Священномученик Павел Лазарев, пресвитер
Житие
Краткое житие священномученика Павла Лазарева
Священник Павел Андреевич Лазарев родился в городе Колывань на реке Обь в 1877 году в семье мещанина. Обучался в Томской губернской ветеринарно-фельдшерской школе, затем три года служил фельдшером в Сибирском резервном артиллерийском дивизионе. В 1904 году он состоял регентом Никольской церкви в Никольск-Уссурийском. В 1908 году женился, в его семье родилось четверо детей.
Павел Лазарев был рукоположен архиепископом Владивостокским и Камчатским Евсевием (Никольским) в диакона в 1912 году, в сан священника – в 1915 году. В 1918 году он служил штатным священником храма Живоначальной Троицы села Антоновка Приморской области. Отец Павел собирал среди прихожан продовольственную помощь для обедневших людей и сам развозил ее нуждающимся. Также он учил детей основам религиозной жизни, Закону Божиему.
В канун праздника Пятидесятницы 1919 года один из жителей села предупредил отца Павла, что ночью за ним придут красные партизаны. Прихожанин просил священника скрыться у родственников в близлежащем городе Спасск, однако тот отказался.
Когда ночью в его дом вошли девять вооруженных людей и объявили, что он арестован, отец Павел был уже одет и ждал их. Священник встал перед иконами Спасителя и Божией Матери, помолился, надел наперсный крест, простился и благословил детей. Своей жене он сказал: «Не горюй! Молись Царице Небесной. Она не оставит вас».
Партизаны отвезли отца Павла в соседнюю деревню Никитовку, где в помещении начальной школы устроили допрос. Невольными свидетелями ложного суда над священником стали школьный сторож Татьяна и ее муж. Согласно их рассказу, один из членов отряда заявил священнику, что Бога нет, а священники выдумали Его, чтобы держать народ в страхе и подчинении. Отцу Павлу предложили свободу, но взамен он должен был объявить народу, что всех обманывал, а также прилюдно снять крест и рясу. На это священник твердо заявил, что не откажется от Бога и что готов принять смерть за Христа.
Мученическая кончина иерея Павла Лазарева наступила в Пятидесятницу 1919 года. Священника сначала расстреляли, а затем тяжелораненого бросили умирать в лесу близ Никитовки. В метрической книге Спасо-Преображенской церкви села Спасское смерть отца Павла записана под 20 мая (2 июня) 1919 года.
Полное житие священномученика Павла Лазарева
Священник Павел Андреевич Лазарев родился 19 ноября 1877 года в г. Колывани на реке Обь, в семье мещанина.
Обучался в Томской губернской ветеринарно-фельдшерской школе, а с 1900 по 1903 год служил фельдшером в первом батальоне Сибирского резервного артиллерийского дивизиона.
В 1904 году состоял регентом Никольской церкви при железнодорожной станции в Никольск-Уссурийском (ныне Уссурийск). В Уссурийске жили и трудились его братья, известные в крае инженеры-строители.
В 1908 году женился на Клавдии Николаевне (урожд. Синцовой), впоследствии в семье родились дети: Евгений, Лев, Варвара и Милитина.
У Павла Андреевича был выбор: можно было бы продолжать семейное дело вместе с братьями. В своем прошении на имя архиепископа Владивостокского Евсевия (Никольского) Павел Лазарев написал: "Имею непреодолимое влечение к церковному священнослужению…". Поскольку он не имел семинарского образования, ему назначили послушание псаломщика в Иннокентьевской церкви с. Многоудобное.
В 1910 году ему поручили заниматься преподаванием церковного пения и организацией хора в Южно-Уссурийском Богородице-Рождественском женском монастыре. Настоятельница монастыря игумения Сергия (Воронова) так отозвалась о П. А. Лазареве:
"Показал полное знание и опытность в певческо-хоровом искусстве. К делу относится с любовью и вполне добросовестно, благодаря чему за это время им были достигнуты безусловно хорошие результаты. В будничные дни занимался чтением и пением при отправлении утренних и вечерних служб. Поведение его в нравственно-религиозном смысле – безупречно".
Такую же благожелательную характеристику написал благочинный протоиерей Косьма Серговский: "Лазарев, сколько его знаю, поведения очень хорошего, трезвый и в отношении своих обязанностей исполнителен".
Успешно сдал перед епархиальной комиссией ставленнический экзамен по девяти предметам (чтение, пение, устав, история церкви и др.)
22 января 1912 года был рукоположен в сан диакона архиепископом Владивостокским Евсевием (Никольским) в Успенском кафедральном соборе г. Владивостока и определен в Свято-Троицкий храм с. Раковка.
