Святитель Варлаа́м Суздальский, Махрищский
Дни памяти
6 июля - Собор Владимирских святых
Житие
Святитель Варлаам, еп. Суздальский и Тарусский († 1585, Стефанов Махрищский монастырь (совр. Владимирская обл.)). Его прадед иеромонах Серапион был современником прп. Стефана Махрищского († 1406), составил о святом первоначальные записи и рассказывал о нем своему правнуку. Будущий иерарх, очевидно, принял постриг в Стефановом Махрищском монастыре, в 1557-1570 гг. являлся его игуменом. Царь Иоанн IV Грозный пожаловал в 1557 г. 200 р. на возведение в обители каменного храма; при копании рвов во время строительства совершилось обретение мощей прп. Стефана, о чем Варлаам сообщил Московскому митр. св. Макарию, который благословил сделать крест-мощевик и вложить в него обретенный на преподобном кожаный пояс с изображением двунадесятых праздников. Варлаам продолжил труд своего прадеда, пополнив Житие прп. Стефана описанием совершившихся чудес и рассказами, которые слышал от прадеда. Свой труд он представил царю и митр. Макарию. По благословению святителя этот труд рассматривал игум. Даниловского монастыря Иоасаф, который, прибыв в Махрищский монастырь, доработал житие и составил службу преподобному. Митр. Макарий благословил их употребление. 14 июля 1557 г., в день памяти прп. Стефана, Варлаам благословил монаху Симеону использовать все монастырские запасы продовольствия, чтобы накормить собравшихся в монастырь богомольцев, и все были чудесным образом накормлены. Когда соборный храм был построен, царь прислал в монастырь церковную утварь и сосуды, а царица Анастасия Романовна – облачения на престол. При Варлааме были также поставлены кельи для братии, в обитель поступали вклады, были сделаны приобретения недвижимого имущества. В 1560 г. по благословению митр. Макария Варлаам возрождал запустевший Авнежский в честь Св. Троицы муж. монастырь и собирал сведения о чудесах преподобных Григория и Кассиана Авнежских, учеников прп. Стефана. В Авнежском монастыре стараниями Варлаам были устроены Троицкий храм с приделом вмч. Георгия и Благовещенский храм, трапезная и кельи, обитель была приписана к Махрищскому монастырю. Игум. Иоасаф, основываясь преимущественно на рассказах Варлаам, составил Житие преподобных Григория и Кассиана.
В начале июня 1570 г. митр. Кирилл хиротонисал Варлаама на Суздальскую кафедру (Сб. РИО. СПб., 1892. Т. 71. С. 673). Возможно, поставление махрищского игумена связано с особым благоволением царя Иоанна Грозного к обители – Махрищский монастырь был одним из немногих монастырей, которые, не входя в «удел», назначенный себе царем, были приняты в опричнину. О благоволении царя к Варлааму говорит также крупный земельный вклад (несколько сел) в суздальский архиерейский дом по погибшем в московском пожаре в 1571 г. кн. И. Д. Бельском (грамота от 20 нояб. 1572). Пожалования такого рода в другие архиерейские дома неизвестны, обычно они делались в монастыри. В 1578 г. царь дал Варлааму грамоту взамен сгоревшей жалованной грамоты вел. кн. Василия III (1530), в которой объем предоставленных льгот был существенно больше, нежели пожалования Василия III; в 1584 г. Варлаам добился подтверждения этой грамоты от царя Феодора Иоанновича.
Варлаам участвовал во многих важных церковно-государственных событиях: вместе с другими иерархами в 1571 г. ручался пред царем за руководителя земщины кн. И. Ф. Мстиславского; 29 апреля 1572 г. подписал соборный приговор, разрешивший царю Иоанну Грозному вступление в 4-й брак (ААЭ. Т. 1. С. 330, 331. № 284); по-видимому, принимал участие в последовавшей вскоре интронизации митр. Антония, в 1581 г., очевидно, был участником интронизации митр. Дионисия. 15 января 1580 г. последовал соборный приговор о церковных и монастырских вотчинах, ограничивший в дальнейшем увеличение недвижимых имуществ Церкви (Законодательные акты Рус. гос-ва 2-й пол. XVI - 1-й пол. XVII в.: Тексты. Л., 1986. С. 57-59). Варлаам подписал и скрепил своей печатью решения Собора в числе других епископов. В 1578 г. Суздальский архиерей присутствовал на Соборе, канонизировавшем к местному почитанию прп. Иосифа Волоцкого.
Варлаам был очевидцем чудес, которые совершались молитвенным предстательством прп. Евфросинии Суздальской, погребенной в суздальском Ризоположенском женском монастыре. Он направился в Москву, чтобы сообщить о них царю и митрополиту, созванный митр. Антонием в 1580 г. Собор причислил прп. Евфросинию к лику святых. Перу Варлаама принадлежит рассказ об обретении им жития преподобной - «О изобретении стихир, и канона, и жития княжны Евфросинии, без вести бывше много лет». В иллюминированных списках Жития прп. Евфросинии встречаются миниатюры: «Епископ Варлаам вручает инокиням житие прп. Евфросинии» и «Епископ Варлаам представляет житие и канон прп. Евфросинии царю Иоанну Грозному».
Московский летописец называет Варлаама в числе участников венчания на царство в 1584 г. Феодора Иоанновича (ПСРЛ. Т. 34. С. 231). Последним документом, где названо имя Варлаама, является соборный приговор от 20 июля 1584 г., подтвердивший решения Собора 1581 г. об ограничении церковных имуществ в последующее время и принявший решение об отмене церковных и монастырских тарханов (податных льгот). В 1584 г. святитель оставил кафедру и удалился на покой в Махрищский монастырь, попечения о котором он не оставлял и во время своего управления Суздальской епархией (делал вклады в 1577 и 1583). Покидая Суздальскую кафедру, Варлаам взял с собой Тихвинский образ Богоматери, впоследствии почитавшийся в обители, в XIX в. с ним совершались монастырские крестные ходы.
Память о святителе сохранялась в Махрищском монастыре. В 1670 г. на вклад царя Алексея Михайловича на гробницу Варлаама был сшит покров и поставлена «свеча деревянная, писана красками». На одном из деревянных крестов, хранившихся в Троице-Сергиевой лавре, была такая надпись: «199 (1691) году сей крест чюдотворцу Варлааму Махринскому» (Леонид (Кавелин), архим. Надписи Троицкой Сергиевой лавры. СПб., 1881. С. 50). В дни кончины Варлаама и его именин в монастыре всегда творились панихиды. На месте погребения святителя была поставлена гробница, прежде находившаяся под мощами прп. Стефана, отреставрированная в 1906 г., рядом сохранялся архиерейский жезл Варлаама. Закрытый в советское время Махрищский монастырь начал возрождаться в 1993 г., стала возрождаться и память о Варлааме. В 2000 г. он был причислен к лику местночтимых святых Владимирской епархии.
Источник: Православная Энциклопедия, Т. 6, С. 575-576
Богослужения
Случайный тест
О календаре
Богослужения
Посты
Праздники
И веровать только во Христа Спасителя есть оправдание, исповедать же Его устами — совершенное спасение.
Все жития
3:11