Андрей Завалишин и его пустынь

Источник

На восточном берегу Ладожского озера, при небольшому заливе, красуется древняя Андрусова обитель. Местоположение ее в высшей степени веселое и чарующее – особенно летом; с одной стороны окружают ее живописные горы, с другой – пред нею рисуется необозримый бассейн древнего озера Нево, с большими и малыми островами, покрытыми зеленью. Красоты природы в это время оживляются еще и деятельностью человеческою. Но синей поверхности вод то реют большие суда, то плывут и колышутся рыбачьи лодки1.

Создателем этой пустыни был один из Московских бояр, по имени Андрей Завалишин, тот самый, который Иваном III сослан был за неизвестную провинку его в свое поместье2, в Олонецкий уезд3. Проживая здесь, Завалишин нечаянно встретился со знаменитым пустынником Александром Свирским, и, по примеру его, сам сделался монахом.

Вот как это случилось. Завалишин любил звериную ловлю, держал у себя охотников и псов и с своей дружиной часто потешался травлею зверей в соседних дремучих лесах. Однажды в густой чаще пред глазами ловца показался олень; Завалишин бросился за зверем и преследовал его с такой быстротой, что далеко оставил за собою своих спутников. Но легкий зверь увлекал охотника все дальше и дальше; наконец взбежал на высокий холм, быстро бросился в восточную сторону и исчез. Изумленный охотник должен был отказаться от преследования и хотел воротиться к своей дружине, которую между тем потерял вовсе из виду. Но Промысл приготовил ему другой лов. Отойдя немного, Андрей видит пред собою маленькую хижину и следы ног человеческих. Он подошел к хижине и, догадываясь, что тут живет какой-нибудь отшельник, постучался в дверь. Дверь отворилась, и на пороге встретил его труженик, изнуренный молитвой и постом, в одежде ветхой и разодранной, – то был преподобный Александр Свирский. Сначала пустынник испугался посетителя, видя давно уже невиданное им лице человеческое, но затем, собравшись с духом, приветствовал Андрея и вступил с ним в искреннюю духовную беседу. Боярин рассказал пустыннику о своем звании, занятиях и о том, как открыл он его жилище. Угодник в свою очередь поведал собеседнику о своей внутренней борьбе с помыслами, о болезни утробы, питаемой быльем и о том, как изнемог он до умертвия и как в видении некий преславный муж исцелил его и заповедал работать до конца жизни. Рассказ пустынника о своих аскетических подвигах произвел глубокое впечатление на душу боярина. Он заставил Андрея задуматься над своей судьбой и позаботиться о высших интересах своей жизни.

До земли поклонился боярин старцу и получил его благословение. Чрез нисколько времени Андрей явился к преподобному с дарами: принес ему «бремя хлебов, два пуда ржи и ячменя» и просил его наставлений4.

В житии преподобного Александра Свирского более ничего не говорится об Андрее Завалишине. Недостаток письменных известий о нем мы восполним местными преданиями.

Недолго Андрей оставался в своей вотчине. По совету преподобного Александра он оставил мир и посвятил себя отшельнической жизни и поступил в братство своего учителя с иноческим именем Адриана. Упражняя себя в аскетических подвигах, он подражал во всем своему настоятелю. Испытав и укрепив свои силы многолетним подвигом в Свирской обители, преподобный Адриан возжелал уединения и безмолвия. С благословением своего игумена он избрал себе на берегу Ладожского озера место и поселился на нем. Пустынная жизнь нового отшельника вскоре сделалась известною5. К нему начали собираться ученики и подражатели. Основался монастырь, названный по имени основателя его Андрусовым6.

Неизвестно, в каком именно году основана обитель, но можно полагать, что не позже времен царствования Василия Ивановича, отца Ивана Васильевича Грозного, в начале ХѴІ столетия. На это указывает грамота царя Василия Ивановича Шуйского7, в которой упоминается, что Иван Васильевич и утвердил жалованную монастырю милостыню родителя своего Василия Ивановича.