В 1915 году диакон Павел сдал на "хорошо" пять экзаменов в Духовной консистории, чтобы получить право быть возведенным в сан священника.
1 марта 1915 года был рукоположен в сан священника архиепископом Владивостокским Евсевием (Никольским) в домовой Евсевиевской церкви при архиерейском подворье на Седанке вблизи от Владивостока.
В 1916 году супруга о. Павла Клавдия Николаевна была частично парализована по левой части тела. Лечение, в том числе хорошими докторами из Владивостока и Японии не помогало. Отец Павел молитвенно обратился за помощью к святому Иоанну Кронштадтскому и получил во сне откровение: "Отслужи молебен Матери Божией, она идет к вам и употреби миро". Через несколько дней после такого сна в сельскую церковь Раковки из епархии пришло письмо с извещением, что чудотворную икону Богородицы вынесли крестным ходом из Шмаковского монастыря, и что она прибудет в село такого-то числа. Шел май месяц. Ко времени прибытия святыни на въезде в Раковку поставили огромный дубовый крест, высадили вокруг него кусты. В назначенный день вся деревня с хором и хоругвиями встречала прибытие иконы Божией Матери. Отслужили молебен, после которого о. Павел взял масло из светильника, горевшего перед образом и, вернувшись домой, покрыл им больные места своей супруги. Через три дня Клавдия Николаевна встала и самостоятельно пошла в церковь на литургию. Этот день чудесного исцеления навсегда вошел в семейный календарь как праздник.
В 1918 году о. Павел служил штатным священником храма Живоначальной Троицы села Антоновка Приморской области, что примерно в 50 км. от г. Спасска, в лесной местности. В воспоминаниях семьи Лазаревых, созданных на основе дневниковых записей супруги отца Павла – Клавдии Николаевны, говорится о том, что часто отец Павел размышлял:
"Какая пустая, бесплодная жизнь наша была в городе. Я только сейчас живу полной жизнью, здесь каждый цветок, каждая травка напоминает мне о Боге. Природа так убедительно говорит о величии Творца. Я ясно вижу, что задача людей не переделывать государственный строй, а работать над человеческой личностью, и самому быть лучше и за Истину Святую, даже идти на страдания; и только выстраданные убеждения могут иметь неотразимую силу примера".
"Христианам нужно быть апостолами просвещения – вот наше назначение. – часто высказывался батюшка среди домочадцев. – Итак, будем следовать по пути Святых Апостолов Господа Христа, которые не делали заговоров злодеяния и не основывали ни тайных, ни явных политических обществ, а распространяли Учение своего Божественного Учителя и не отрекались от него даже пред языческими царями, но, не страшась мучений, шли на смерть – за Истину. Своим страданием и чистой совестью они утвердили на земле Алтарь для прославления Творца".
Отец Павел часто просил супругу: "Молись за меня Господу, чтобы я не устрашился страданий и мук, а бодро стоял за веру в Господа Христа до смерти…" В январе 1919 года батюшка рассказал супруге о необычном сне, в котором ему явился Владивостокский епископ, предупредивший о том, что через шесть месяцев о. Павла убьют. Старший сын о. Павла – Евгений, впоследствии вспоминал, что одной из любимых книг папы в это время стал роман Сенкевича "Камо грядеши", посвященный гонениям на первых христиан.
В условиях анархии власти и разброда в умах прихожане находили в сельском пастыре надежду и опору. Антоновский священник продолжал ревностно служить, просвещать и обучать деревенских детей основам религиозной жизни, Закону Божиему. По житейским нуждам он участвовал в деятельности кооператива в нескольких селениях: Афанасьевка, Глуховка, Антоновка и Никитовка. Организовывал прихожан на сбор продовольственной помощи для обедневших жителей, и лично развозил ее по домам нуждающихся. При этом и сам батюшка содержал свое домашнее хозяйство. Эти меры помогали сельчанам выживать в условиях ухудшения жизни, а также постоянных поборов на нужды противоборствующих сторон: то казаков атамана Калмыкова, то интервентов-японцев, то красных партизан, то просто бандитских групп, в зоне действия которых находились села. Причем о. Павел не боялся защищать свою паству от беззаконий как одних, так и других.
В 1919 году в деревне Никитовка (примерно в 10 км. Антоновки) объявились красные партизанские отряды Гурко, Морозова, Алёшечкина, Топоркова, Песецкого под общим командованием А.П. Баранова. Крестьян окрестных селений запугали угрозами и жестокими расправами над теми, кто оказывался под малейшим подозрением, кто отказывался давать продовольствие на содержание отрядов. В такой ситуации священник Павел из Антоновки по сути оказался одним из тех, кто мешал вооруженным группировкам, захватившим власть, окончательно подчинить своему влиянию население.
