Мученица Вера Самсонова, ктитор
Дни памяти
Житие
Мученица Вера родилась 17 августа 1880 года в селе Веряево Елатомского уезда Тамбовской губернии[a] в семье смотрителя арестного дома Николая Самсонова. Окончив с отличием Касимовскую женскую гимназию, она работала учительницей в школе до тех пор, пока содержание преподавания не вошло в противоречие с ее религиозными взглядами, после того как власть в России захватили безбожники. Глубоко верующий и просвещенный человек, она ревностно относилась ко всему, что было связано с христианской верой и Церковью. В конце двадцатых годов Вера была избрана старостой Пятницкой церкви, расположенной в закрытом к тому времени безбожниками Казанском монастыре в Касимове.
Летом 1935 года сотрудники НКВД арестовали священников и мирян – почитателей блаженной Матроны[b], жившей в деревне Анемнясево Касимовского района, и царевича Иакова, скончавшегося в ХVII веке и погребенного на территории Казанского монастыря. Была арестована тогда и сама блаженная. Арестовали и Веру Самсонову. Давая ей характеристику, сотрудники НКВД написали: «религиозна до фанатизма, средства к существованию добывает уроками Закона Божьего... Ежедневно посещает церкви и разносит просфорки по верующим»[1].
Вера Николаевна была арестована 28 июня 1935 года и заключена в Бутырскую тюрьму в Москве.
– С какого времени вы стали почитательницей могилы касимовского царевича Иакова и часто ли там бывали? – начал ее допрашивать следователь.
– Могилу царевича Иакова я почитаю с дореволюционного времени. Я до последнего времени посещаю эту могилу, где молюсь и иногда участвую в панихидах, совершаемых на могиле царевича Иакова священником Николаем Правдолюбовым.
– Назовите всех почитателей могилы бывшего царевича Иакова.
– На могиле царевича Иакова я... встречала неизвестных для меня лиц... По их просьбе священник Николай Правдолюбов иногда совершал панихиды.
– Давно ли вы стали почитательницей блаженной Матреши Беляковой и что вам известно о ее жизни и деятельности? – спросил Веру Николаевну следователь.
– О высокой праведной жизни Матреши Беляковой я много слышала и, почитая ее как блаженную и праведную, послала ей посылку, но сама лично в ее квартире никогда не бывала, и лично ее я не знаю.
– Назовите всех известных вам почитателей Матреши Беляковой, посещающих ее квартиру.
– Матрешу, как праведницу, почитают все верующие города Касимова и окрестных селений.
– Объясните подробно ваше отношение к советской власти.
– Я не согласна с советской властью по вопросу отношения ее к религии, где я, как верующий человек, усматриваю открытое насилие над религией и верующими, проявляемое в форме насильственного – против желания верующих – закрытия храмов и разрушения их, кощунственного отношения к христианским святыням и арестов и высылки невинных духовенства и верующих. Также я не согласна с советской властью по вопросу отделения школы от Церкви, в результате чего дети не имеют возможности изучать Закон Божий и не получают надлежащего религиозно-нравственного воспитания.
– Мы располагаем данными, что вы до последнего времени занимались тайным преподаванием Закона Божьего детям на квартирах родителей...
– Действительно, в первые годы после революции я после ухода из школьных работниц занималась тайным преподаванием Закона Божьего на квартирах родителей.
– Какое участие вы принимали в исцелении больных у могилы царевича Иакова?
– Сама больных на могилу царевича Иакова я никого не приводила, но, бывая в часовне на могиле, встречала больных; по их просьбам молилась с ними вместе, мазала из лампады гарным маслом, помогала приложиться к могиле... В предъявленном мне обвинении по статье 58, пункты 10 и 11 Уголовного кодекса виновной себя не признаю. Действительно, я активно прославляла... царевича Иакова, но ничего контрреволюционного в этом я не вижу.
16 июля 1935 года следствие по делу церковной старосты было закончено, и, хотя так и не нашлось никаких доказательств ее контрреволюционной деятельности, следователь в обвинительном заключении написал, что она, «являясь активной участницей контрреволюционной группировки, в контрреволюционных целях активно прославляла могилу бывшего касимовского царевича Иакова, принимала участие в инсценировке на его могиле чудесных исцелений и распространяла всевозможные ложные слухи, то есть [виновна] в преступлении, предусмотренном статьей 58, пунктами 10 и 11 Уголовного кодекса...»[2].
2 августа 1935 года Особое Совещание при НКВД приговорило Веру Николаевну к пяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере, и она была отправлена в один из лагерей Беломорско-Балтийского комбината, куда прибыла 30 августа 1935 года.
Тяжелая работа в условиях каторжного лагеря подорвала ее здоровье, она тяжело заболела, и 19 февраля 1940 года ее положили в центральный лазарет при 1-м лагпункте Вечеракша. Церковная староста и ревностная христианка Вера скончалась за две недели до окончания срока заключения, на рассвете 14 июня 1940 года, когда солнце здесь почти незаходимо стоит над горизонтом, освещая этот суровый и прекрасный край.
Игумен Дамаскин (Орловский)
«Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Июнь».
Тверь. 2008. С. 6-8
Примечания
[a] Ныне Пителинский район Рязанской области.
[b] Матрона (Белякова), исповедница; память 16/29 июля.
[1] УФСБ России по Рязанской обл. Д. 10719. Т. 1, л. 5.
[2] Там же. Л. 231.
Источник: fond.ru
Богослужения
Случайный тест
О календаре
Богослужения
Посты
Праздники
И веровать только во Христа Спасителя есть оправдание, исповедать же Его устами — совершенное спасение.
Все жития
3:11