<span class=bg_bpub_book_author>мученик Евгений Поселянин</span> <br>Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон

мученик Евгений Поселянин
Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон - Глава 8. Почитание Богоматери

(62 голоса4.5 из 5)

Оглавление

Глава 8. Почитание Богоматери

Мы видели уже, что усердное почитание Богоматери верующими началось еще При жизни Ее. Вселенские соборы утвердили это почитание и усвоили Пресвятой Деве название «Богородицы».

Игнатий Богоносец, современник Христа (по преданию, тот младенец, которого Господь взял на Свои руки при произнесении слов: «если не обратитесь и не будете, как дети»), мученик Иустин Философ, Ириней, епископ Лионский, Дионисий Александрийский — отцы II-го и III-го веков,— Афанасий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Василий Великий, Ефрем Сирин — IV века, — все они в пламенных выражениях свидетельствовали Достоинство Богоматери. В V веке Кирилл, патриарх Александрийский, восставал против ереси Нестория, который отрицал, что Деву Марию должно называть Богородицей. Третий вселенский собор осудил ересь Нестория и утвердил почитание Богоматери. То же было сделано на IV, V, VI и VII вселенских соборах.

Феодот, епископ Анкирский, произнес слово, в котором ясно вылилось церковное учение о Богоматери: «Кто не признает Марию Богородицею, тот отчужден от Бога».

Скажем несколько слов об установлении праздников Богоматери. Празднование «Зачатия Богородицы», 9-го декабря, началось не позже VII века, так как Андрей, епископ Критский, скончавшийся в 722 г., уже написал канон на этот праздник. Установление праздника Рождества Богородицы восходит к V и даже IV веку, так как уже тогда в честь этого праздника строили храмы. Есть предание, что день рождения Богородицы открыт был одному подвижнику, раньше же его не знали точно. Относительно Введения во храм известно, что в V или VI веке в Иерусалиме был храм в честь этого праздника, стоявший на месте притвора Соломонова, где некогда провела отрочество свое Приснодева. Праздник Благовещения установлен был уже в IV в., так как о нем упоминает Афанасий Александрийский и Иоанн Златоуст. Есть свидетельство, что впервые он был установлен еще апостолами.

Точно так же, по преданию, апостолы установили праздник Успения Богоматери. С давних времен этому празднику предшествует пост. В Иерусалиме у гробницы Приснодевы, на Афоне в русских монастырях, в Гефсиманском скиту, что у Троице-Сергиевской Лавры, празднование Успения отличается особою торжественностью, и заутреней совершается точно такое же пение над плащаницей Богоматери, как и над плащаницей Спасителя в Великую Субботу.

Три последние праздника принадлежат к числу двунадесятых.

26-го декабря совершается праздник, называемый «Собор Пресвятой Богородицы», т.е. общее собрание верных для прославления Богоматери. Этот праздник возник вследствие древнего церковного обычая — на другой день великих праздников воспоминать тех лиц, которые, главным образом, послужили вспоминаемым в них событиям. (Так, 7-го января вспоминается Иоанн Предтеча, 26-го марта архангел Гавриил).

2-го июля совершается воспоминание «Положение честной ризы Богоматери». В Константинополе в половине V века император Лев Македонянин воздвиг особый храм, где положил ризу Богоматери. Впоследствии в Киеве, Суздале и Москве были храмы, посвященные памяти этого события.

31-го августа совершается празднование «Положения честного пояса Богоматери», в память того, что императрица Зоя, супруга императора Льва Мудрого, была исцелена этой святыней.

Невозможно выразить словами то великое усердие, которым пламенеют к Приснодеве сердца искренно верующих людей. Неимоверные страдания, которые Пречистая Дева претерпела на земле для дела воплощения и как Матерь гонимого Иисуса; безбрежная Ее вера и твердость в самых невыразимых, неимоверных испытаниях, больше же всего Ее великое милосердие, Ее забота и скорость в помощи бедствующим, — все это навсегда усвоило Ей любовь и почитание сердец христианских.

«Никто же притекаяй к Тебе посрамлен от Тебе исходит, Пречистая Богородице Дево, но просит благодать и приемлет дарование к пользе прошения», — эта молитва, которую на Афоне поют ежедневно в конце вечерни, в кратких словах выражает крепкую, необоримую, незагасимую веру человечества в защиту Богоматери.

Мы не будем приводить вдохновенных песней и слов великих святителей и учителей вселенских о достоинстве Девы Марии. Переходя от рассказа о земной жизни Ее к повести о делах небесного Ее милосердия, приведем «слово» нашего родного писателя и святого, дивного святителя Димитрия Ростовского, который в таких бессмертных выражениях говорит о Богоматери: «Если бы кто меня спросил: что в поднебесной сильнее и крепче всего? — я бы ответил: нет ничего более крепкого и сильного на земле и на небе после Господа нашего Иисуса Христа, как Пречистая Владычица наша Богородица, Приснодева Мария. Сильна Она на земле: ибо Она стерла главу невидимого змея и попрала адскую силу, Ею воздвигаются победы, Ею ниспадают враги. Сильна Она и на небе: ибо Бога сильного и крепкого молитвами Своими связывает.

«Связывает, говорю, своими молитвами Бога, Которого некогда на земле связывала пеленами, ибо когда Он, прогневленный нашими грехами, хочет нас казнить, внезапно карая, Она простирает к Нему умоляющия руки Свои и удерживает Его мстительную десницу, чтобы не погубить грешников с их беззакониями».

Какая вера внушила эти дивные строки, и в какие чудные выражения сумел великий чтитель Богоматери облечь свою светлую мысль! «Бога крепкого и сильного молитвами Своими связывает!»

Комментировать

2 комментария

  • Ирина, 24.05.2020

    Пожалуйста! Кто написал это творение? Очень понятно и животрепещуще всё написано. Очень хотелось бы прочесть и другие его или её работы. Очень прошу ответить. Я онкологический больной и мне жизненно необходимо читать именно такие вещи. Потому что они мне очень очень близки. Мой адрес Lapulya-75@mail.ru. Пожалуйста

    Ответить »
    • Нат, 24.04.2021

      Поселянин Евгений Николаевич

      Ответить »