Священномученик Се́ргий (Зверев), архиепископ Елецкий, Мелитопольский
Дни памяти
9 февраля (переходящая) - Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской
23 сентября - Собор Липецких святых
10 декабря - Собор новомучеников и исповедников Радонежских
Житие
Александр Михайлович Зверев родился 24 февраля 1870 года в селе Ново-Павловка Бердянского уезда Таврической губернии (ныне – Запорожская область) в семье священника. Обладая способностями к наукам, Александр с отличием оканчивает Таврическую духовную семинарию. Также успешно он оканчивает юридический факультет Московского университета и певческую капеллу со званием регента и учителя церковного пения 1-го разряда. Но, влекомый Благодатию Божией, Александр решил идти по стопам отца. В 1897 году он окончил Московскую Духовную Академию со званием кандидата богословия, преуспев в науках и благочестии.
8 августа 1899 года епископом Таврическим Николаем (Зиоровым) Александр Михайлович был рукоположен в сан иерея, окончательно избрав служение Христу и Его Церкви. В том же году о. Александр назначается инспектором и законоучителем Таврического епархиального женского училища, затем – председателем симферопольского отделения Таврического епархиального училищного совета. 19 сентября 1912 года за заслуги перед Церковью отец Александр возводится в сан протоиерея. В 1919 году он назначается смотрителем мужского Духовного училища; до 1920 года служит в Министерстве народного просвещения. В 1921 году о. Александр – второй священник, а затем – исполняющий обязанности настоятеля Петро-Павловского Симферопольского собора.
Но времена менялись. Для о. Александра, как и для многих священнослужителей, приближалось время исповеднического подвига. В 1922 году по Таврической епархии прокатилась кампания по изъятию церковных ценностей в пользу голодающих. Архиепископ Таврический Никодим (Кротков), будущий священномученик, пошел навстречу призывам властей и благословил приходам и верующим оказать посильную помощь голодающим. Но целью кампании было не столько изъятие ценностей, сколько физическое истребление наиболее стойких и активных церковно- и священнослужителей, в первую очередь – владыку Никодима. Прежний управляющий Таврической епархией архиепископ Димитрий (Абашидзе) в это время находился под домашним арестом в Топловском монастыре. В июле 1922 г. священноначалие приняло тайное решение – рукоположить вдового протоиерея Петро-Павловского собора Александра Зверева во епископа. Монашеский постриг с именем Сергий был совершен 28 августа на подворье Космо-Дамиановского монастыря. А на следующий день архиепископом Никодимом (Кротковым) и архиепископом Димитрием (Абашидзе) иеромонах Сергий был возведен в сан епископа. Указом владыки Никодима в Мелитополе была учреждена викарная кафедра для Мелитопольского, Бердянского и Генического уездов, входивших в это время в Запорожскую губернию. Викарием был назначен епископ Сергий.
Рукоположение епископа Сергия оказалось своевременным. Вскоре архиепископ Никодим был арестован, в декабре 1922 г. осужден на 8 лет тюремного заключения, и отправлен с некоторыми из своих клириков для отбывания наказания в нижегородскую тюрьму. Владыка Димитрий был арестован 11 апреля 1923 г. и выслан за пределы Крыма. Епископ Сергий также был привлечен к уголовной ответственности, но «за недостатком улик» получил один год условно, и сразу же после суда отпущен. Из-за судебных разбирательств, неопределенности канонического положения Таврической епархии, противодействия обновленцев, которые беспрерывно писали доносы в ГПУ, НКВД и другие органы власти, епископ Сергий смог приступить к исполнению своих обязанностей на Мелитопольской кафедре лишь после единогласного избрания его съездом духовенства и мирян Мелитопольского уезда. Этот съезд состоялся в Мелитополе 13 февраля 1923 года. 21 февраля 1923 года владыка был официально утвержден в своей должности.