Устроив пустынь и собрав братию, преподобный Адриан, вероятно, по монастырским нуждам отправился в Москву. В это время у царя Ивана Васильевича IV родилась дочь Анна от первой супруги его Анастасии Романовны8. И Грозный царь, вероятно, из уважения к иноческим подвигам Адриана9, избрал его вместе с другим старцем Геннадием, из Сарарайской пустыни, в восприемники своей новорожденной дочери. Об этом событии летопись отметила так: «Лета от Адама 7057, от Христа 1549, августа в 10 день, в субботу, на неделю, в нощи той, в начале 4 часа, родися царю и великому князю Ивану Васильевичу всея России дщи, царевна Анна, от царицы и великия княгини Анастасии, от дщери Романа Юрьевича, а крестил ее благоверный царь в новом монастыре Девичье, в церкви святых и праведных Иоакима и Анны, в новопоставленном храме во имя ее. Приехал царь и великий князь в субботу в монастырь и обложил храм св. праведных Богоотец Иоакима и Анны и ту, слушав всенощное и заутреню, и заутрия день в неделю августа в 18 день церковь освящал и дщерь свою царевну Анну, а крестил ее старец Адриан Андрусовской пустыни да старец Геннадий Сарарайской пустыни, Корнилиев ученик, и действовал священническая игумен Троицы Сергиева монастыря Серапион Курцов10.

Пробыв долгое время в Москве, Адриан отправился в обратный путь. Он уже подходил к своей обители. Но Промысл не судил ему видеть собранного братства; 15 мая 1550 г. в дремучем лесу, в 20 верстах от Андрусова, близ селения Обори, недобрые люди напали на утомленного странника и убили его, думая найти у него царские дары.

Совершив преступление убийцы скрылись, а тело убиенного бросили в болото.

Два года ждали иноки своего, настоятеля. Они полагали, что он все еще находится в Москве. Но вот раз ночью, является он одному из братии, как гласит предание, повелевает идти на место своего убиения, указывает на одного крестьянского коня, который приведет к этому месту, и просит перенести его в основанную им обитель и предать христианскому погребению. Узнав об этом печальном событии, братия немедленно отправились на указанное место; и в болоте, под грудою мха, обрели мощи убитого настоятеля. С честью перенесли останки его в обитель и отдали ему последний христианский долг. Тело преподобного Адриана погребено было подле северной стены церкви святого Николая; впоследствии над ним сооружена была часовня; а в 1828 г. мощи перенесены в соборный храм Введения Пресвятой Богородицы. Близ же селения Обори поставлен деревянный крест, и поныне указывающий первую могилу Преподобного.

Убиение преподобного Адриана и явление его старцу изображены на иконах, находящихся в обители11.

Вот все, что известно о ктиторе Андрусовой пустыни, – Московском боярине Андрее Завалишине.

Последующая история обидели мало известна. На безбедное состояние ее в течение XVI и вначале XVII в. указывает несколько жалованная грамота царя Василия Ивановича Шуйского на имя игумена Павла 1608 г.12 Из нее видно, что сын покорителя Новгорода великого, царь Василий Иванович, даровал Андрусовской братии право на беспошлинный лов рыбы в Ладожском озере сколько понадобится; сверх того пожаловал: «рыбную ловлю: тоню Вяженицы, да тоню Чунбуру, а напротив Чунбуры тоня Гача, да тоня Утица». По его же велению шла в монастырь особая милостыня из Новгородской казны, чрез два года на третий. То же самое подтвердил сын его, царь Иван Васильевич IV. А в 1548 г., во время пребывания в Москве преподобного Адриана, царь Иван Васильевич «повелел дьяком Новгородским с Рождества Христова, с году на год, ругу, вместо милостыни, давать игумену: 5 коробей ржи, 5 коробей овса, да два пуда соли, да гривну Новгородскую денег на пятнадцать братов, на брата по две коробьи ржи, да по пуду соли, да по два алтына денег, да Пречистой и Николаю чудотворцу два пуда мёду на кануне, по два пуда воску на свечи, да пять коробей пшеницы на просвиры». Так наградил царственный кум избранного им в восприемники первой своей дочери добродетельного старца. Судя по числу братии находившейся тогда в Андрусове, можно полагать, что обитель, хотя построена была на малоплодной почве, имела однако довольно нескудные средства для пропитания иноков.

