе Макарово на реке Ловиче близ Киева. Его отец казачий сотник Савва Григорьевич прожил 103 года и на старости лет постригся в монахи. Сын Даниил в одиннадцать лет поступил в Киево-Могилянскую коллегию, в семнадцать принял монашеский постриг в Киевском Кирилловском монастыре под именем Димитрия. С 1675 по 1700 год был игуменом и проповедником в различных монастырях на Украине, Литве и Белоруссии. Читал проповеди в Слуцке, входившем в состав Речи Посполитой, изучив латынь, польский язык и польскую литературу. 6 мая 1684 года в Киево-Печерской лавре принял послушание составить Четьи минеи (жития святых, расписанные по дням богослужения), используя как русские, так и латинские, греческие и польские источники. Этому выдающемуся труду посвятил почти двадцать лет жизни, завершил 9 февраля 1705 года. Это не единственное сочинение Дмитрия Ростовского. «Из других сочинений Ростовского святителя необходимо отметить «Розыск о брынской вере» (напис. 1709, изд. М.,1745), явившийся результатом исследования старообрядческого раскола, и догматическое сочинение «Зерцало православного исповедания» (изд. впервые в: Соч. М., 1804), представляющее собой сокращение «Православного исповедания» митр. Петра (Могилы). Ростовским святителем также написан «Летописец келейный» (эту летопись, начинавшуюся библейскими временами, святитель хотел довести до новейшего времени) (напис. 1705–1707, изд.: М.,1784). Сохранились многочисленные пастырские послания и проповеди свт. Димитрия Ростовского», – отмечает современная Православная энциклопедия. Сам же он признавался:

«Моему сану надлежит слово Божие проповедати не точию языком, но и пишущую рукою. То мое дело; то мое звание; то моя должность». Его польский друг Стефан Яворский, помимо своей воли втянутый в России в борьбу политических кланов, писал ему: «Поверь мне, счастливо прожил тот, кто хорошо спрятался. Помолись, святитель Божий, об избавлении пленных, из них же первый асм аз!» Димитрию Ростовскому тоже не всегда удавалось спрятаться даже за монастырскими стенами. В феврале 1701 года он приехал в Москву и вскоре был назначен митрополитом Ростовским и Ярославским. Многие современники, в том числе и Петр I, отмечали его талант проповедника. Став митрополитом, он открыл в Ростове, как сам называл, грамматическую школу, в которой обучалось двести детей всех сословий, преподавались греческий и латинский языки. Помимо проповедей, полемических и исторических трудов, ему принадлежат несколько духовных драм, построенных по образцу юго-западных мистерий. Среди них лучшей считается драма «Рождественская». Классикой стали и духовные стихи Димитрия Ростовского, в том числе Псалом 1, начальные буквы которого составляют акростих «Иеромонах Димитри».

В декабре 1924 года в парижской газете «Иллюстрированная Россия» была опубликована новелла Ивана Бунина «Святитель» из цикла «Короткие рассказы», основанная на «Житии Димитрия Ростовского». Бунинским «Святителем» мы открываем публикацию псалмов и молитв святителя Димитрия Ростовского.

Святитель

Двести лет тому назад, в некий зимний день, Святитель, имевший пребывание в некоем древнем монастыре, чувствовал себя особенно слабым и умиленным.

Вечером в его покое, перед многочисленными и прекрасными образами, горели лампады, а тепло изразцовой каменки и попоны, покрывавшие пол, давали сладостный уют. И Святитель, сидя и греясь на лежанке, тихо позвонил в колокольчик.

Неслышно вошел и тихо поклонился служка.

– Милый брат, позови ко мне певчих, – сказал Святитель. – Бог простит мне, недостойному, что я тревожу их в неурочный час.

И вскоре покой Святителя наполнился молодыми черноризцами, которые вошли в одних шерстяных чулках, – разулись, прежде чем войти.

И Святитель сказал в ответ на их земное метание:

– Милые братья, хотелось бы мне послушать мои юношеские песнопения во славу Пречистого Рождества Господа нашего Иисуса Христа, Красоты нашей неизреченной.

И они стали вполголоса петь те песнопения, что Святитель созидал в своей ранней молодости.

И он слушал, часто плача и закрывая глаза рукой.

