Молитвы русских поэтов. XI-XIX. Антология - Арсений Голенищев-Кутузов

(12 голосов4.0 из 5)

Оглавление

Арсений Голенищев-Кутузов

Голенищев-Кутузов Арсений Аркадьевич, граф (1848–1913) – поэт. Принадлежал к знатному дворянскому роду, занимал важные государственные должности, в том числе в течение почти двадцати лет управляющего личной канцелярией императрицы Марии Федоровны. Между тем с юности испытывал тягу к поэзии. Всю жизнь преклонялся перед А.С. Пушкиным, Ф.И. Тютчевым, считал своими учителями в поэзии (как и К.Р.) Аполлона Майкова и А.А. Фета, с которыми поддерживал многолетние дружеские отношения. Нет ничего удивительного в том, что в начале творческого пути Н.А. Некрасов дал ему от ворот поворот, посчитав его стихи «не удобными для помещения в «Отечественных Записках». Сближения с «шестидесятниками» не состоялось. В 1878 году вышел его первый поэтический сборник «Затишье и буря», не оставлявший никаких сомнений в том, что ряды поборников «чистого искусства» пополнились еще одним своим адептом.

Наиболее значительный период в творческой жизни Голенищева-Кутузова – сближение летом 1873 года с М.П. Мусоргским. Они поселились в одном доме. «Я писал стихи, – вспоминал Голенищев-Кутузов, – в страстной надежде увидеть их когда-нибудь напечатанными, он кончил своего «Бориса» и, довольствуясь пока посредственным исполнением его оперы в любительском кружке, мечтал о постановке оперы на сцене. Мы оба глубоко убеждены были в своей гениальности и непременно решили, что скажем, каждый в своей области, «новое слово». Письма Мусоргского к В.В. Стасову той поры полны восторженных оценок молодого поэта: «…Почти везде нюхается свежесть хорошего, теплого утра, при технике безподобной, ему прирожденной». Результатом этой дружбы и творческого взаимопонимания стали два цикла романсов Мусоргского на стихи Голенищева-Кутузова «Без солнца» (май – август 1874) и «Песни и пляски смерти» (1875–1877), вокальная баллада «Забытый» и рассказ о Красной свитке для оперы «Сорочинская ярмарка». В репертуар Федора Шаляпина и многих других певцов входил романс «Торжество смерти», созданный Голенищевым-Кутузовым и Мусоргским во время Русско-турецкой войны 1877–1878 годов:

День целый бой не умолкает;

В дыму затмился солнца свет,

Окрестность стонет и пылает,

Холмы ревут – победы нет!

И пала ночь на поле брани;

Дружины в поле разошлись;

Все стихло – и в ночном тумане

Стенанья к небу поднялись…

К. Р. (Константин Романов) отметит в 1913 году в некрологе: «Пусть современная критика почти не замечала или, вернее, не хотела замечать его. Он сам говорил: «Чем больше кричат о человеке его современники, тем скорее и полнее забывают о нем потомки». О графе Кутузове мало кричали, зато потомки не забудут его. Не забывают поэта, который не потворствует переменчивым и преходящим вкусам толпы, у которого стремления безкорыстны и возвышенны».

Романсную жизнь обрели более 50 стихотворений Голенищева-Кутузова. К его стихам, помимо М.П. Мусоргского, обращались М.А. Балакирев, С.М. Ляпунов, М.М. Ипполитов-Иванов, Н.Н. Черепнин, А.С. Аренский, С.В. Рахманинов и другие композиторы. Классикой русской молитвенной поэзии и музыки стала «Молитва» («Она пред иконой стояла святою…») Голенищева-Кутузова – Рахманинова.

Молитва

Она пред иконой стояла святою;

Скрестилися руки, уста шевелились;

Из глаз ее слезы одна за другою

По бледным щекам жемчугами катились.

Она повторяла все чье-то названье,

И взор озарялся молитвенным светом;

И было так много любви и страданья, –

Так мало надежды в молении этом!

Она преклонилась и долго лежала,

Прильнув головою к земле безответной,

Как будто в томленьи немом ожидала,

Что голос над нею раздастся приветный.

Но было все тихо в молчании ночи,

Лампада мерцала во мраке тревожном,

И скорбно смотрели Спасителя очи

На ту, что с моленьем пришла невозможным!

<1878>

Романс С.В. Рахманинова (1902).

Подражание Исаии

Меня Господь из всех людей

Избрал от века для спасенья

И тению руки Своей

Накрыл от злобы и гоненья.

Мои уста Он обострил

Как грозный меч пред часом битвы,

И как стрелу Он для ловитвы

Меня в колчане сохранил.

Равнины, горы, реки, долы

Народы, царства и цари,

Внимайте Господа глаголы,

Склоняйте головы свои!

Он рек: «Я подниму десницу

И стяг Свой людям покажу –

Я настежь растворю темницу

И Свой народ освобожу.

