Священномученик Васи́лий Сокольский, пресвитер
Дни памяти
9 февраля (переходящая) - Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской
Житие
Священномученик Василий Петрович Сокольский родился 30 января 1878 года в селе Белое Озеро Сенгилеевского уезда Симбирской губернии в семье священника. По окончании в 1902 году Казанской Духовной академии со степенью кандидата богословия женился и был рукоположен во иерея. В 1905 году удостоен степени магистра богословия за сочинение «Евангельский идеал христианского пастыря» (Казань, 1905 год). Преподавал Священное Писание в Астраханской, позднее Черниговской Духовных семинариях. Впоследствии служил в церкви Благовещения на Васильевском острове (Петроград), приход которой сохранил верность канонической Церкви в период захвата Петроградского епархиального управления обновленцами. (По титулу Петергофского епископа Николая (Ярушевича), который в августе 1922 года возглавил борьбу с обновленчеством в Петроградской епархии, православные приходы епархии, противостоявшие раскольникам, получили название «Петергофской автокефалии».)
По свидетельству архимандрита Феодосия (Алмазова), в Петрограде «в августе-декабре 1922 года шли переговоры с вождями... обновленцев всех видов и толков... В виду общего врага (атеизм в форме коммунизма) Патриаршая Церковь добросовестно шла к объединению с отколовшимися от нее церковными группами... Хотя собрание приняло примирительную точку зрения, но объединение не состоялось. Все наши члены согласительной комиссии пошли в ссылку... Ясно, что наши сосланы по ихнему доносу». В переговорах с обновленцами участвовал в том числе отец Василий.
Он был арестован в 1923 году и сослан на 3 года в город Берёзов Тобольского округа. По возвращении из ссылки служил в Ленинграде, был возведен в сан протоиерея. В 1929 году вновь арестован «за борьбу с обновленцами», сослан на 3 года в Северный край. Отбывал срок в деревне Чекуево, где почти потерял зрение. По возвращении из ссылки поселился с семьей в Ленинграде, служил сначала в церкви апостола и евангелиста Матфея, затем в храме Афонской (Ватопедской) иконы Божией Матери бывшего Новодевичьего монастыря.
7 марта 1935 года священник Василий Сокольский был арестован. Виновным в предъявленных обвинениях себя не признал, на вопрос о политических убеждениях сказал: «Я беспартийный и в политические дела по своему убеждению не могу вмешиваться, единственно с чем я не согласен, это с отрицанием коммунистами бытия Бога, бессмертия души и нравственной ответственности за гробом, о чем я, как и прочие священники, не скрываю от лиц, обращающихся ко мне за разрешением этих вопросов». В тот же день сотрудник НКВД написал заключение, что В. «является социально опасным элементом и ведет антисоветскую агитацию. Сторонник тихоновщины». По постановлению особого совещания при УНКВД от 9 марта 1935 года отец Василий с семьей был сослан на 5 лет в Северный Казахстан. Отбывал срок в городе Атбасар (ныне Акмолинская область). 8 июля 1937 года Василий Сокольский был арестован Атбасарским районным отделением НКВД по обвинению «в проведении среди населения контрреволюционной агитации пораженческо-клеветнического характера и в непрекращении выполнения религиозных обрядов», заключен в тюрьму в Атбасаре. Виновным себя не признал. Расстрелян 10 сентября 1937 года по постановлению тройки УНКВД по Северо-Казахстанской области от 5 сентября. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 года.
Составитель игумен Дамаскин (Орловский)
Сочинения
- Бессмертие и жизнь. Каз., 1909; Христианское воспитание и обучение детей школьного возраста. Казань, 1909 г.;
- Библейская космогония: Опыт апологетического объяснения. Астрахань, 1911 г.;
- На страже пастырской: Проповеднический сб. Чернигов, 1914 г.
Библиография
- Архив УФСБ РФ по Санкт-Петербургской обл. Д. П-90575;
- Архив Комитета Национальной Безопасности Республики Казахстан. Д. 2220.
- Феодосий (Алмазов), архимандрит. Мои воспоминания: Записки соловецкого узника. М., 1997. С. 60-61, 201;
- Синодик СПб епархии. С. 105.
Источник: fond.ru
Богослужения
Случайный тест
О календаре
Богослужения
Посты
Праздники
Больше молись и меньше говори. Всем требуется много молитвы и мало слов.