Когда же получили они отпуск и, поклоняясь, стали выходить один за другим, Святитель задержал одного из них, любимейшего, и повел с ним долгую, неспешную беседу.

Он рассказал ему всю свою жизнь.

Он говорил о своем детстве, отрочестве, о трудах и мечтах своей юности, о своих первых, сладчайших молитвенных восторгах.

Прощаясь же с ним вблизи полуночи, поцеловал его с лихорадочно-сияющим взором и поклонился ему в ноги. И это была последняя земная ночь Святителя: на рассвете обрели его почившим, – с двоерогим жезлом в руке стоял он на коленях перед божницею, закинув назад свой тонкий и бледный лик, уже хладный и безгласный.

Так и пишется он на одном древнем образе. И был этот образ самым заветным у одного святого, нам почти современного, – простого тамбовского мужика. И молясь перед ним, так обращался он к великому и славному Святителю:

– Митюшка, милый!

Только один Господь ведает меру неизреченной красоты русской души.

7 мая. 1924

Молитвы

* * *

Иисусе мой прелюбезный,

сердцу сладосте,

Едина в скорбех утеха,

моя радосте.

Рцы души моей, твое есмь

аз спасение

Очищение грехов и

в рай вселение.

Мне же Тебе, Богу, благо

прилеплятися,

От Тебе милосердия

надеятися.

Никто же мне в моих бедах,

грешному, поможет,

Аще не Ты, о Всеблагий

Иисусе Боже!

Хотение мне едино

с Тобою быти:

Даждь ми Тебе, Христа, в сердце

всегда имети.

Изволь во мне обитати,

благ мне являйся,

Мною, грешным, недостойным

не возгнушайся.

Изчезе в болезни живот

без Тебя, Бога:

Ты мне крепость и здравие,

Ты слава многа.

Радуюся аз о Тебе

и веселюся,

И Тобою во вся веки,

Боже, хвалюся.

Акростих: «ИЕРОМОНАХ ДИМИТРИ»

* * *

Надежду мою

в Бозе полагаю,

Промыслу Его

весь себя отдаю.

Яко Он восхощет,

тако мне устроит,

А Его воли

никто не престроит.

Судбы Господни

есть то бездна многа.

В тайных советех

кто постигнет Бога?

Аще что кому

он восхощет дати,

Людская зависть

не может препяти.

Кому у Него

что предоставленно,

То непременно

будет исполненно.

Убо надежда

моя буди к Богу:

Удивит на мне

милость Свою многу.

Не надеюся

на князи и люди –

В тех уповая,

постыжен есть всюду.

Часть моя еси

Ты, единый Боже,

Твоя десница

во всем мне поможе.

Десница Твоя

та сотворит силу:

Исцелит душу,

даст здравие телу.

Та и вся блага,

аще их есть требе,

Вскоре дать может

и потом жить в небе.

* * *

Ты мой Бог, Иисусе,

Ты моя радосте;

Ты ми веселие,

Ты моя сладосте!

Аще бы вся моя

погубил во мире,

Тя паче, Боже мой,

всегда имам в вере.

Богатства земные

ни во что вменяю,

Егда зря на небо

Тя Бога всех знаю.

Аще мя скорбиши,

должен есмь хранити,

Аще мя биеши

буду тя хвалити.

Люблю Тя, Боже мой,

над всех святейшаго;

Хвалю Тя, Царю мой,

над всех достойнейшаго.

Дверь сердца моего

сокруши каменну,

Положи в нас любовь

к Тебе пламенну.

Аще бы людие

Тя, Христе, познали,

Никогда бы Тебе

грехми прогневляли.

Аще Тя познаем

в мольбе херувимской,

Тогда Тя прославим

в хвале серафимской.

Хощем всеусердно

Тя, Христе, познати;

Ты нас лицем к лицу

сподоби взирати.

* * *

Похвалу принесу

сладкому Иисусу:

Бо той моя слава

и всем есть похвала,

Иисусе прекрасный.

В Троице славимый,

всем непостижимый,

Архангелов творче,

от бесов поборче,

Иисусе прекрасный.

Монахом радосте,

иереям сладосте,

Дай же и мне радость,

спасения сладость,

Иисусе прекрасный.

Не отрини мене,

святе, взыщи мене,

В грехах лежащаго

не востающаго,

Иисусе прекрасный.

