Святой Викентий[*] жил в V веке и был родом, вероятно, с севера Галлии. До пострига он занимал важные общественные посты. Сумев вовремя освободиться от мирской суеты, он ушел в Леринский монастырь[1], основанный незадолго до этого святым Оноратом (память 16 января). Там в безмолвии Викентий предался усердному изучению Священного Писания и творений святых отцов и стал знаменит как ученостью и красноречием, так и святостью.
Около 434 года, вскоре после III Вселенского собора в Ефесе, чувствуя приближение смертного часа, он составил «Напоминание» («Commonitorium»), где кратко изложил правила, которые необходимо соблюдать, чтобы отличить истинную веру от ересей. Правила эти сводятся к формуле: «Считать истинной верой то, во что верят всюду, всегда и все»[2]. Там же он великолепно определяет Церковное Предание не как собрание застывших формул, а как живое тело, которое растет и развивается, оставаясь всегда самим собой[3]. Этот труд имел большой успех на Западе и до сих пор остается одним из самых надежных руководств по православной вере.
Святой Викентий мирно закончил свои дни в монастыре и почил во Христе незадолго до 450 года.
Иеромонах Макарий Симонопетрский. Синаксарь: Жития святых Православной Церкви: В 6 т. /
Адаптир. пер. с франц. – М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2011
Примечания
[*] Включен в месяцеслов Русской Православной Церкви Священным Синодом 9 марта 2017 г., журнал № 14.
[1] Согласно некоторым источникам, он был братом святого Лупа Труаского (память 29 июля) и вместе с ним подвизался в Лерине.
[2] PL. 50. 639.
[3] PL. 50. 667–668. С православной точки зрения, такое толкование Предания не обязательно предполагает учение о «развитии догматов», как это было заявлено Католической Церковью на I Ватиканском соборе (1871). Речь идет просто о вариантности формулировок той же веры в различных исторических обстоятельствах. Так как Церковь – это полнота Того, Кто наполняет все (ср.: Еф.1:23), она включает также историю, которую ориентирует на конечную цель – Христа.