Мне внятен громкий плач Сиона,

Израиля печальный зов:

«Господь с небес не слышит стона,

Он позабыл Своих сынов!»

Но Я в ответ: «Когда ж то было,

Чтоб мать покинула дитя?

И если б мать дитя забыла –

Тебя не позабуду Я.

Твоих врагов в кровавых сечах

Я славой ослеплю твоей,

И вознесут они на плечах

Твоих сынов и дочерей.

Цари покорною толпою

От всех сбегутся стран земных,

И станут плакать пред тобою,

И прах лизать у ног твоих.

Ты их раздавишь, грозный мститель,

Да всякая познает плоть,

Что Я – Сиона Покровитель,

Что Я – Владыка и Господь!»

<1879>

* * *

Не спорь и не борись с враждующей судьбой,

Не унижай души мольбами и стенаньем:

Внимай житейский шум с подъятой головой,

На праздный крик толпы ответствуя молчаньем.

В молчанье кроется таинственная власть:

Поруганный Христос был нем перед Пилатом,

И Бога обрела земная, злая страсть

В Его безмолвии – пронзенном и распятом.

Шумит ничтожество – величие молчит.

Молчат и божество, и небо, и могила.

Но знай – безстрастная, безмолвная их сила

Все победит!

Родная

Покинув родину и дом, она пошла

Туда, куда текли все русские дружины.

Под ветхим рубищем в душе она несла

Безценный клад любви, участья и кручины.

Тяжел был дальний путь – и зной ее палил.

И ветер дул в лицо, и в поле дождь мочил.

Она ж все шла да шла, с мольбой усердной к Богу,

И к подвигам нашла желанную дорогу.

Уж скрылся позади рубеж земли родной.

Чу! Слышен битвы гром, холмов дымятся склоны:

Восторг отчаянной и дикой обороны

С редутов Гривицы и Плевны роковой

На русские полки огнем и смертью дышит;

Но чуткая любовь не грохот в битве слышит,

Не ей твердыни брать, не ей смирять врагов.

Мужичке-страннице иные внятны звуки,

Иной с побоищ к ней несется громкий зов –

Томящий жажды клик и вопли смертной муки.

И вот она в огне: визжит над ней картечь,

Рои летают пуль, гранаты с треском рвутся,

Увечья, раны, смерть! Но ей ли жизнь беречь?

Кругом мольбы и стон – и реки крови льются!

Страдальцев из огня, из схватки боевой,

Она уносит прочь, полна чудесной силы,

И жаждущих поит студеною водой,

И роет мертвецам с молитвою могилы.

Как звать ее? Бог весть, да и не все ль равно?

Луч славы над ее не блещет головою,

Одно ей прозвище негромкое дано:

Герои русские зовут ее «родною».

В годину смут

В годину смут, унынья и разврата

Не осуждай заблудшего ты брата;

Но, ополчась молитвой и крестом,

Пред гордостью – свою смиряй гордыню,

Пред злобою – любви познай святыню

И духа тьмы казни в самом себе.

Не говори: «Я капля в этом море,

Моя печаль безсильна в этом горе,

Моя любовь безследно пропадет…»

Смирись душой – и мощь свою постигнешь

Поверь любви– и горы ты подвигнешь

И укротишь пучину бурных вод.

Молитва

В день светлой радости дай мне, о Боже,

Помнить лишь то, что всего мне дороже,

Что исцеляет все раны мои:

Вешней любви лучезарные сказки,

Верной любви утешенья и ласки,

Счастие вечной любви.

Все ж безобразное, низкое, пошлое,

Все, что мрачит мое скорбное прошлое,

Дай в этот день мне забыть навсегда,

Чтоб, погруженное в бездну презрения,

Под непроглядным покровом забвения

Сгибло оно без следа!

* * *

Усталый, с сердцем отягченным,

Покинув жизни грешный пир,

Порой пред храмом озаренным,

Священным звоном оглашенным,

Стою я – мрачен, нем и сир.

Хочу вступить я в двери храма,

Хочу, отрясши прах земной,

В волнах молитв и фимиама,

Умчаться духом в мир иной;

Чтоб покаянными слезами

Там раны совести омыть

И дольний мир с его страстями,

С его безумьем позабыть.

Но миг! – и слезы умиленья

Уже во взоре не горят –

Знакомый голос искушенья

Опять зовет меня назад.

И перед светлым ликом Бога,

Не в силах мрака превозмочь,

От недоступного порога

Я отхожу в смятенье прочь.

Бреду на торжище людское;

Но долго там, как бы сквозь сон,

Все вижу пламя неземное,

Все слышу благовеста звон!

* * *

О, если б верил я, что в светлых небесах

Могучий грозный Бог земные внемлет стоны,

В молитве пламенной, в поклонах и слезах

Искал бы я от дум мятежных обороны.

Презрев борьбы земной обман и суету,

Вериги б я надел, облекся б в власяницу

И, может быть, вдаль сквозь ночи темноту

Прозрел бы истины желанную денницу.