Царь Федор Иванович дополнил щедроты своих прародителей Андрусовским богомольцам, повелев «наместникам волостелям, порогу Ладожского властям и пошлинником и по мостам мостникам и по рекам перевозчикам и мостовщикам и всяким начальникам: поедут из Андрусовы пустыни, с Ладожского озера, от Введения Пресвятой Богородицы, от Николы чудотворца, игумен строитель или старцы и слуги того монастыря, в Великий Новгород, водяным путем в судах и лодках, а сухим путем на санях или телегах, что на монастырь купить; а к нам на Москву о монастырских делах, а к студеному морю соли купить потребу монастырскую и на братию, отмеру и мыта и перевозу и мостовщина и иных, никаких пошлин не иметь, а пропущать их беззацепно…без мотчапья».

За несколько десятков лет, основатель пустыни, со странническим посохом, предпринимать трудный путь к престолу русского царя для испрошения милостыни своей братии; а теперь щедротами Московского двора благосостояние пустыни возросло до того, что старцы могли пускаться в гораздо дальнейшую дорогу в ладьях и на подводах. Тогда от нищенствующего прохожего нечем было поживиться суровым хищникам, а теперь братии было уже на что покупать по отдаленными торговым местам свои годовые запасы. Так Промысл Божий, за молитвы преподобного Адриана, благоволил попещись о своих избранных!

Не от царских только щедрот обогатилась пустыня, были и частные пожертвования. От XVI века сохранился доныне колокол, весом около 11 пудов со следующею надписью:

«Лета 7060 (1552), сентября 7 дня, Новгородец Василий Ионин Коленоников в Андрусову пустынь Введения Пресвятыя Богородицы, да святителю Николе чудотворцу». Надпись эта указывает на существование в монастыре двух церквей, построенных, может быть, самим основателем пустыни. Нет надобности сомневаться, что были и другие вкладчики в св. обитель, только приношения их не сохранились до нашего времени.

Более ничего неизвестно о судьбе пустыни в XVI веке.

В начале следующего столетия (1606), царь Василий Иванович Шуйский, по прошению строителя, старца Павла с братиею, дал монастырю новую жалованную грамоту, подтверждающую грамоты прежних царей. А чрез два года потом (1608), в следствие челобитной того же строителя велел пожалованную царем Иваном Васильевичем хлебную рулу «давать в великий пост, на соборное воскресенье, а хлеб давать какой ружникам дастся, а гнилова хлеба не давать».

Впрочем, это царское повеление могло остаться без исполнения. Вскоре наступившие времена междуцарствия расстроили всякий общественный порядок в государстве. Самый Новгород, откуда монастырь должен был получать ругу, был взят и разграблен шведскими войсками, которые призваны были на защиту нашего отечества и так коварно поступили... Наводнявшие Россию Поляки и Литовцы, не видя никакого противоборства, рассеялись по всему ее пространству, проникли в самые отдаленные пределы русского царства. Можно предполагать, что, в эту бедственную годину, когда весь Олонецкий край потерпел разорение от Литовцев и Русских воров, когда почти все монастыри были разграблены и некоторые совершенно уничтожены, разорен был и монастырь Андрусовский.

Царь Михаил Федорович, вместе с родителем своим, святейшим патриархом Филаретом Никитичем (1622) указали жалованную грамоту царя Василия Ивановича подписать на свое царское имя. И пустынь, по-видимому, приходила в безбедное состояние, как свидетельствует о том колокол в 40 пуд, отлитый в 1663 году. Но потом, неизвестно по каким причинам, обитель совершенно опустела.

Около 1687 г. на развалинах Андрусовой пустыни устроилась уже девичья обитель. Настоятельнице Фекле дана была сборная книга для приобретения средств к возобновлению развалившихся зданий. Но и это общество тружениц принуждено, было искать убежища в ином месте, Бог весть почему.

На место инокинь поселилось несколько старцев; но по малобратству обитель не могла существовать самостоятельно, и в 1723 г. приписана к Сяндемской пустыне. По составлении же духовных штатов с 1764 г. обе состояли под ведением Александро-Свирского монастыря. С тех пор Андрусова пустынь оставалась в совершенном запустении, доколе Валаамского монастыря игумен Иннокентий не принял на себя попечения возобновить ее. Заимствуем из собственноручных записок. о. Иннокентия описание обстоятельств, заставивших, его взяться за это дело.

