Равноапостольный Ростисла́в Великомора́вский, князь
Дни памяти
Житие
Краткое житие равноапостольного Ростислава, князя Великоморавского
Равноапостольный Ростислав, князь Великоморавский, унаследовал княжеский престол в 846 году после смерти своего дяди Моймира I. К этому времени на территории Великоморавского княжества уже проповедовали христианские миссионеры из Греции, Валахии, а также Германии. От одного из них он принял Святое Крещение и после решил просветить светом христианской веры весь народ.
Опасаясь связываться с немецкими миссионерами, за которыми стояли германские государства, хотевшие подчинить славянские народы, князь также понимал, что проповедь Евангелия будет успешной, если будет вестись на родном языке. Он обратился вначале с просьбой к папе Римскому Николаю I прислать ему миссионеров, знающих славянский язык, а получив отказ, обратился к императору Михаилу. По совету патриарха Фотия Михаил отправил великому князю Ростиславу двух братьев, Кирилла и Мефодия, которые перевели на славянский язык Библию, богослужебную литературу и другие книги. Открывались христианские школы. Таким образом, при полной поддержке князя Ростислава христианство быстро распространилось по Великоморавскому княжеству.
Полное житие равноапостольного Ростислава, князя Великоморавского
Святой князь Ростислав взошел на Моравский престол в 846 году. К этому времени на территории Великоморавской державы уже действовали христианские проповедники из Греции, Валахии и Германии. От кого-то из этих миссионеров святой Ростислав принял крещение и решил весь свой народ привести к свету Христовой веры. Однако князь понимал, что проповедь христианства может быть успешной только в том случае, если миссионеры будут обращаться к народу на его родном языке. Приходившие же из немецких земель проповедники не знали славянского языка и богослужение совершали по-латыни. К тому же они поддерживали немецких королей в их стремлении не допускать усиления Великоморавской державы и добиваться господства над славянскими племенами Центральной Европы. Святой Ростислав сначала обратился к папе Римскому с просьбой прислать миссионеров, которые бы знали славянский язык и могли бы противостоять политически окрашенной немецкой миссии. Но находившийся тогда на Римском престоле папа Николай I был союзником немецкого короля Людовика и потому не удовлетворил просьбу святого князя. Тогда Ростислав в 862 году отправил посольство к византийскому императору Михаилу III. В своем письме князь писал:
«Наш народ отверг язычество и содержит закон христианский. Только нет у нас такого учителя, который бы веру Христову объяснил нам на родном языке. Другие страны (славянские), увидя это, пожелают идти за нами. В виду этого, владыко, пошли к нам такового епископа и учителя, ведь от вас во все страны добрый закон исходит.»
В ответ на эту просьбу Михаил III по совету патриарха Фотия направил в Моравию святых братьев Константина (в монашестве – Кирилла) и Мефодия. Святой Ростислав был рад, что его просьба была услышана. Особой радостью его наполнила и грамота, которую принесли братья от святителя Фотия. В ней патриарх писал, обращаясь к князю:
«Бог, Который повелевает каждому народу прийти к познанию правды и достигнуть почести высшего звания, воззрел на твою веру и усилие. Утроив это ныне в наших летах, Он явил и письмена на вашем языке, которых ранее не было, но теперь с недавних пор существуют, дабы и вы были причтены к народам великим, которые Бога хвалят на своем родном языке. А по сему мы послали к тебе того, которому они и были явлены, мужа драгоценного и прославленного, весьма ученого, философа. Вот, приими этот дар лучший и достойнейший, нежели всякое золото, серебро и драгоценные камни и все преходящее богатство. Постарайся вместе с ним смело утвердить дело и всем сердцем взыскать Бога; и не закрывай спасение для всего народа, но всячески побуждай, дабы не ленились, а вступили на путь правды, чтобы и ты, если приведешь их своим старанием к познанию Бога, принял награду и в этой, и в грядущей жизни за все души, которые верят во Христа Бога нашего от ныне и до века, и оставил по себе светлую память будущим поколениям, подобно, как и великий царь Константин.»