Но детской веры луч в душе моей давно

Угаснул, как в глуши костер, людьми забытый.

И червь сомнения, холодный, ядовитый, –

Незваный чуждый гость, – гнездится смело в ней.

И точит сердце он язвительной мечтою,

Что жизни труд и шум – безплодная игра,

И дразнит бедный ум далекой красотою –

Нетленным призраком свободы и добра.

* * *

Так жить нельзя! В разумности притворной,

С тоской в душе и холодом в крови,

Без юности, без веры животворной,

Без жгучих мук и счастия любви,

Без тихих слез и громкого веселья,

В томлении немого забытья,

В унынии разврата и безделья…

Нет, други, нет – так дольше жить нельзя!

Сомнений ночь отрады не приносит,

Клевет и лжи наскучили слова,

Померкший взор лучей и солнца просит,

Усталый дух алкает Божества.

Но не прозреть нам к солнцу сквозь тумана,

Но не найти нам Бога в дальной тьме:

Нас держит власть победного обмана,

Как узников в оковах и тюрьме.

Не веет в мир мечты живой дыханье,

Творящих сил иссякнула струя,

И лишь одно не умерло сознанье –

Не то призыв, не то воспоминанье, –

Оно твердит: так дольше жить нельзя!

7 декабря 1884

* * *

Для битвы честной и суровой

С неправдой, злобою и тьмой

Мне Бог дал мысль, мне Бог дал Слово,

Свой мощный стяг, Свой меч святой.

Я их принял из Божьей длани

Как жизни дар, как солнца свет, –

И пусть в пылу на поле брани

Нарушу я любви завет;

Пусть, правый путь во тьме теряя,

Я грех свершу, как блудный сын, –

Господень суд не упреждая,

Да не коснется власть земная

Того, в чем властен Бог един!

Да, – наложить на разум цепи

И слово может умертвить

Лишь тот, кто властен вихрю в степи

И грому в небе запретить!

1884

В Ливадии

Благоговением и трепетом объятый,

В молитвенной тиши вхожу я в тот покой,

Где Царь – великий Царь[123], от мира Богом взятый,

Окончил путь земной.

То не роскошный храм, и не богатством тленным

Сверкающий чертог, утеха праздных глаз;

В приюте ласковом, приветном и смиренном

Лишь светит крест Христов на месте том священном,

Где праведник угас.

Но к этому кресту стеклися все дороги,

Весь мир к нему мольбы и скорби дань принес, –

И не вместили бы все храмы, все чертоги

Ни той любви, ни слез.

* * *

Бывают времена, когда десница Бога,

Как будто отстранясь от мира и людей,

Дает победу злу – и в мраке смутных дней

Царят вражда и ложь, насилье и тревога;

Когда завет веков минувших позабыт,

А смысл грядущего еще покрыт туманом,

Когда глас истины в безсилии молчит

Пред торжествующим обманом,

В такие дни хвала тому, кто, с высоты

На оргию страстей взирая трезвым оком,

Идет прямым путем в сознанье одиноком

Безумия и зла всей этой суеты;

Кто посреди толпы, не опьяненный битвой,

Ни страхом, ни враждой, ни лестью не объят,

На брань враждующих ответствует молитвой:

«Прости им, Господи, – не знают, что творят!»

Переложение псалма 22

Господь пасет меня, ни что же мя лишит;

Господь вселит меня в местах приятных, злачных;

Он воспитал меня струями вод прозрачных;

На правые стези меня Он возвратил.

И ежели пойду средь сени смертной я,

Не убоюся зла, коль Ты, мой Бог, со мною:

Утешит мя Твой жезл и палица Твоя.

Трапезу для меня Ты, Боже, учредил

Во укоризну всем гонящим мя злодеям;

Умастил Ты главу мою Твоим елеем

И чашей жизненной меня Ты упоил.

Доколе я дышу, доколе я живу,

Щедрота мне Твоя да спутствует повсюду.

Вселясь в Господень дом, я жить всегда в нем буду,

И в помощь я всегда Владыку призову.


[123] Император Александр III умер в крымской царской резиденции в Ливадии 20 октября 1894 г., но не в Большом, а в Малом дворце, где он жил, еще будучи цесаревичем.

Комментировать

3 комментария

  • SerGold, 25.02.2023

    Нерабочие файлы для скачивания. Исправьте пожалуйста это.

    Ответить »
  • Любовь, 17.05.2024

    Создавший текст данной темы владеет мастерством издателя библейского Слова в христианской традиции с присущим канатаходцу талантом изящно, на твердом балансе, удерживать внимание разных людей: и скучающих горожан, и отдыхающих с великих трудов на земле селян, и обычных уличных зевак, и мимоходящих посторонних прохожих, и постоянно куда-то спешащих по важному делу, и сопровождающих в пути.
    Спасибо за работу.

    Ответить »