«В августе 1782 г. старец Иннокентий, в чине еще иеромонаха, был послан с некоторыми из братии Валаамского монастыря в город Новую Ладогу для покупки хлебных запасов. Он отправился на сойме Ладожским озером. На возвратном пути сильная буря застигла его за две версты от Андрусовой пустыни. Сильными порывами ветра увлекло его сойму на средину озера. Здесь она попала на луду (отмель) и остановилась, разбиваемая со всех сторон волнами, Ветер был так силен, что опрокинул сойму и раздробил ее. Погибель была очевидна, все ожидали смерти. Однако ж погода сверх чаяния стихла. Тогда иеромонах Иннокентий связал из досок небольшой плотик, поместился на нем с своими товарищами и зная, что неподалеку от места их крушения находилась упраздненная Андрусовская пустынь, а в ней церковь Николая чудотворца, помолился усердно святителю и преподобному и дал обет возобновить пустынь и поселиться в ней, если он будет спасен от потопления. Укрепив себя молитвою и упованием на заступление чудотворца Николая и преподобного Адриана, Иннокентий поплыл на сколоченном кое-как плотике и благополучно был принесен волнами прямо к Андрусовой пустыне. Вышед на берег, Иннокентий вошел в монастырь, воздал великую благодарность Спасителю, Божией Матери, Святым и чудотворцу Николаю и преподобному Адриану за избавление от потопления. Отсюда отправился в Ильинский погост, нанял там новую лодку и приплыв к разбитой, выгрузил из нее хлебный запас и благополучно достиг с братиею Валаамского монастыря.

Спустя месяц после того старцу Иннокентию в сонном видении является св. Николай в священной одежде, а с ним другой благообразный старец (Адриан, по мнению Иннокентия), и говорят ему: «что ты обещания не исполняешь? Если не исполнишь, горше пострадаешь». С этими словами видение исчезло.

На другой год старец Иннокентий снова был послан в Новую Ладогу за покупкой хлебных припасов, извести и кирпичей и привести на Валаам печников. Запасшись в Ладоге всем, что нужно было, о. Иннокентий возвращался уже в свою обитель. Но лишь только поравнялся с Андрусовской пустынью, вдруг поднялась буря еще страшнее прежней и унесла лодку в море (так названо Иннокентием Ладожское озеро). Наступала темная осенняя ночь, буря разыгралась ужасная. Казалось, не оставалось никакой надежды на спасение. Послушаем, как рассказывает об этом сам Иннокентий: «райну сломало, все паруса разорвало, и несло нас без парусов боком; в ту же ночь и гром и молния и дождь весьма сильные были. Вот я и вспомнил, что св. Николай чудотворец сказал, что будешь ты наказан, если не исполнишь обещания своего. И паки призываю угодника Божия Николая в помощь и преподобного Адриана: освободите нас от беды и смерти сея; если жив буду, то буду проситься у преосвященного пожить, и за помощью Божией и Божией Матери, угодников Николая чудотворца и преподобного Адриана чудотворца поправить монастырь потщуся. Да еще сего наказания мало; два раза меня бросало рулем в воду и две камилавки остались в воде; а сам не знаю, какими судьбами поднимусь с воды на сойму; а работник беспрестанно воду отливает из соймы; а печники Федот Трофимов с товарищем еле живы лежали в каюте; и как скоро о сойму ударит валом, то они и кричат: ох, погибли! и так нас несло ночь всю осеннюю, и сами не знаем, куда нас несет. А как скоро стало рассветать, то работник Федот паруса кое-как починил, на место раины поставили шест, или сказать багор, и так ехать мы продолжаем и наконец, показался берег и, слава Богу! мы обрадовались, а как приехали поближе, то усмотрели Коневской монастырь (на острову Ладожского озера и от Андрусовой пустыни более 100 верст) и весьма обрадовались, и пристали в пристань, и пошли в монастырь согреться и отдохнуть. Но на следующий день в ночь сделалась погода и ветер самый противный, и так сойму нашу волнами в пристани взад и вперед шатало, что веревки, которыми она была привязана, перетерлись, сойму нашу с пристани вынесло на чистый берег, где она осела и разбилась. После того муку на берег вытаскали, просушили пшено и горох, крупа гречневая вся пропала, известь всю водою промыло, а кирпич иной вытаскали, а иной пропал. После того я сойму нанял в Чертовой Лахте, у крестьянина Егора, и так приехал в монастырь Валаамский».

