Преподобный Варлаа́м Улейминский, Угличский
Дни памяти
5 июня - Собор Ростово-Ярославских святых
Житие
Преподобный Варлаам Улейминский (XV в.) был основателем Улейминского во имя свт. Николая Чудотворца монастыря под Угличем.
Основным источником сведений о преподобном является «Угличский летописец» (2-я пол. XVIII в.), сохранивший фрагменты сказания о преподобном. Его родиной был Ростов. В 1457 г. преподобный Варлаам отправился в паломничество, ради поклонения мощам свт. Николая Чудотворца побывал в Бари. Здесь ему явился свт. Николай и повелел купить на рынке свой образ, вернуться с иконой на Русь и поселиться там, где будет указано. Преподобный исполнил повеление, приобрел образ за 3 сребреника и тотчас отправился в дорогу. 9 мая 1460 г., в праздник перенесения мощей свт. Николая Чудотворца, преподобный Варлаам был в Угличе, спустя несколько дней направился в Ростов. Пройдя 12 км, он оказался в лесу вблизи рек Улейма и Воржехоть, почувствовав усталость, сделал остановку; поставив икону между ветвей одной из сосен, преподобный уснул. Проснувшись, Варлаам решил продолжить путь и несколько раз безуспешно пытался снять образ с дерева. Смущенный странник снова уснул, во сне ему явился свт. Николай и повелел поселиться на этом месте. Преподобный исполнил волю святителя.
Крестьяне соседнего села Дубровского и окрестных деревень вскоре узнали о подвижнике и чудотворной иконе и стали приводить к образу больных, получавших исцеление. Для святого местные жители поставили келью, а для чудотворного образа – часовню у дороги в Ростов. Через некоторое время для поклонения чудотворной иконе прибыл правитель Углича, Бежецкого Верха и Звенигорода князь Андрей Большой († 1493), четвертый сын великого князя Василия II Васильевича. По его приказу и по благословению свт. Трифона, архиепископа Ростовского, место, где находилась икона, было расчищено и около 1464 г. начато строительство деревянного Никольского храма. Вскоре вокруг храма возник монастырь, Ростовский архиепископ Иоасаф (Оболенский) назначил преподобного Варлаама его строителем.
Время кончины преподобного предположительно можно определить исходя из грамоты князя Андрея Большого угличскому в честь Богоявления Господня (впоследствии Покровскому) монастырю, выданной между сер. 70-х гг. XV в. и 18 сент. 1491 г. Князь Андрей пожаловал Богоявленскому монастырю «свои земли, купленные в Гороцъком стану». Поскольку князь дал вклад в Богоявленский, а не в Николо-Улейминский монастырь, которому покровительствовал при жизни его основателя, можно предположить, что к этому времени преподобного Варлаама уже не было в живых. Косвенным подтверждением этому может служить тот факт, что ни в одной из княжеских жалованных, данных и разъезжих грамот посл. четв. XV – нач. XVI в. святой не упоминается. Представляется маловероятным отождествление преподобного с игуменом Варлаамом, участвовавшим в погребении прп. Паисия Угличского († 6 июня 1504), поскольку известно, что в период паломничества в Бари в 1457 г. преподобный Варлаам уже был старцем и вряд ли мог дожить до начала XVI в.
Преподобный Варлаам Улейминский был погребен под спудом в церкви Николо-Улейминского монастыря. В угличской иконографии «Избранные святые» преподобный изображается с XVII в., что свидетельствует о его местном почитании после событий Смутного времени. Общецерковная канонизация преподобного подтверждена внесением его имени в Собор Ростово-Ярославских святых, празднование которому было установлено по благословению Патриарха Алексия I и решением Священного Синода 10 марта 1964 г.
Богослужения
Случайный тест
О календаре
Богослужения
Посты
Праздники
Друг, обличающий тайно, — мудрый врач, а врачующий пред глазами многих есть ругатель.