Молитвы русских поэтов. XI-XIX. Антология - Феофан Прокопович

(12 голосов4.0 из 5)

Оглавление

Феофан Прокопович

Феофан Прокопович (1677–1736) – архиепископ, политический и церковный деятель, богослов, религиозный поэт. Учился в Киево-Могилянской академии, в иезуитских школах Львова, Кракова и в римском католическом коллегиуме Св. Афанасия. Делом всей жизни Прокоповича стало участие в петровских церковных реформах, замены традиционного для России соборного управления Церковью на синодальное, установившего полный контроль государства над Церковью. В 1822 году вышло составленное им и одобренное Петром I «Прибавление к Духовному регламенту», по которому запрещалось пострижение в монастыри мужчин, не достигш их 30 лет, а для пострига женщин определялся возраст от 50 до 60 лет. Полный запрет вводился для пострижения военных и чиновников, целый ряд ограничений касался крепостных, должников и др. Исключения допускались лишь с разрешения Святейшего синода. В сочинении «Правда воли монаршей» сформулировал принцип Божественного происхождения царской власти.

Автор нескольких переложений псалмов и трактата «Краткое толкование псалма Давидова сточетыредесятого». Помимо русского, писал на польском и латинском языках.

* * *

Всяк себе в помощь Вышняго предавый

живет под кровом Божией державы.

Той везде радость обретаяй многу,

веселым гласом возопиет к Богу:

«Ты мой заступник, Ты мой и щит твердый,

в Тебе надежда, Ты Бог милосердый!»

О, блажен еси, в бозе уповая,

Он бо от Тебе отвратит вся злая,

Измет от сети ловец злонадежных

и предочистит от словес мятежных.

От своих рамен (плечей) и своих крыл щитом

тебе покрыет пред всяким наветом.

Истинна его, аки страж оружный,

тебе отвсюду оградит в час нужный.

Не страшен тебе нощный вран и стрелы,

ими же сеет злый случай в день белый;

Ни бледый примрак, в тме людей страшащий,

ниже бес черный, в полудни ходящий.

И будет егда от обоей страны

тысяща и тмы упадет на брани,

Но к тебе в той час и время то злое

не приближится бедство ни малое.

А над врагами узриши твоими

достойную казнь, сам сый невредимый.

Богу бо себе вручаю твоему,

имаши Бога в крепость незыблему.

Не прийдет к тебе зло люто до зела,

рана твоего не угрызнет тела.

Велит бо своим слугам велелепным

стрещи тя везде оком неусыпным.

На руках возмут и на всяком пути

не дадут тебе ног твоих преткнути,

Стрепет иногда аспид зверь нелепый,

или василиск, или лев свирепый, –

На тых безвредно будеши ступати

и по змиевых хребтах шествовати.

Слыши самаго неложное слово,

тебе ко всякой помощи готово:

В моей он силе надежду имеет,

и сила моя онаго покрыет.

Познай мя, Бога, аз готов внимати,

егда мя будешь на помощь взывати.

С ним есмь во скорби и подам избаву

и еще к тому неложную славу,

И дам век ему долгий и пространный,

и введу его в живот обещанный.

* * *

Кто крепок, на Бога уповая,

той недвижим смотрит на вся злая;

Ему ни в народе мятеж бедный,

ни страшен мучитель зверовидный,

Не страшен из облак гром парящий,

ниже ветр, от южных стран шумящий,

Когда он, смертнаго страха полный,

финобалтицкия движет волны.

Аще мир сокрушен распадется,

сей муж ниже тогда содрогнется;

В прах тело разбиет падеж лютый,

а духа не может и двигнути.

О Боже, крепкая наша сило,

Твое единаго сие дело,

Без Тебе и туне мы ужасны,

при Тебе и самый страх нестрашный.

Преложение псалма 72

Аще из земли престанут реки

Истекати

И начнут моря брег свой великий

Преступати,

А падше небо землю покриет

Всю звездами,

Воздух, в огнь пришед, воссвирепеет

Молниями –

То ниже тогда благость Вышняго

Многомощна

Предаст праведна в руки грешнаго

Беспомощна,

Ни душ избранных Всеблагой Отец

В злой печали

Оставит, дабы, лишенны, в конец

Погибали.

А моя едва не поползнулась

Нога слизка,

Егда Божьей мерить коснулась

Судьбы сблизка

И плохим умом промысл безмерный

Рассуждати,

Коим раздает Творец всемирный

Благодати.