Таковы были побуждения иеромонаха Иннокентия к возобновлению Андрусовской пустыни. Но, по разным обстоятельствам, не вдруг он собрался с силами, не скоро мог выполнить свое обещание. Новое напоминание об обете преподобным Адрианом заставило, наконец, Иннокентия удовлетворить просьбам святого и исполнить обет. Вот что читаем мы в записках обещавшего возобновить монастырь Андрусовский:

«1813 г. октября, говорит Иннокентий, в некую ночь пред заутренею, в сонном видении якобы, я еду по Ладожскому озеру в лодке и стала лодка моя по малу тонуть и видится как будто некакой остров и церковь каменная небольшая, и как скоро приблизился поближе и узнал и обрадовался и вздохнул из глубины сердца: «О, преподобный отче Адриане, не остави мене погибнути в беде сей»! И внезапу явился монах, взял меня за руку и поднял и говорит мне: «доколе тебе не исполнять своего обещания». Я и спрашиваю: «Ты, отче, кто такой и откуда?». Он говорит мне: «я пустыни сей начальник». Я говорю ему: »не смею проситься у преосвященного». Он говорит мне: «просись, он тебя отпустит и благословит с любовью». Итак, пришёл будильщик просить благословения к утреннему пению». Это было последнее явление и последнее побуждение преподобного Адриана иеромонаху Иннокентию.

Ревностно после того Иннокентий приступил к возобновлению Андрусовской пустыни. Храмы Божии были приведены в благолепие, сооружены многие новые здания и исходатайствовано пустыне позволение числиться приписною к Валаамскому монастырю. Вот при каких средствах и как скоро возобновлена Андрусовская пустынь. Воздержная, добродетельная жизнь Иннокентия приобрела ему доверие и уважение митрополитов Новгородских и С.-Петербургских: Амвросия, Михаила и Серафима. При их посредстве Иннокентий познакомился с князем Александром Николаевичем Голицыным и чрез него сделался известен и покойному Государю Александру Павловичу. С помощью сих высоких особ, Иннокентий в 1817 г. исходатайствовал у Высочайшей власти восстановление Андрусовской пустыни, с определением в нее настоятеля и шести человек монашествующих с штатным жалованьем по 300 руб. в год. В то же самое время (1817) по старанию Иннокентия явился благотворитель. С.-Петербургский 1-й гильдии купец, Андрей Сергеевич Сергеев (Гусарев тоже). Он; на окончательное возобновление пустыни пожертвовал 3000 руб. ассигнациями и 6000 руб. положил в Опекунский Совет для вечного обращения в пользу ее. Таковы обстоятельства, при коих совершилось восстановление Андрусовской пустыни в 1817 году.

Иннокентий, состоя в это время игуменом Валаамского монастыря, не имел возможности жить постоянно в возобновленной им обители. Но и отсюда он наблюдал и заботился о ней с особенною ревностью. Он назначил туда из своего монастыря благонадежного настоятеля, перевел шесть человек монашествующих, и в продолжение всего своего управления Валаамским монастырем прилагал особенное старание об устройстве возобновленной обители. Часто посещая Андрусовскую обитель, Иннокентий снабжал церковь всякою утварью. Для настоятеля и братии он выстроил четыре деревянных флигеля, где монашествующие имели и трапезу.

Покойный Император Александр I, уважая добродетельную н подвижническую жизнь игумена Валаамского Иннокентия, удостаивал его собеседования с собою в императорском дворце; 8 августа 1819 г. изволил посетить состоящую в ведении его Андрусову пустынь. Вот что известно об этом высочайшем посещении.

Император пришел в обитель неожиданно, в сопровождении лишь одного крестьянина13. Однако ж настоятель14 с братиею успели встретить его за св. воротами. Государь благоговейно принял благословение старцев и приказал проводить себя к мощам угодника Божия преподобного Адриана. В церкви святителя Николая Его Величество долго молился пред чудотворною иконою святителя, потом приложился к ней и к местным образам. Наконец Император взошел в часовню, где была рака с мощами преподобного мученика Адриана.

