Исповедник Влади́мир Хираско, пресвитер
Дни памяти
Житие
Священноисповедник Владимир родился 11 января 1874 года в городе Петровске[1] Киевской губернии в семье священнослужителя Григория Хираско. По окончании Духовной семинарии Владимир Григорьевич работал учителем в церковноприходских школах. В 1899 году он был рукоположен во священника ко храму Вознесения Господня в селе Омельно Игуменского уезда Минской губернии. Здесь он прослужил восемь лет, а затем был переведен в Георгиевскую церковь в село Юревичи того же уезда. В 1911 году отец Владимир был назначен настоятелем храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в Минске. Храм был построен при училище слепых. В Минске отец Владимир преподавал Закон Божий в мужской и женской гимназиях. Кроме того, он был членом Минского епархиального попечительства о бедных духовного звания. Возведен в сан протоиерея. В 1919 году отец Владимир был арестован, но вскоре освобожден. Вторично протоиерей Владимир был арестован 29 декабря 1925 года по обвинению в связи с Польским Генеральным консульством.
Прихожане, стараясь поддержать священника, писали ему в тюрьму: «Высокоуважаемый отец наш духовный Владимир! Поздравляем Вас с праздником Рождества Христова!.. нашлись и такие люди, которые посчитали Вас преступником и уже арестовали Вас и посадили в тюрьму за ту святую правду, которой велел следовать Сам Иисус Христос. Разумеется, это уже давно известно, что ложь правду дико ненавидит. Так поступал в Вифлееме Ирод, избивший четырнадцать тысяч младенцев для того, чтобы уничтожить правду, а правда осталась жить, и будет жить. Так и теперь поступают состоящие во власти квалифицированные безбожники... Они считают Иисуса Христа преступником, идут по стопам Ирода, Иуды-предателя и всех тех разбойников, которые убивали Христа... Дорогой, милый наш пастырь! В сегодняшний торжественный день
Рождества Христова мы не в состоянии Вас видеть... как нам больно, как обидно, как невольно слезы льются из наших глаз за Ваше незаслуженное страдание...»
«Дорогой отец Владимир! Поздравляем Вас с праздником Рождества Христова! Дай Бог Вам всего лучшего. Где Бог – там любовь, а где любовь – там счастье и радость вовеки. Милый наш батюшка, Вас мучают за веру христианскую. Мы не можем ни спать, ни есть по случаю Вашего мучения...»
Следователи, найдя эти письма, потребовали от священника, чтобы он назвал имена писавших, но отец Владимир категорически отказался. В марте 1926 года он был приговорен к трем годам ссылки, которую был отправлен отбывать в город Орел. Весной 1929 года он вернулся в Минск и стал служить в той же церкви. Вскоре в газете «Рабочий» появилась статья, в которой отец Владимир обвинялся в контрреволюционной деятельности.
26 марта 1929 года священник был арестован. Давая показания на следствии, он сказал: «В город Минск из Орла я возвратился во вторник 12 марта... в первый раз богослужение совершил в субботу 17 марта. Никаких встреч и приветствий никто мне не устраивал. Я же сам обратился с приветствием к своим прихожанам, в котором говорил, что с радостью встречаюсь с ними и благодарю Бога за то, что неизбежные в жизни каждого человека горести и тяготы вера в Бога помогла мне перенести и что эта вера может облегчить тяготы жизни каждого из христиан, и потому следует быть твердым в вере. На другой день, в воскресенье, мною была произнесена проповедь на тему о всепрощении... эта тема была избрана потому, что тот воскресный день носит название “Прощеного воскресенья”... В среду на первой неделе Великого поста перед причащением я говорил причастникам на тему: “Помяни мя, Господи, во Царствии Твоем”, призывая верующих людей доброй жизнью дать возможность Господу вспомнить из их жизни хоть что-нибудь доброе... В двух последних моих речах, произнесенных мною 24 марта, никаких антисоветских или контрреволюционных лозунгов не было. В первой из них проводилась мысль о том, что торжество православия заключается в доброй христианской жизни... во второй речи, сказанной на пассии, то есть службе, посвященной воспоминанию страданий Христа, я говорил о том, что всякого рода страдания и лишения в жизни нужно переносить безропотно по примеру Христа. Заканчивая свои показания по поводу отмеченных в корреспонденции газеты “Рабочий” фактов, якобы свидетельствующих о моей контрреволюционной деятельности, я, собственно говоря, думаю, что никаких фактов в этой корреспонденции не имеется...»
В 1929 году протоиерей Владимир Хираско был приговорен к трем годам заключения. Из заключения священник освободился в 1932 году тяжело больным и через несколько месяцев скончался.
Игумен Дамаскин (Орловский)
«Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Январь». Тверь. 2005. С. 126–128
Примечания
[1] Ныне город Подольск.