Одежда краснаго,

Отца небеснаго,

Одей мя тоею,

ласкою Твоею,

Иисусе прекрасный.

Скорбящим радосте

и жезле старости;

Дай же мне утеху

в подвизех успеху,

Иисусе прекрасный.

Не остави мене

Творче, взыщи мене

Пастырю всещедрый

и премилосердный,

Иисусе прекрасный.

Не по делам моим,

по щедротам Твоим

Суди мене Пане,

высших сил Гетмане,

Иисусе прекрасный.

Прийми се малое

моление мое,

И скоро потщися,

на мя умилися,

Иисусе прекрасный.

Останную мольбу

к Тебе приношаю

И смиренным сердцем

до Тебе взываю,

Иисусе прекрасный.

* * *

Христе мой, Боже,

Иисусе сладчайший,

Спасителю мой

зело величайший!

Подаждь ми присно

в воле Твоей жити

И страсти Твоя

в сердце ми носити:

Да образ Твой зря,

свята Бога знаю,

И в руце Твои

дух мой предаваю.

Яко хощеши

твори, Боже, мною,

Да не скрыет тьма

греховная мглою.

Господи Боже!

дела Твоя дивна;

Прими раб Твоих

словеса умильна,

Иже молитвы

Тебе приношают,

а Матерь Твою

песньми почитают.

* * *

Превзыдох меру,

о мой вечный Боже,

Во дневных злобах;

кто ми в том поможет?

Преступих закон,

о мой крепкий Боже,

И кто мне ныне

грешному поможет?

Разве Ты, Отче,

высокий в милости,

Подаси руку

мне в моей бедности.

Яко вся моя

лета иждих блудне,

В мирских суетах

грешный пребых гнусне.

Восприйму на ся

зрак сына блуднаго,

Пойду умолю

Отца небеснаго:

Согреших, Отче,

и моя есть вина,

Несмь достоин быть

у Тебя за сына.

Согреших к Тебе,

Отче милосердый;

Будь мне милостив,

молю аз, злосердный.

А грехи, их же

творих от юности.

Остави, прости

по Твоей благости.

И научи мя

безпорочно жити,

Впредь сохрани мя

от греховной сети.

Днесь же да буду

Твоим наемником,

Верным Ти рабом,

верным послушником.

Даждь ми по Твоей

воли всегда житии,

По здешней жизни

небо улучити.

* * *

Воплю к Богу в беде моей,

да мя Он услышит

И в велицей скорби моей

весело утешит,

Обратит мой плач в веселие

и в радость преложит,

Тяжкое ж ми злолучество

во благо приводит.

Не вем, откуду ветр возвеет

в сладостной охладе, –

Уже падаю отвсюду

сущи на свободе.

Надежда мя утверждает,

мысль ми направляет,

Указует тещи к Богу,

кий все устрояет.

Аще бы под землю скрылся,

и там мя обрящет,

Аще б в камень заключился,

и там мя досяжет.

Но аз стоя издалеча,

прикладом (примером) грешнаго,

Реку: «Боже, почто мя

оставил страстнаго?

Приспе время исправленья

живота моего,

Из младых бо лет в жизни сей

деях много злаго.

Помилуй мя Ты, грешнаго,

о мой вечный Боже!

И в уши святыя Твоя

прийми вопль мой уже.

И подаждь ми терпение

всех страданий моих.

Управи мя, яко ж веси

духом святым Твоим,

Аще водлшь наказати,

буди воля Твоя,

Токмо да спасется душа

милостивно моя.

Весь день, всю нощ ь восклицаю,

Господи мой, к Тебе:

Услыши молитву мою

и прийми ю к Себе,

И подаждь же мне милость Твою,

избави от муки,

Понеже аз вельми впадох

чрез гнев Твои руки».

* * *

Господи мой, ярость Твою

не покажи надо мною:

Во жестоком гневе Твоем

не суди мя в гресе моем.

Господи мой, стрелы Твоя

поразиша сердце мое:

Всяк час на мне рука Твоя,

обетшаша кости моя.

Несть бо мира в костех моих,

от ярости очес Твоих:

Грех мой видех предо мною,

Превосходят главу мою.

Отяготе на мне грех мой,

яко видех, Боже, гнев Твой:

Озлоблен бых и смирихся,

ко нищете преложихся.