Пред ракой святого православный царь положил ь три земных поклона, и, преклонив колена пред гробницею св. кума прапрабабы своей царицы Анастасии Романовны, надолго оставался в этом благоговейном положении. Когда монарх поднялся, на глазах его заметны были слезы умиления.

При выходе из часовни Его Величество изъявить желание принять гостеприимство пустынников в настоятельской келии, куда должна была собраться вся братия.

Около часа Государь беседовал со старцами о пользе душевной и пил чай. Прощаясь с ними, он завещал себя, свое семейство и весь народ русский молитвам отшельников, и вышел из обители с прежним проводником.

В память своего посещения Государь, чрез несколько времени, прислал в обитель царские дары: сребропозлащенные сосуды и годовой круг богослужебных книг. С каждым годом обитель Андросова приходила в лучшее устройство. Заботливостью второго строителя, Кирилла (1820 – 1822) выстроена вокруг монастыря деревянная ограда и такой же Флигель для братских келий. Ризница увеличена. Приписана упраздненная Сяндемская пустынь15. За Кириллом с 1822 по 1826 г. сменялись один за другим четыре настоятеля.

В 1826 г. (14 августа) назначен управителем пустыни Иерод. Валаамского монастыря Иосиф, и по рукоположении в Иеромонаха (16 января 1826 г.) утвержден строителем (15 февраля 1828 г.). При нем Андрусовская пустынь перешла из ведения С.-Петербургской во вновь учрежденную Олонецкую епархию и начала управляться самостоятельно. Десятилетнее свое управление пустынею о. Иосиф посвятил особенному устройству монастыря. В 1830 г. он вознамерился вместо малой обветшавшей церкви Введения во храм Пресвятыя Богородицы устроить новую каменную, пространную. Она пристроена к древней каменной же церкви во имя св. чудотворца Николая, под стеною коей, на южной стороне, почивают под спудом мощи преподобного Адриана, Андроповского чудотворца. Окончательно устроена эта церковь в 1833 г. Старанием же Иосифа над ракою преподобного мученика устроена сень с бархатным подзором и золочеными украшениями. Ризница обогащена разными многоценными предметами и приделано для нее удобное помещение. Иосифом исходатайствовано обители, взамен мельницы, ежегодное содержание в 350 руб. ассигнациями. Построены многие хозяйственные заведения, деревянные настоятельские келии и каменные для братства. Кроме того благоразумною распорядительностью Иосифа положено для обители в Опекунский Совет 3500 руб. Кратко сказать, строителем Иосифом Андрусова пустынь возведена на степень благоустроеннейших монастырей Олонецкой епархии.

В 1835 г. расстроенное здоровье о. Иосифа принудило его, к крайнему прискорбию Андроповского братства, просить увольнения от настоятельства. В том же году он возвратился в Валаамскую обитель, сдав пустынь, по назначению начальства, состоящему в числа братства Андроповского, священнику Михаилу Беляеву, который заведовал ею около шести месяцев.

Вместо о. Иосифа, 17 декабря 1835 г., строителем Андроповского монастыря, назначен постриженец св. горы иеромонах Александро-Свирского монастыря Феодор16. Его старанием обитель приведена к лучшему устройству.

Видя еще недостаток средств к содержании братства Андроповского, о. Феодор с самого начала вступления в управление монастырем, озаботился приисканием источников довольства в самых обязанностях монашествующих – трудолюбии и умеренности. Прежде всего он обратил внимание на земледелие. При его умной распорядительности, расчищены и удобрены каменистые поля, принадлежащие монастырю и тем увеличены хлебопашество и сенокосы17. Во всех отраслях хозяйства заботливым настоятелем сделаны улучшения. Для обмолота хлеба построены ригачи, для сохранения его сараи. Далее им выстроена ветреная мельница, распространено скотоводство, рыбный промысел увеличен заведением новых способов ловли. Для удобнейшего помещения умножавшейся братии, поставлены каменные Флигеля. Северная сторона монастыря украшена каменными св. воротами и оградою с башнями по углам. На благолепие храмов Божиих обращено особенное внимание. Церковь святителя Николая распространена; собор обновлен и содержался в порядке, достойному подражания. Отлит новый, для праздничных благовестий, колокол (в 70 пуд). И при всем этом еще сумма кредитных билетов возрастала.

