Священномученик Петр Зиновьев, пресвитер
Дни памяти
9 февраля (переходящая) - Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской
Житие
Краткое житие священномученика Петра Зиновьева
Священномученик Пётр Константинович Зиновьев родился 20 июня 1894 г. в селе Березники Вольского уезда Саратовской губернии (ныне село Березняки в Воскресенском районе Саратовской области) в семье священника местного Свято-Никольского храма Константина Зиновьева. Первоначальное четырехлетнее образование Пётр Константинович получил в духовном училище г. Вольска, которое окончил в 1908 году. В 1914 г. он окончил Саратовскую духовную семинарию по второму разряду и 31 июня 1914 года получил место псаломщика в Духосошественском храме г. Саратова.
15 января 1916 года Пётр Константинович вступил в брак с девицей Марией Дмитриевной Успенской. В феврале 1916 года он был рукоположен в сан иерея к Михаило-Архангельской церкви села Старая Лопастейка Вольского уезда по определению епископа Саратовского и Царицынского Палладия (Добронравова). Отец Пётр стал преподавать в церковно-приходской школе, а с 1 сентября 1916 года был назначен учителем Ново-Лопастейского и Кизотовского земских училищ. Семья вела крестьянский образ жизни: обрабатывала 22 десятины земли, содержала корову. У отца Петра и его супруги родилось четверо детей. Священник оставался в селе Старая Лопастейка до середины 20-х годов. После закрытия местного храма и училищ семья вынуждена была часто менять место жительства — селились там, где еще оставались действующие храмы.
В 1931 году отец Пётр с женой и детьми переехал в Петровск, где жил до начала 1935 года, служил в одном из храмов города. С началом коллективизации гонения на священство усилились. В этот период были репрессированы старшие братья отца Петра. Весной 1935 г. будущий священномученик в административном порядке был выслан из Саратовской области. Он получил место священника в Воздвиженском соборе г. Бежецка Тверской области, где и прослужил до своей мученической кончины. 27 ноября 1937 года заочно, без проведения очных ставок и других следственных мероприятий, старшему брату отца Петра — священнику Иоанну Зиновьеву — был вынесен смертный приговор. Сам отец Пётр был арестован менее чем через месяц — в ночь на 19 декабря 1937 года. Его поместили в городскую тюрьму Бежецка. В дело включили 18 донесений, которые поступали ранее от агентов НКВД. Оказалось, что за пастырем давно следили, его проповеди, беседы с прихожанами, высказывания с момента приезда в Бежецк фиксировались. В дело были также внесены протоколы допросов трех свидетелей — вероятно, проведенных под давлением. На допросах священник вёл себя с большим достоинством, предъявленные обвинения отрицал. Чтобы не повредить своим арестом старшему сыну Константину, который уже учительствовал и не проживал в Бежецке, отец Пётр на допросе не сказал о нем ни слова. Обвинительное заключение было составлено 21 декабря 1937 года. Пастырю вменялись в вину антисоветская агитация, распространение слухов о плохой жизни в СССР, о голоде в колхозах и скорой войне с Германией, а также то, что священник «в момент службы в церкви призывал население к сопротивлению советской власти, обвиняя ее в закрытии церквей». Отец Пётр подтвердил лишь свои слова о голоде в колхозах в 1932-1933 гг., отрицая все остальные обвинения.
27 декабря 1937 года тройка НКВД приговорила мученика к расстрелу. 29 декабря 1937 года в час ночи приговор был приведен в исполнение. Всего в Тверской епархии с августа 1937 года по ноябрь 1938 года было расстреляно около 500 священнослужителей и верующих мирян.
Полное житие священномученика Петра Зиновьева
Священномученик Петр родился 20 июня 1894 года в селе Березники Воскресенского уезда Саратовской губернии в семье священника Константина Зиновьева. В 1914 году Петр Константинович окончил Духовную семинарию, некоторое время служил псаломщиком, а затем был рукоположен в сан священника ко храму города Петровска Саратовской губернии. Был женат, имел троих детей, старшей дочери Серафиме было в 1937 году девятнадцать лет, сыну Геннадию — тринадцать, младшей дочери Зое — одиннадцать лет. В те годы он имел небольшое хозяйство — корову и двадцать две десятины земли. Как ни трудно было жить во время начавшихся после 17-го года гонений, но священник не оставлял службы Богу ради выгод земных. Так продолжалось до 1935 года, когда ОГПУ потребовало от священника выехать из Саратовской области. А куда было ехать? Как и многие священники Нижнего Поволжья, где служил в двадцатых годах архиепископ Фаддей, он поехал к этому праведнику. В Тверской епархии о. Петр сразу же получил место священника в Воздвиженском храме города Бежецка, где прослужил до своего ареста в 1937 году. Волна гонений, арестов и расстрелов привела к тому, что в епархии почти не осталось священников. Отец Петр был арестован одним из последних.