Гневом завистным сердце кипело

От ревности,

Егда сим внешним оком смотрело

Полных злости

И потопленных во водах темных

Злобы зельны, –

Как процветают, сих благих земных

Изобильны;

Как с добрым счастье непостоянно

И неверно –

Сим служит всегда, яко связанно,

Весьма смирно,

Слепа фортуна ведет их, здравых,

Як стоока,

В старость глубоку по путех правых

Без порока.

Егда праведным сердце снедают

Злы болезни –

Сии в радости век провождают

И дни жизни;

Чуждая печаль, беды, напасти

И кручина

Им веселия и новой сласти

Суть причина.

Уж лишних богатств дом их пространный

Не вмещает –

Счастия своего ни дух высокий

Обымает;

Роскошь надежду их и охоту

Утрудила,

Но не чрез сию самых щедроту

Насытила;

В таковом счастии полны гордости

И надменны,

Самолюбием жестоким в злости

Ослепленны,

Свиньею смотрят на люди равны,

Как скотины,

И давят бедных, сильно злонравны,

Без причины;

Стращать грозными меньших словами

Недовольны,

Что ядом уст их и клеветами

Земли полны, –

Уже коснулась языка злого

Злоба многа

Небес и смеет и на Самого

Лгати Бога;

Сие егда зрит праведник в мире,

Озлобленный,

Не дивно, что весь шатнется в вере,

Изумленный,

И речет в себе: «Есть ли Бог? или

Сущ, не видит,

Иль громовые потерял стрелы

И, тощ, сидит,

Когда грешный в сем и в том свете

Изобильный.

Не есть праведен в Своем совете

Бог всесильный!

Всуе живется в краткой сей жизни

Безпорочно,

И с кротостью терпеть болезни

Есть непрочно».

Но егда ум свой обратит паки

На советы,

Бога боится чрез сии знаки

Погрешити,

Да не сих вменит як овец стада

Заколенна,

Их же Он Своя нарече чада

Возлюбленна;

В том сумнительстве праведный Давид

Весь смущенный,

Егда трудился, да вины узрит

Утаенны.

Скрытых советов исследить дела

Не возможе,

Пока обратил ум свой в светила

Твоя, Боже!

И тамо узрел конец сих, славных

В счастья цвете,

Коя премена ждет их, злонравных,

На сем свете.

И се Ты, Боже, сих гордых роги

Сокрушаешь,

Их славу и честь смирным под ноги

Повергаешь,

А прелести их платишь прав грозно,

И в сей жизни

И в оном веце ощутят поздно

Злы болезни,

Кроме совести, яже их мучит

Всегда тайно,

Паче тиранов лютых, и скучит

Чрезвычайно.

Гнев Твой праведный гонит их везде

Непрестанно,

Пока с богатством исчезнут отзде

Окаянно,

Яко сон, иже мечтами спящих

Устрашает,

А потом, вмале оставя бдящих,

Исчезает.

Дондеже и аз сия постигох,

Как скотина

Бых неразумен, знати не могох,

Как вина

Зельного счастья грешных, от Тебе

Отверженных.

И уж едва не почтох себе

Меж прельщенных,

Но Твоей руки тайная сила

Мя держала,

Промыслов Твоих скрытые дела

Мне являла.

Се ныне познах, что ничто слава

Небес вышних

Без Тебе, ничто земли держава

Есть у грешных.

Все мое тело, в злых изможденно,

Унывает,

К Тебе в сердце, в злых утружденно,

Воздыхает.

Ты моя буди един довольна

Часть, о Боже!

Без Тебе небо и земля полна

Мне ничто же,

Когда безбожных, иже Тя, Отца

Всех, не знают,

И лживых богов за Тебе, Творца,

Почитают,

Как либо в свете сем суть счастливы,

Погубиши

И в конец чрез гнев зело страшный

Потреби ши, –

Буду за сладость тогда едину

Почитати,

Тебе любити и на Тя выну

Уповати,

И прославляти Твой совет скрытый,

Весьма правый,

И Твои хвалы в жизни сей пети,

Боже, славы!

Ты Бог, и мирне иже не дремлешь,

Как Вил глухий,

Егда грешников вскоре отьемлешь

Злобных духи

И хранишь Твоих сынов избранных

В злой печали,

Дабы Тя, Творца всех сил дел странных,

Прославляли.

<1730-е>

Комментировать

2 комментария

  • SerGold, 25.02.2023

    Нерабочие файлы для скачивания. Исправьте пожалуйста это.

    Ответить »