Молитвы русских поэтов. XI-XIX. Антология - Карион Истомин

(12 голосов4.0 из 5)

Оглавление

Карион Истомин

Карион Истомин (1640–не ранее 1718) – духовный писатель, переводчик, педагог, игумен. Один из самых значительных религиозных деятелей и поэтов предпетровской Руси, тесно связанный с Сильвестром Медведевым и Димитрием Ростовским. Родился в «непородной» семье. С 1679 года служил на Печатном дворе, в кремлевском Чудовом монастыре преподавал в Типографской и Заиконоспасской школах, был справщиком, а в 1698–1701 годы стал начальником Печатного двора. Придворный поэт-монах при царевне Софье Алексеевне, воспитатель царевича Алексея Петровича. Помимо этих высоких придворных должностей с его именем связаны печатные буквари (1694, 1696) и подносные рукописные буквари (1692, 1693, 1695), вошедшие в историю как «Буквари Кариона Истомина», а также многочисленные молитвы, акафисты, кондаки, икосы, каноны, переводные и оригинальные книги. Написанное им в 1696 году воспитательное руководство в дальнейшем получило широкую известность под названием «Домострой». В царствование Петра I его поэзия уже не соответствовала духу эпохи, и он еще при жизни оказался в числе «забытых», но зато и не сожженных и не казненных как староверов, так и нововеров, включая его земляка и свояка Сильвестра Медведева, о котором он запишет 11 февраля 1691 года: «Отсечеся глава его… на Красной площади, противу Спасских ворот. Тело его погребено в убогом доме со странными (странниками, бродягами) в яме близ Покровского убогого монастыря».

Из «Домостроя»

* * *

От сна скоро встав, яко сотворенный,

Бога помяни, яко в то вчиненный.

Крест свят образуй на себе рукою,

моли же и зри Творца пред тобою.

Елико мощно, держи ум и мысли,

сует и соблазн в то время не числи.

С молитвою же умывайся, одевайся,

главу очесав, мый уста, не смейся,

И родителем чинно поклонися,

приятством ко всем в дому си явися.

Дева ли, отрок сице не содеет,

ударений седмь за то возымеет.

Сладкая беседа ко Христу Богу

Сотворена виршами, или стихами

1

Христе мой, сладости велия утеха,

В беседу Твою даруй ми поспеха,

В ней же мене услади в вечное время,

Да не отяготит всегда греховное бремя.

Ты убо к Себе вся призывавши,

Щедроты Твоя нам изливавши,

Тем же всеусердно мы к Тебе прибегаем,

С Тобою быти всюду в беседе желаем.

2

Иисус себе всем людем являет,

В добротворство же образ подавает;

Воля бысть Отца Бога спасти человеков,

Христос тыя небесных удостой веков,

За единую безмерную си благость

Чрез ведение даде оным радость.

Ведения Твоего сподоби, о Боже,

В нем же мудрости святы пресладкое ложе.

3

Любы безмерна Ты, Христе Иисусе,

Даждь искати Тя в сокрушенном дусе.

Души любящей Господь является,

О нем же она сладце утешается.

Дает любезный знак благодати.

Усердствует кто ему благоугождати.

4

Искати Христа зело подобает,

Яко жизнь наша в нем пребывает.

Простирает Он свое учение

Во всегдашнее всем утешение.

5

Желающий, тщание творити

Како Господу праве угодите,

Он на то помощь дати есть готовый,

И наследствит всяк Иерусалим новый.

Горяще сердце душа свое носит,

Свершенны любви у Господа просит.

6

Истинно душа темностей решится,

Егда прияти дух свят сподобится;

Приход бо духа вся увеселяет,

Даров великих оны исполняет.

7

Рая порода зело есть избранна,

Всеми святыми тая пожеланна.

Мария где со Иисусом – тамо рай совершенный,

Буди, человече всякий, о том извещенный.

Во оном рае восхощи с ним быти,

Потщися присно Христу послужити, –

Прекрасна рая имать наследие дати

И веселием вечным тамо услаждати.

8

В царстве небеснем красота:

С сыном мать, Дева пресвята,

Лики (хоры) небесных чинов воспевают,

Святые купно честь им приношают.

Оно аще кому созерцати,

Весьма внутрь себе искати.

9

Велия суть зде людем смущения,

Жизнь бо исполнь (полна) есть многого льщения,

Тем же достоит в том умудрятися,

Помнив смерть, время грех удалятися.

Добре размышляй – не согрешиши вовеки,

Излиются от чрева ти веселия реки.

10

Иисус Христос душу венчевает,

Яже усердно любви и желает.

Любит бо Господь зело таковую,

Дает той сладость и радость благую.

Возлюби нас, о царю Христе! Тя просим,

В любовь бежественную Твою носим.

11

Готовящийся непрестанно к Богу

Приемлет бездну милости многу,

Истинно многа, щедрот Его бездна –

В таинстве святом благодать безмездна,

Таковых бо есть безмерна утеха,

Яко дается им блаженство спеха (успеха).

12

Еще что Богу благоугодится,

Кто от человек не возвеселится?

Зело изрядно в веселии быти,

Токмо тщися евангельски жити,

Часто бо на земле живых ти готова,

Держися присно божественна слова.

13

О человече, ими ся работы,

Аще хощеши небесны доброты,

Ибо Иисус егда в плоти бяше,

В таковых делех присно всегда пребываше,

Нам образ дая, да труд подымаем,

Мудрование плоти умерщвляем.

Тем отженеши злолютыя страсти,

Не лишишься же сим благия части.