Решив арестовать священника, НКВД вызвал «дежурного свидетеля», который восемь лет был регентом в одном из бежецких храмов и теперь давал показания против церковно-священнослужителей. Он показал, будто о. Петр говорил, что церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы в городе стоит на таком хорошем месте, а возле него поставлен памятник Ленину, по инициативе которого были закрыты многие церкви; говорил, что верующих угнетают, но время угнетателей сочтено, что колхозы для крестьян — это гибель, и тому подобное.
19 декабря снова был допрошен бывший регент и другие «дежурные свидетели», которые показали, что «Зиновьев 18 декабря, идя из церкви вечером после службы, проводил антисоветскую агитацию: "Да... Бог нас пока спасает, видим, как много еще верующих, чуть ли не все ходят в церковь, только плохо то, что нас окружают в церкви и в домах неверующие люди..." При этом наносил контрреволюционное оскорбление одному из руководителей ВКП(б). При чтении проповедей в церкви среди верующих призывал последних ходить в церковь, говорил им, чтобы они возбуждали ходатайство перед советскими органами об открытии церквей. В 1937 году, примерно в мае, среди верующих дискредитировал коммунистическую партию и ее руководителей, заявил, что "все коммунисты ходят в церковь". По вопросу о новой сталинской конституции говорил, что "это не конституция, а просто пустое дело, ничего не дает", при этом дискредитировал руководителей ВКП(б). В ноябре 1937 года Зиновьев среди населения проводил контрреволюционную деятельность против выдвинутых кандидатов в депутаты Верховного Совета, говорил: "Эти люди выставлены против воли народа большевиками, и за них голосовать не нужно"».
В самую ночь ареста, 19 декабря, следователь НКВД допросил священника.
— Расскажите следствию, когда вы и где проявляли недовольство советской властью и проводили контрреволюционную антисоветскую деятельность, — спросил он.
— Никогда я антисоветской деятельности против советской власти не проводил и недовольства ею не проявлял.
— Следствием установлено, что вы распространяли слухи о войне и гибели советской власти и расправе фашизма с коммунистами Вы это подтверждаете?
— Нет, я это отрицаю, слухов о войне и гибели советской власти я не распространял.
На следующий день следователь продолжил допрос.
— В мае месяце 1937 года вы среди населения проводили контрреволюционную деятельность против конституции, характеризуя ее как обман и кабалу для народа, одновременно выражали злобу и террористические суждения о руководителях партии и правительства. Вы это признаете?
— Нет, это я отрицаю...
— Вы в ноябре месяце 1937 года проводили клевету и антисоветскую деятельность против выдвинутых кандидатур в депутаты Верховного Совета по Бежецкому избирательному округу. Вы это подтверждаете?
— Это я отрицаю, клеветы по отношению к выдвинутым кандидатам в Верховный Совет я не проводил.
— 18 декабря 1937 года в момент службы в церкви среди населения вы распространяли слухи о невыносимом гнете над трудящимися в СССР, о гибели советской власти и наносили оскорбления руководителям партии и правительства.
— Этого я не говорил и полностью отрицаю.
— Следствию вы говорите неправду, и следствие требует от вас правдивых показаний, так как следствие имеет достаточно данных о фактах вашей контрреволюционной деятельности. Дайте искренние показания.
— Больше дать показаний я не могу и подтверждаю полностью данные показания, а больше ничего рассказать не могу.
— Вы в мае месяце 1937 года дискредитировали руководителей партии и правительства. Дайте показания по этому вопросу.
— Это я отрицаю...
— Следствием установлено, что вы в декабре месяце 1936 года среди населения распространяли слухи о плохой жизни в СССР, о голоде в колхозах, а также о гибели колхозов, предсказывая войну с Германией, поражение в ней страны Советов, призывая население выступить против власти. Вы это подтверждаете?
— Да, я это частично подтверждаю, не помню, среди кого из близких людей говорил, что в городе Петровске Саратовского края был голод в 1932-1933 годах, где я в то время был, говорил я об этом, как о тяжелом пережитом положении... слухов о войне я не распространял.
— В апреле месяце 1937 года вы призывали в момент службы в церкви население против советской власти, обвиняя ее в закрытии церквей. Вы это подтверждаете?
— Это я отрицаю, этого я не говорил.
На следующий день, 21 декабря, следователь составил обвинительное заключение, в которое переписал показания лжесвидетелей. Через несколько дней, 27 декабря, Тройка НКВД приговорила о. Петра к расстрелу. Священник Петр Зиновьев был расстрелян через десять дней после ареста — 29 декабря 1937 года.
Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.
Игумен Дамаскин.
"Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX столетия". Тверь, Изд-во "Булат", т. 1 1992, т. 2 1996, т. 3 1999, т. 4 2000, т. 5 2001.
Источник: fond.ru
Богослужения
Случайный тест
О календаре
Богослужения
Посты
Праздники
Величайшее из безобразий есть безобразие заповедывать другому делать то, чего сам не исполняешь, ибо никакой не получим мы пользы от чужих дел.
1365 год. В память чудесного исцеления в день Архистратига Михаила свт. Алексием татарской ханши Тайдулы в Кремле был основан Чудов монастырь.
Ангелы Божии хранят человека и в нуждах помогают ему
Для чего Господь попускает праведным страдать от нечестивых, а также терпеть и другие беды?