Коснемся теперь замечательных вещей и строений, находящихся в монастыре. Пред входом в монастырь, в арке св. ворот, осененных крестом, помещена живописная икона Господа Вседержителя на престоле славы. Ему предстоять Заступница Усердная, Дева Богородица и Предтеча Христов Иоанн. В восточном столпе врат – икона святителя Николая, а в западном преподобного мученика Адриана – обе во весь рост. Под первой – живописное изображение страдальческой кончины основателя пустыни, под другой –несение св. его тела на погребение.

Во флигель, на правой стороне св. ворот, где находится братская трапеза, замечательна икона св. Николая, писанная на каменной плите, благословение попечителя обители игумена Иннокентия18.

Прямо против св. ворот соборный храм скромной, но приятной архитектуры. Он украшен с трех сторон фронтонами и пилястрами. Восточная сторона его дугообразна. Над срединою здания возвышается легкий, светлый купол. К северной стене собора примыкает древняя каменная же церковь свят. Николая, вместе с колокольнею. Все это здание в старинном русском вкусе и полагают, современно основателю.19

Для обеих церквей устроена одна наружная паперть, деревянная; к ней ведут в разных направлениях, чрез весь двор плитные панели, оттененные густыми березами.

Церковь святителя не велика. Иконостас в ней времен последнего обновления обители. Замечателен образ св. Николая у южных врат алтаря. По изящности и высоте искусства достойны, внимания: иконы св. Параскевы, нарицаемые пятницы, и образ преподобного Александра Свирского – по своей древности и особенному почитанию, какое имеют к нему искони окрестные жители. Во всем вообще иконостас иконы живописны и кисти опытного художника.

За левым клиросом находится дверь, которою входят в довольно обширный собор. Мощи преподобного мученика Адриана покоятся под спудом, в углублении южной стены, между иконостасом и клиросом. Над мощами деревянная рака с живописными изображениями смерти и погребения преподобного мученика. Над ракою икона Пресвятой Богородицы в сребропозлащеннных ризах. Поверх всего этого сень из малинового бархата с золочеными украшениями.

Ризница устроена над папертью. В ней сохраняются: 1) Частица св. мощей преподобного мученика Адриана, отделенная при обретении тела его по убиении и чудесно сохранившаяся в течение нескольких веков. 2) Напрестольный, сребропозлащенный крест; в него вложен ковчежец с мощами; на нижней стороне его вырезано «св. мощи: кровь Иоанна Крестителя, часть Алексия митрополита Московского, преподобных Андроника и Саввы учеников Сергия Радонежского чудотворца и другие неизвестные». Святыня эта пожертвована в пустынь бывшим министром духовных дел, князем Голициным.

В ризнице же сохраняются следующие вклады: 1) Царские: Государя Императора Александра Благословенного – драгоценные потиры; Государя Императора Николая Павловича – священно-служительские облачения. 2) Приношения разных христолюбивых лиц: напрестольный, серебряный ковчег; сребропозлащенные сосуды и значительное количество богатых риз.

Пустынь руководствуется уставом общежительным. При богослужении напев употребляется близкий столповому.

Богомольцы, не в большом числе, стекаются на праздники: св. Николая и 26 августа на память преподобного Адриана, основателя обители. Впрочем, странствующее богомольцы посещают обитель очень часто.

Земли за пустынью по планам и межевым книгам имеется 6І9 десятин, 286 сажен. Билетов кредитных учреждений на вечное обращение, в пользу пустыни, имеется на 5,289 р. с.

* * *

1

Обитель эта от города Олонца отстоит в 25 верстах, от Петербурга в 175 верстах.

2

По преданию, он был царедворцем Ивана Васильевича III.

3

Одно из селений в Кондушской волости и поныне называется «Андреевщина».

4

Новая беседа пустынника произвела еще сильнейшее действие на душу боярина и раз навсегда определила дальнейшее направление всей его жизни. С радостью велию возвратился он домой, славя Бога.