14

Светлый Иисус, победитель ада,

Да избавит люд от греховна яда.

О нем мыслити – сладость превелика,

Иже желает небеснаго лика

Услаждайтеся в Христе Иисусе,

Да не постигнет и смерть страшная в трусе.

15

Идеже любовь Бога пребывает,

Тамо болезни и страсть отбегает

И гоним быти всякий не стыдится,

Якоже злаго будет очищенно

И яко солнце в любовь просвещенно.

16

Сеющих в дусе блаженны суть плоды,

Напоеннии от слезныя воды.

В радости пожнут, яко себе вдаша

Господу Богу, тем царство прияша.

17

Рай Божественный пресветл красотою,

Текущим в него отверст правотою.

Рая Божия пресветла красота,

Текущим в него отверсты врата.

Он сокровище всех святых драгое,

Приятелище (пристанище) умных есть благое.

Всюду никого доброе не срящет,

Аще кто внутрь ся рая не обрящет.

18

Создан человек Всетворца властию,

Спасен же Его бысть благодатию.

Не может Творцу тварь чесо воздати,

Аще не может и не будет в любовь и метати.

Благодати же и тамо не успеет,

Идеже солнце правды, Христос, греет.

19

Кто непрестанно Бога поминает,

Той благость Его во всем созерцает.

Подобитися Ему той потщится,

Да любви Его вовек не лишится.

Господь же за то таких душ венчает:

В небесных селех жити устрояет.

20

Уповающии души Бога любят,

Мзду себе в Царстве Небесном сугубят.

Не постыдится жаждущь в то блаженство,

Получит всюду изрядно священство.

Не разлучится от любви Христовы

Со утвердишися евангельски словы.

21

Пришедши к любви достоит смотряти,

Со усердием Его усретати.

Бог человек бысть человека ради,

Терноносный путь крестом си углади,

По нем же тещи, крест носити удобно,

И отверзается ему рай благоутробно.

22

Спасительны суть нам Христовы страсти.

Память бо оных хранит нас от напасти,

В язвах врачевство Его известное

Мирския страсти прогонит лестное.

Тем же достойно тыя поминати

И вся соблазны ими отревати (отгнонять).

23

Кого противность кая соблазняет,

Язвы Христа той да размышляет,

В них же возможет злобу победити,

Бед же скорбей себе свободити.

Господи, крест Твой в сердце вообрази,

Да расточатся душегубнии врази.

24

В любовь Христову человек, учася,

Должен внимати, како Он создася,

И в первых веру Ему несумненну

Стяжати годно к Богу неизменну.

Подобствовав же в делах благих,

Исполнится сокровищ драгих.

25

Зде человеку законно зерцало

Ангел являет, дабы его спасало,

В него же смотряся бело, черно знати,

И камо мысли своя обращати.

В законных делах аще той пребудет,

Мира сего злоб конечно избудет.

26

Егда истинна Христос народы учаше,

Христос знамением свободу даваше,

И во правду кто истинну познает,

Прелесть жизни удобь презирает,

Сам убо в себе оный удивится,

Во Господе же сладце умудрится.

27

Егда дух святый в сердца наши сходит,

Благодатию мысли святы родит;

От действа его сердце воспалится,

Во всяку детель (добродетель) благу поспешится.

Тем сего от нас, Боже, не остави,

Пути в волю Твою наши исправи.

28

Вси праведнии о Господе Бозе

Лета си живут в радости мнозе;

Идеже любовь Бога пребывает,

Ту вся добрая и благая Господь посылает.

Кто деланию Божиему внемлет,

Непрестанно той в жизни сей не дремлет.

Очеса своя возводит к Богу,

Размышляет к нам милость Его премногу.

29

Всегда годствует (подобает) всякому человеку

Усердно тещи к будущему веку,

Сердцем ко Христу выну (всегда) уповати,

И не будет зла коего страдати;

Ангел хранитель того стрежет присно,

Да узрит Христа в небе очевидно.

30

Вся люди Господь к Себе призывает,

Приходящих же упокоевает,

Зане в мире сем житие зело неполезно

Любящим Его от напастей и бед слезно,

Того ради Его всякий отрицайся,

Ко Христу царю званный поспешайся.

31

Человек зрети Бога сотворися,

Греха же ради от онаго лишися,

Тем же Христос Бог смертну пиет чашу,

Дая зрение в горнюю жизнь нашу.

Отвергших убо зло греха пианство

Не постигнет тех мира окаянство.

32

Иисус благость изволил явити,

Умнословесных светом просветити.

Ловить оныя в свою ограду,

Соединяя их небесному стаду.

В благости Бога крепце утвердимся,

Аще Ему во службу предадимся.

33

Идеже Иисус – ту утешение,

С ним всегда радость и наслаждение;

Аще ли душа беседы и жаждет,

Нигде оная беды не постраждет,

Утешится бо якоже о друзе

И вовеки будет на небесном крузе.

Комментировать

3 комментария

  • SerGold, 25.02.2023

    Нерабочие файлы для скачивания. Исправьте пожалуйста это.

    Ответить »
  • Любовь, 17.05.2024

    Создавший текст данной темы владеет мастерством издателя библейского Слова в христианской традиции с присущим канатаходцу талантом изящно, на твердом балансе, удерживать внимание разных людей: и скучающих горожан, и отдыхающих с великих трудов на земле селян, и обычных уличных зевак, и мимоходящих посторонних прохожих, и постоянно куда-то спешащих по важному делу, и сопровождающих в пути.
    Спасибо за работу.

    Ответить »