Святые братья пришли в Великоморавскую державу через Болгарию в 863 году и начали проповедь христианской веры на славянском языке, который они изучили на своей родине — в Солуни. Ими были переведены на славянский язык книги Священного Писания и богослужебные тексты, открыты первые в Моравии христианские школы. Люди восприняли деятельность святых братьев с большой радостью. Даже некоторые священники латинского обряда, будучи этническими славянами, стали совершать богослужение по восточному обряду на славянском языке. Вероятнее всего, святые Кирилл и Мефодий пребывали в это время в резиденции святого Ростислава, который также принимал участие в их византийско-славянских богослужениях.
Латинские миссионеры сразу же стали в жесткую оппозицию деятельности святых братьев. Немецкие князья и клирики прекрасно понимали, что дело святых Кирилла и Мефодия, поддерживаемое князем Ростиславом, закладывает основы независимости Великоморавской державы. Поэтому немецкий клир обвинил святых братьев в том, что они употребляют в богослужении «неосвященный» язык, а также распространяют новоизмышленное учение о Святом Духе. Святой Кирилл вступил в полемику со своими обвинителями, доказывая им пагубность «трехъязычной ереси». Святые братья хотели отправить своих славянских учеников для посвящения в Константинополь, но совершившийся там дворцовый переворот не позволил им осуществить этот план, и они решили ехать в Рим, чтобы там посвятить своих учеников и постараться найти у римского архиерея защиту от немецкого клира.
В то время, когда святые братья находились в Риме, ситуация в Моравии сильно изменилась. В 864 году немецкий король Людовик начал войну против святого Ростислава. К концу 869 года был заключен мирный договор, по которому Моравия получала полную независимость от немцев. В том же 869 году из Рима в Моравию пришли новопоставленные священники, которые стали совершать здесь славянское богослужение. Однако мир оказался недолгим. Племянник князя Ростислава Святополк, бывший удельным князем одной из моравских областей, неожиданно предал своего дядю и стал союзником немецкого князя Карломанна, сына короля Людовика. Ростислав был захвачен в плен и передан немцам, которые его ослепили и заключили в темницу. Моравия оказалась в полной власти Карломанна. Он вступил в страну, лишенную государя, и во всех городах и крепостях поставил немецких чиновников. Верховная власть была передана Святополку, к которому были приставлены два немецких графа. Святополк не хотел довольствоваться лишь номинальным титулом и стремился получить большую степень свободы. За это немцы и его заключили в темницу. В Моравии поднялось народное восстание, стремившееся сбросить с себя немецкое иго. Немцы выпустили Святополка из заключения и отпустили его в Моравию для подавления восстания. Однако Святополк перешел на сторону восставших, провозгласивших его великим князем. В 873 году немцы вынуждены были заключить со Святополком мир. Вновь придя к власти, Святополк стал покровительствовать славянскому богослужению. В Моравию вернулся святой Мефодий и продолжил миссионерские труды своего брата (Кирилл умер в Риме в 869 году).
Но святому Ростиславу не суждено было увидеть новый рассвет своей державы. Он скончался в немецком заточении в 870 году.
Решение о канонизации святого Ростислава было принято на Поместном Соборе Православной Церкви Чешских земель и Словакии в декабре 1992 года, однако сама канонизация состоялась в 1994 году. Торжества по этому случаю проходили 29 октября 1994 года в Прешове и 30 октября того же года в Брно. Поздравительные письма по случаю канонизации были направлены Предстоятелю Православной Церкви Чешских земель и Словакии от имени Патриархов Константинопольского Варфоломея и Московского Алексия. Причислив великого князя Ростислава к лику святых, Церковь возвратила тысячелетний долг памяти тому, кто стоял у истоков христианской духовной культуры и национальной независимости славян.
Богослужения
Случайный тест
О календаре
Богослужения
Посты
Праздники
И веровать только во Христа Спасителя есть оправдание, исповедать же Его устами — совершенное спасение.
Все жития
3:11