Array ( [_gcl_au] => 1.1.1380309436.1711822494 [_ga] => GA1.2.1420598619.1711822495 [_ym_uid] => 171182249575783439 [_ym_d] => 1711822495 [rmcookie] => S:6fu5SIfpK7Mta6fb5zT2w9iTZkXvKSW2c7wZZZsehXWlrFPgnHj86tYnr-Z29Zdn914SbmniaW65Egn44T8SUBdcGhlimqbs1Fg9xdswznw7H2TmGwi8JU-cRtGMSp25dqjDEDgEl5sjl6BvMzBHklzja_uWx1Xw9VUNAafltfOKLZvKpZ8a79HTTjtiylsng0wLXrwj9oqKM6Of0hIlKUb8-TE8K7Vu2M_JbuTInBv8cNAPwUXBhWlYL9xMT-BPuSrdvOnRrRNBcEIMgXAxsFEWooCvuVVm3cfSnFxocxXPknQOQ6DGw5-W_28g7-doRHbyuqX-bq8sbQTeH1oRmpbV5tY1KezC_sje-T_dhGuiLnGgcwTebQWHLjLt4mYY9tFUUk8ay6A_SljctXgQj_wAKzAkrX6lvxMkFM1DMvZkikPB57V5y1LByrNh8FVJpK3xi0igt5uqhpweHGWyoc4chTc-IZmIbzQKbNrN75ynlvXLXpXbqtWcTguvthUo3OVvD35lZwOV4cBc8wlNXfDjAVR8kMZMO5pnCvyi1OLOSIZcCYCoCgdeo9TceZanIqKlGElh7kgyYKB0L8NYf4AfUTJt-zc2IGs7WKLgj67V5E0e79W26rzxWIX7Nox7sQ4TzQXfAct2KwlrpCIX9kuTSAq8oe4jiqZQTF8IHRwnW93riZ2k1yiV-49I3-HjPPyyExYBg8nymQ== [otrid] => S:2YyFdC4H4fna0hw3_0hoqo8Ob_dv7rtBGHx8rE_zrFUBZfeM_uLkyPiN1R_rHZB2jazXnX8SczIK1LYA6fhxoMcjkThmi42YcnAABIYvw_nSlBrV0lzHMnWXkLcZ8vdoYKUXstMxoi9n3bF3ubsQDLlpoAoVY_AAaPPA70DKs2rJdhwFMPfdkaLmEFjLXpDQTO0EDMe4KTXOjek8dEH4XCZHt_Fx3sBFCuw= [_gid] => GA1.2.1550550431.1714585650 [_ym_isad] => 2 [_ym_visorc] => b [mixbWsjLNlRQaM] => q.Ga0*ndEQ8vSoy [iYLsHzwxJVAh] => p.ndvNoXkaAI [_gat_UA-12794142-1] => 1 [_gat_gtag_UA_12794142_1] => 1 )
<span class=bg_bpub_book_author>Лесков Н.С.</span> <br>Праведники

Лесков Н.С.
Праведники

(25 голосов4.1 из 5)

Оглавление

Праведники. Н.С. Лесков

<Предисловие>. «Без трех праведных несть граду стояния»

При мне в сорок восьмой раз умирал один большой русский писатель. Он и теперь живет, как жил после сорока семи своих прежних кончин, наблюдавшихся другими людьми и при другой обстановке.

При мне он лежал, одинок во всю ширь необъятного дивана и приготовлялся диктовать мне свое завещание, но вместо того начал браниться.

Я могу без застенчивости рассказать, как это было и к каким повело последствиям.

Смерть писателю угрожала по вине театрально-литературного комитета, который в эту пору бестрепетною рукою убивал его пьесу. Ни в одной аптеке не могло быть никакого лекарства против мучительных болей, причиненных этим авторскому здоровью.

– Душа уязвлена и все кишки попутались в утробе, – говорил страдалец, глядя на потолок гостиничного номера, и потом, переводя их на меня, он неожиданно прикрикнул:

– Что же ты молчишь, будто черт знает чем рот набил. Гадость какая у вас, питерцев, на сердце: никогда вы человеку утешения не скажете; хоть сейчас на ваших глазах испускай дух.

Я был первый раз при кончине этого замечательного человека и, не поняв его предсмертной истомы, сказал ему:

– Чем мне вас утешить? Скажу разве одно, что всем будет чрезвычайно прискорбно, если театрально-литературный комитет своим суровым определением прекратит драгоценную жизнь вашу, но…

– Ты недурно начал, – перебил писатель, – продолжай, пожалуйста, говорить, а я, может быть, усну.

– Извольте, – отвечал я, – итак, уверены ли вы, что вы теперь умираете?

– Уверен ли? Говорю тебе, что помираю!

– Прекрасно, – отвечаю, – но обдумали ли вы хорошенько: стоит ли это огорчение того, чтобы вы кончились?

– Разумеется, стоит; это стоит тысячу рублей, – простонал умирающий.

– Да, к сожалению, – отвечал я, – пьеса едва ли принесла бы вам более тысячи рублей и потому…

Но умирающий не дал мне окончить: он быстро приподнялся с дивана и вскричал:

– Это еще что за гнусное рассуждение! Подари мне, пожалуйста, тысячу рублей и тогда рассуждай как знаешь.

– Да я, – говорю, – почему же обязан платить за чужой грех?

– А я за что должен терять?

– За то, что вы, зная наши театральные порядки, описали в своей пьесе всех титулованных лиц и всех их представили одно другого хуже и пошлее.

– Да-а; так вот каково ваше утешение. По-вашему небось все надо хороших писать, а я, брат, что вижу, то и пишу, а вижу я одни гадости.

– Это у вас болезнь зрения.

– Может быть, – отвечал, совсем обозлясь, умирающий, – но только что же мне делать, когда я ни в своей, ни в твоей душе ничего, кроме мерзости, не вижу, и за то суще мне господь Бог и поможет теперь от себя отворотиться к стене и заснуть со спокойной совестью, а завтра уехать, презирая всю мою родину и твои утешения.

И молитва страдальца была услышана: он «суще» прекрасно выспался и на другой день я проводил его на станцию; но зато самим мною овладело от его слов лютое беспокойство.

«Как, – думал я, – неужто в самом деле ни в моей, ни в его и ни в чьей иной русской душе не видать ничего, кроме дряни? Неужто все доброе и хорошее, что когда-либо заметил художественный глаз других писателей, – одна выдумка и вздор? Это не только грустно, это страшно. Если без трех праведных, по народному верованию, не стоит ни один город, то как же устоять целой земле с одной дрянью, которая живет в моей и твоей душе, мой читатель?»

Мне это было и ужасно, и несносно, и пошел я искать праведных, пошел с обетом не успокоиться, доколе не найду хотя то небольшое число трех праведных, без которых «несть граду стояния», но куда я ни обращался, кого ни спрашивал – все отвечали мне в том роде, что праведных людей не видывали, потому что все люди грешные, а так, кое-каких хороших людей и тот, и другой знавали. Я и стал это записывать. Праведны они, думаю себе, или неправедны, – все это надо собрать и потом разобрать: что тут возвышается над чертою простой нравственности и потому «свято господу».

И вот кое-что из моих записей.

Комментировать