Многотруден архиерейский крест во столь страшное время разброда и всеобщего шатания, когда встает брат на брата и проливается христианская кровь. Велика ответственность архиерея за каждую христианскую душу, вверенную ему Господом, но и велика благодать, укрепляющая доброго пастыря на его тернистом пути исповедника. Невзирая на непрекращающуюся травлю обновленцами, все возрастающее давление властей и бытовую неустроенность, – в это время епископ Сергий остро нуждался и даже голодал, – он не оставлял архиерейским попечением свою паству. В апреле 1923 года во время разразившегося на территории Таврической епархии голода владыка призывает оказать помощь голодающим. Власти же видели в нем только своего идеологического врага. Врагом он был и для обновленцев, против которых он активно выступал в своих проповедях и посланиях, и которые не переставали писать на него доносы. 11 мая владыку арестовывают вместе с благочинным протоиереем Евгением Сердобольским и заключают в Симферопольскую тюрьму, но уже в июле выпускают на свободу. Любовь народа к своему иерарху, его популярность в то время еще могла приостановить руку палачей. 8 октября епископа вновь арестовывают, а в январе 1924 года его вместе с протоиереем Евгением Сердобольским переправляют в Харьковский «дом правосудия» (Допр). В мае месяце их освобождают за «отсутствием состава преступления».
В 1925 году после ареста епископа Самарского Анатолий (Грисюка) владыка Сергий возглавляет Самарскую епархию, много сил полагая на возвращение уклонившихся в обновленческий раскол клириков и мирян в лоно Православной Церкви. В результате его продуманных активных действий к концу 1926 года большая часть приходов оказалась под юрисдикцией епископа Сергия. В этом же году владыку арестовывают, осуждают на 2 года по статье 58 ч.10 и высылают.
После окончания ссылки в 1929 году епископ Сергий возвращается из ссылки с решимостью продолжить свое служение. 16 декабря он был возведен в сан архиепископа и назначен на Елецкую кафедру. В 1935 г. владыку снова арестовывают и осуждают по статье 58 ч. 10 УК на 5 лет тюремного заключения. Отбывать наказание его отправляют в Карагандинский лагерь НКВД.
Невзирая на абсурдность обвинения, владыка с подлинным христианским смирением, с непрекращающейся сердечной молитвой принимал все безропотно, как из рук Самого Христа. В лагере архиепископ Сергий вместе с другими священниками и мирянами тайно собирались для молитв. Молились истово, смиряясь со всеми ужасами лагерной жизни, перенося все безропотно, с кротостью и любовью, видя во всем Промысел Божий. Это не могло понравиться лагерному начальству. На архиепископа и нескольких заключенных священнослужителей и мирян было заведено уголовное дело. Их обвиняют в том, что, на протяжении всего времени пребывания в лагере, проводили активную контрреволюционную деятельность, которая заключалась в нелегальных молитвенных собраниях, пропаганде среди заключенных, направленной на подрыв советской власти и ее свержение, связи с заграницей. Одним из «преступлений» было совершение панихид по убиенным священнослужителям. 20 ноября 1937 постановлением тройки УНКВД по Карагандинской области КССР владыку Сергия и с ним еще 8 человек приговоривают к расстрелу.
Так, после долгих лет исповедничества, борьбы с обновленческим расколом, сохранения и утверждение Православия в суровые годы гонений, завершился крестный путь замечательного сына Православной Церкви архиепископа Сергия (Зверева). На расширенном заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви от 11 июня 1997 года он был причислен к лику местночтимых святых. Постановлением Юбилейного Архиерейского Собора 2000 года о соборном прославлении новомучеников и исповедников Российских ХХ века имя архиепископа Мелитопольского и Елецкого Сергия внесено в Собор новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания. Память его совершается 7/20 ноября.
Протоиерей Олег Ковалев
Богослужения
Случайный тест
О календаре
Богослужения
Посты
Праздники
Слушает исповедь Сам Господь ушами духовного отца, и разрешает Он же устами духовника...