Молитвы русских поэтов. XI-XIX. Антология - Надежда Теплова

(12 голосов4.0 из 5)

Оглавление

Надежда Теплова

Теплова (в замужестве Терюхина) Надежда Сергеевна (1814–1848) – поэтесса. Самой яркой звездой на женском поэтическом Олимпе Пушкинской эпохи была, вне сомнения, Евдокия Ростопчина, истоки женской романсной лирики тоже связаны с ее именем благодаря вокальным произведениям М.И. Глинки, А.С. Даргомыжского, П.И. Чайковского. Роль Надежды Тепловой, Марии Лисицыной, Анны Готовцевой, Елизаветы Шаховой, Каролины Павловой и даже предшественницы Ростопчиной, «русской Сафо», Анны Буниной, гораздо скромнее. А.С. Пушкин не без основания жаловался на равнодушие русских женщин к поэзии, что и вызвало известный отклик Готовцевой – «несправедлив твой приговор» и пушкинский ответ на «недосказанный упрек». У Надежды Тепловой не было причин для подобного упрека. В 1830 году, выделив «Денницу» М.А. Максимовича среди «альманашного половодья», Пушкин особо отметил как «приятную новость в нашей литературе» стихи поэтесс. В альманахе были представлены три поэтессы – Надежда Теплова, ее старшая сестра Серафима Теплова и Мария Лисицына. Надежде Тепловой в ту пору было пятнадцать лет, ее сестре – немногим более восемнадцати, а самой старшей из них Марии Лисицыной – двадцать, но уже в 1829 году у нее вышла книга стихов и прозы, которая, как отмечалось в отзыве Николая Полевого, «может устыдить многих наших поэтов». Считается, что поэтический талант сестер Тепловых открыл Максимович. Так оно и было в дальнейшем. Но до «Денницы» этот «триумвират» юных русских поэтесс уже достаточно ярко заявил о себе в «Дамском журнале». Женская поэзия, да и женская проза, многим обязаны этому популярному московскому журналу, издававшемуся П.И. Шаликовым с 1823 по 1833 год. Но ни журнал, ни его издатель, поэт-сентименталист Петр Шаликов, прозванный «вздыхаловым», не делали «погоды» в литературе. В Петербурге Антон Дельвиг с 1825 года издавал «Северные Цветы», а в Москве таким форпостом ближайшего пушкинского окружения стала «Денница» Максимовича. В трех выпусках его альманаха, вышедших в 1830, 1831 и 1834 годах, наряду с Пушкиным, Веневитиновым, Петром Вяземским, Баратынским, Федором Глинкой, Языковым, Иваном Киреевским, предстали русские поэтессы. Так что Надежда Теплова недаром называла Максимовича своим «кумом». «С тех пор, – отмечал современник, – он сделался покровителем сестер Тепловых, поддерживал их во всех печальных случайностях их жизни и всячески старался быть им полезным». Одна из таких случайностей произошла с коротким стихотворением Серафимы Тепловой, начинавшимся строками «Слезами горькими, тоскою // Твоя погибель почтена». В описании смерти юноши в Неве сам император усмотрел «не благонравный» умысел – казнь Рылеева. Это, по словам А.И. Тургенева, «политическое перетолкование» привело к тому, что цензора Сергея Глинку сместили с должности, посадили на гауптвахту, куда за три дня пребывания прибыло около трехсот посетителей, включая поэта и бывшего министра юстиции Ивана Дмитриева. Эта история имела широкий резонанс и привлекла внимание к стихам всех трех поэтесс. Студент Белинский переписывает их в свою тетрадь, а в ноябре 1831 года отправляет в Чембар брату автографы двух стихов, написанных «рукою самих сочинительниц: Тепловой и Лисицыной». В 1832 году стихи сестер Тепловых вновь появятся рядом с пушкинскими в альманахе «Северные Цветы», посвященном памяти Дельвига, что тоже было знаком признания ближайшего пушкинского окружения. Надежда Теплова была представлена в нем двумя стихотворениями, одно из которых – «Любовь» – стало популярнейшим романсом на музыку Алябьева. А уже в 1833 году вышел первый поэтический сборник девятнадцатилетней Надежды Тепловой, вызвавший более чем благожелательные отзывы. Николай Станкевич напишет университетскому товарищу, приславшему ему сборник: «Благодарю тебя за стихотворения Тепловой, – прелесть! Вот какие стихи могут писать женщины! Она в своей сфере, в кругу чувства, любви! Разумеется, это не абсолютная красота, – но чтобы стихи нравились вполне, надобно их в своем понятии соединить с автором-женщиною; это будет одно, цельное произведение, все неопределенности получат тогда значение. Главное условие – истина чувства – есть в этих стихах». В 1834 году выйдет статья Ивана Киреевского «О русских писательницах», который, отметив «Пиитические опыты Елисаветы Кульман», продолжит: «В этом же году вышло еще Собрание стихотворений другой писательницы, также молодой, но уже давно известной по многим сочинениям, разбросанным в журналах и альманахах. В легких, светлых, грациозно волнующих стихах отразились здесь самые яркие, звездные минуты из весенней, чистой, сердечно глубокой жизни поэтической девушки». Иван Киреевский перечислил тринадцать стихотворений этой поэтической девушки, заключив: «Все струны молодого, поэтического сердца отозвались здесь в одной идеальной гармонии. Кажется, здесь все правда, все от сердца, ни одно чувство не выдумано, и в этом отношении особенно замечательна эта музыкальная исповедь девушки-поэта». В 1838 году вышел второй поэтический сборник Надежды Тепловой. В нем были помещены стихи «На смерть А.С. Пушкина» – одни из первых в посмертной поэтической пушкиниане, наряду с лермонтовскими и тютчевскими. В стихотворении «Девице-поэту» (1837) Надежда Теплова воскликнет, выражая свое отношение к поэтам-женщинам:

Брось лиру, брось, и больше не играй,

И вдохновенные, прекрасные напевы

Ты в глубине души заботливо скрывай:

Поэзия – опасный дар для девы!

Мечтаешь ли на жизненном пути

След огненный прорезать за собою;

Иль думаешь сочувствие найти

В толпе, окованной ничтожной суетою;

Иль юная пылает голова

Мечтой похвал и льстивого вниманья,

И рядишь ты, как жертву на закланье,

Свой смелый стих в блестящие слова…

Этому совету, видимо, и последовали ее сестра Серафима Теплова и Мария Лисицына, имена которых после первых совместных публикаций уже не появлялись в печати. А о том, как складывалась судьба самой Надежды Тепловой, можно судить по ее исповедальным стихам. Для этого достаточно сопоставить одно из первых и самых известных ее стихотворений «Любовь» с одним из последних с таким же названием. Эти два стихотворения разделяют пятнадцать лет любви, страданий и молитв одной из лучших поэтесс Золотого века.

Жажда молитвы

К афонскому старцу

В твоих горах, в священной той стране,

Где жизнь твоя течет безгрешно и счастливо,

О, помолись о недостойной мне,

Отец благочестивый!

Твоя мольба доступна небесам,

Завиден твой удел смиренный и прекрасный,

Для вас земля цветет обильно там,

Над вами небо вечно ясно!

Как там душа младенчески чиста!

Как ясны для нее и смерть и искупленье!

Вам чужды наши заблужденья,

И мира грех и суета!

И в этой счастливой, далекой стороне,

Где жизнь твоя течет тиха, трудолюбива,

О, помолись, о недостойной мне,

Отец благочестивый!

И чтобы мрак с души моей исчез,

Чтоб сердце вылилось в молитвах умиленных,

Пришли мне ветвь знамения небес

С твоих долин благословенных!

Вербное воскресенье

О, много скорби, много слез

Мне эта жизнь дала;

Но как и что со мной сбылось,

Как столько сил во мне нашлось?..

Я все перенесла!

И если встанет предо мной

Страданий грозный ряд,

Я полечу в тот рай земной

И не взгляну назад.

Там всё терзанья и любви

Уроки нам дает;

От мрака жизни, от земли

К небесному зовет.

И, в прах склонившись головой,

Я слышу, будто предо мной

Хор ангелов поет.

Там в длинных отроки кудрях

Стоят пред алтарем

И держат ваии[90] в руках,

Не мысля о земном.

В них пылкость юношеских лет

Смиряет Божий страх,

Едва скользит улыбки след

На детских их устах;

И в той обители святой

Всем ласка и приют,

Туда, как бы под кров родной,

Убогий, нищий и слепой

С надеждою идут.

1847


[90] Вайи (ваии) – ветви (пальмовые). Неделя ваии, или вай – Вербное (цветоносное) воскресенье.

Комментировать

3 комментария

  • SerGold, 25.02.2023

    Нерабочие файлы для скачивания. Исправьте пожалуйста это.

    Ответить »
  • Любовь, 17.05.2024

    Создавший текст данной темы владеет мастерством издателя библейского Слова в христианской традиции с присущим канатаходцу талантом изящно, на твердом балансе, удерживать внимание разных людей: и скучающих горожан, и отдыхающих с великих трудов на земле селян, и обычных уличных зевак, и мимоходящих посторонних прохожих, и постоянно куда-то спешащих по важному делу, и сопровождающих в пути.
    Спасибо за работу.

    Ответить »