5

Есть местное предание, что в первое время своего здесь водворения преподобный Адриан встретил людей неприязненных. В дремучих лесах острова Саларебр (лежащего против пустыни), укрывался недобрый человек, говорят, его звали Андрусом, предводивший шайкой удальцов, с которыми он делал частые нападения на суда, плававшие по Ладожскому озеру. Близкое соседство пустынника, к которому начали собираться ищущие спасения, тревожило атамана разбойников. Он с угрозами требовал, чтобы отшельники оставили берега озера. Долго преподобный умолял гонителя не тревожить мирного их убежища, обещая ему в молитвах своих ходатайствовать пред Господом о благе его в настоящей и будущей жизни. Разбойник смеялся словам праведника; но потом слезы Адриана смягчили ожесточенное сердце грабителя, отшельники оставлены были в покое.

В то же время известен был другой разбойник, живший на каменистом мысу Ладожского озера, ныне Сторожевском. Случилось, что оба соперника, разъезжая с шайками своими для промысла, встретились и страшная битва закипела между злодеями. Счастье изменило удальцам с острова Салы, они побеждены, предводитель их взят в плен и скованный брошен в ладью; несчастный предвидел, что ожидают его страшные мучения и близость смерти заставила его подумать о своей прежней жизни. Тогда вспомнил он о советах и убеждениях пустынника; раскаяние отозвалось в суровой душе его; и вдруг является ему Адриан. Отшельник произносить пред ним слово милосердия Божия; оковы с него спадают, он вдруг очутился на берегу, осмотрелся, но Адриана уже не было. Недоумевая о своем избавлении, он решился идти в обитель, принести благодарность избавителю. С удивлением братство выслушало рассказ разбойника поведало ему, что настоятель их всю ночь провел с ними в молитве и не отлучался из храма ни на минуту. Умиленный грешник пал к ногам преподобного и испросил у него благословение остаться в обители, для исправления своей прежней жизни раскаянием и труженичеством. Примеру его последовала и большая часть его сообщников.

Предводитель разбойников Сторожевского мыса по молитвам преподобного также уразумел свое нечестие и раскаялся. На месте своего притона он основал обитель и постригся под именем Киприана. Жизнь его была добродетельная и примерная до блаженной кончины. Погребен на месте основанной им обители. Доселе указывают на могилу. Немало рассказов ходит между окрестными жителями о многих чудотворениях, коими Бог прославил своего угодника по смерти его.

6

На местном наречии Карелов Андрус значит Андрей.

7

Грамота эта при сем описании приложена в копии.

8

В август 1550 г. Чрез год она преставилась и положена в новом Девичьем монастыре. И. Г. Р. Карамзина, т. VIII. прим, 246. изд. Эйперлинга,1842 г.

9

Быть может царь уважал и прежние заслуги бывшего царедворца деда своего Иоанна Великого.

10

Летопись по Никонову списку, т. ѴШ, стр. 65 и Карамз. И. К. т. VIII, прим. 246.

11

От лет древних держится обычай совершать святому службу и молебные пения по общей минеи. В одной из рукописей Московской Духовной Академии, под № 209 – в 4-ку, XVIII в., между прочими русскими святыми значится, преподобный Адриан, игумен Рождественского монастыря Пресвятой Богородицы, иже быть на Ладожском озере, на Андрусовском острове, в Олонецком уезде, чудотворец преставился мая в 31 день. В рукописном, весьма древнем, месяцеслове, нам принадлежащем, под 7 числом мая написано «в сей день перенесение мощей преподобного отца нашего Адриана, игумена Николаевского монастыря на Ладожском озере, на Андрусовском острове, в Олонецком уезде, нового чудотворца, а память его празднуется авг. в 26 день».

12

Это единственная грамота, уцелевшая в монастыре в копии.

13

Крестьянин этот Ермолай Иванов Мокиев из деревни Большаковой, что на низовьи реки Олонки.

14

Строитель иеромонах Тихон, управлявший Андрусовским монастырем 1817–1820г.

15

Находится в 25 верстах от Андрусовской, к северу.

16

Он еще доселе управляет пустынею.

17

Поля эти часто осенью и весною затоплялись разливами воды и потому не всегда могли с избытком удовлетворять нуждам братства.

18

Здесь же помещен портрет и самого блаженной памяти старца, о. Иннокентия, и вид Валаамского монастыря, современный ему.

19

Оба храма имеют под собой подвалы, величиною арш. В 4-е.


Источник: Андрей Завалишин и его пустынь : Ист. очерк / [Соч.] Е. В. Барсова. - Москва : Унив. тип. (М. Катков), 1884. - [2], 16 с.

Комментарии для сайта Cackle