Возлюблю сердце мое,

на всякий час творя злое:

В нутре моем полно злаго,

не видимо, что есть благо.

И сотворих многу злобу,

Господи мой, пред Тобою:

Прости, Боже, грехи моя,

что сотворих пред Тобою.

Не остави мене, Боже,

но всегда буди со мною:

Господи мой и Спасе мой,

Ты ми вонми в помощь мою.

* * *

Мати милосерда!

Ты еси ограда,

От лютаго врага злаго

храни мя всегда.

Он, лютый, рыкает,

бедна мя хищает;

Скоро, скоро Твоя помощь

от того избавляет.

На всякий час зову,

в немощи воззову,

Воплем крепким Мати Тебя,

Чиста Дева молю.

Не веем аз кончину,

дне того годину,

К Тебе, к Тебе – всех Царице

очи мои выну.

Прошу Тя, всещедру,

Матерь милосерду,

Глас услыши мой, плач внуши,

молю Тя, всещедру.

Руце да воздену

к Твоему Сыну,

Мати, Мати преблагая

ходатайствуй к Нему.

Тебе, Дево, молю,

воплем крепким зову,

Душу, сердце, в воздыханий –

преклоняя главу.

Кант Димитрию Солунскому

Добраго воя, цареви избранна

Иисусу Христу, врагом не попранна.

Мученику славу Димитрия чтемо

и песней венец ему соплетемо.

Триумфуй вечне над врагом соборы,

радуйся между ангельския хоры,

Иисуса, яко сладка, возлюбивый

и за честь Его душу положивый!

Сему подражай, копием пронзенну,

алчущу, с отцом желчью напоенну;

Вдался на горькия за сладкого раны,

исповедающи Христа пред тираны.

Чашу спил смертну, в любовь рожденный,

агнец за агнца умер заколенный;

Ребра копиям любезно предавый,

Христу с любовию славно сострадавый,

Испустил крови обильныя реки –

мертвен вред (смертельный грех) людем омыта навеки.

Алчущим днесь спасения токи

не возбраняют от гробной опоки (надгробия);

До раки его приходит кто верно,

ранам приемлет врачество безмерно.

И мы к тебе вси спешно прибегаем,

твоей помощи усердно желаем.

Не отрини нас, воине избранный,

от полков, идеже еси сочетанный;

Врагом в сем мире ты стерый (снесший) главу,

Господа твоего пришедый во славу.

Отьими от нас вся смертный раны,

разжени ума злокозныя браны.

Обрати сердца горе всегда бытии,

даждь молитвами долго зде пожити.

Стани в помощь, всегда вооруженный

копием, крестом, да ти, возлюбленный,

Именоносец ту долго здравствует

и вечно в небе со Христом да царствует.

Грешник и Магдалина

Грешник:

Дай мне место, Магдалина,

У Христовых ног,

Чтобы их омыть слезами

Бедный грешник мог.

Ты уж плакала довольно,

Ты уж плачем усладилась,

Ты очистилась от скверны,

Ты любовью просветилась.

Я ж, несчастный, и доселе

Прокажен грехом,

Опоясан поношеньем

И покрыт стыдом…

Близкий к смерти, прихожу я

К милосердью Божья Сына, –

Так, у ног Его пречистых

Дай мне место, Магдалина!

Магдалина:

Милосердьем безпредельным

Наш Господь богат:

Всех Он любит, всех зовет Он,

Всех принять Он рад.

Пусть все люди соберутся, –

У Него не будет тесно, –

Так любовь Его обильна,

Дом велик Его Небесный!

Станем плакать лучше вместе

При Его ногах:

Есть всегдашняя услада

В плаче о грехах.

Комментировать

3 комментария

  • SerGold, 25.02.2023

    Нерабочие файлы для скачивания. Исправьте пожалуйста это.

    Ответить »
  • Любовь, 17.05.2024

    Создавший текст данной темы владеет мастерством издателя библейского Слова в христианской традиции с присущим канатаходцу талантом изящно, на твердом балансе, удерживать внимание разных людей: и скучающих горожан, и отдыхающих с великих трудов на земле селян, и обычных уличных зевак, и мимоходящих посторонних прохожих, и постоянно куда-то спешащих по важному делу, и сопровождающих в пути.
    Спасибо за работу.

    Ответить »