Наступил май. Прошел праздник Вознесения. В наступивший после него первый воскресный день о. Павел служил литургию в своем храме. Церковный староста, пономари, в том числе старший сын батюшки – Евгений как обычно находились рядом с настоятелем в алтаре. Неожиданно в храм с шумом и наглостью вошли несколько вооруженных людей. Они принялись хулить Спасителя и надругаться над святынями. Отец Павел спокойно вышел в храм и продолжил каждение.
Народ, испугавшись было вооруженных людей, но видя стойкость священника, почувствовал уверенность, и партизаны при людях не решились арестовать батюшку. Однако через несколько дней в канун праздника Святой Троицы в дом настоятеля нагрянули красноармейцы…
Отец Павел точно знал, что за ним придут ночью, его предупредил об этом за несколько часов один из антоновских крестьян. Но священник отказался от предложения тайно скрыться, срочно уйти к родственникам в Спасск… Когда в его дом вошло девять вооруженных людей, объявив, что он арестован, батюшка был уже одет, даже не спросил: за что? Все происходило на глазах семьи. Он встал перед образами Спасителя и Божией Матери, помолился, надел наперсный Крест, простился и благословил детей. Клавдии Николаевне произнес: "Не горюй! Молись Царице Небесной. Она не оставит вас".
Отца Павла красные партизаны не решились убивать в Антоновке, а повезли в соседнюю Никитовку, где в помещении начальной школы был устроен допрос. Невольными свидетелями "суда" над священником стали школьный сторож Татьяна и ее муж. Согласно их рассказу командир отряда Писецкий лично беседовал со священником. Он сразу заявил настоятелю: Бога нет, а священники – царские прислужники, выдумали Его, чтоб держать народ в страхе и подчинении. Отцу Павлу было предложено условие освобождения из-под стражи: в церкви объявить народу, что он всех обманывал, а потом снять прилюдно крест и священную рясу. Но отец Павел на это предложение твердо заявил, что не откажется от Бога и за веру Христову готов принять смерть.
Недалеко от школы, в лесу за Никитовкой священника расстреляли и тяжелораненого бросили умирать. То, что это было так – догадались церковный сторож и ее муж, которых спустя некоторое время под угрозами привели к месту гибели священника и приказали копать для него могилу, чтобы похоронить тело. Они увидели, как покойный мучился на месте, куда упал после ранения, и пытался прикрывать кровавую рану на левой стороне живота.
По некоторым данным, убийство произошло в день праздника Святой Троицы, 26 мая/8 июня 1919 года. По записи в метрической книге Спасо-Преображенской церкви с. Спасское № 101 смерть священника наступила 20 мая/2 июня 1919 года.
В августе 1919 года крестьяне Антоновки нашли тайное место захоронения батюшки, и, выкопав тело, увидели его лицо, которого совершенно не коснулось тление. Однако попытка Клавдии Николаевны и прихожан перезахоронить покойного о. Павла по-христиански, во гробе, была пресечена партизанами, которые после этого случая сожгли останки священника.
Указом Владивостокского епархиального совета от 31 октября 1919 года № 5712/7448 согласно рапорту священника церкви с. Спасское о. Петра Вотчинского было совершено официальное отпевание и сделана запись в метрической книге.
Решением епархиального совета от 12 октября 2018 года имя о. Павла Лазарева внесено в памятный синодик священников, пострадавших за Христа в годину гонений XX века.
Священник Павел Лазарев причислен к лику новомучеников и исповедников Церкви Русской решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 26 декабря 2019 года.
Богослужения
Тропари, кондаки, молитвы и величания
Тропарь, глас 1
Свыше званный и Богоматерию благословенный,/ иерею честный и доблий страдальче,/ людем Приморскаго края наставниче/ и собора новых мученик достойный причастниче,/ священномучениче Павле достохвальне,/ моли Пресвятую Троицу,/ Юже в земли нашей прославил еси,/ даровати нам мир и велию милость.
Кондак, глас 3
Сердцем веруя в правду Божию/ и усты исповедуя спасительный Крест Господень,/ многия люди во истине утвердил еси/ и пред гонители Христа исповедал еси,/ священномучениче Павле,/ сего ради, ведуще тя, яко единаго от новых мученик Востока земли нашея/ и святых страдальцев собора Церкве Русския,/ согласно тебе вопием:/ благодатную помощь с Небесе нам низпосли,/ празднующим любовию память твою.
Случайный тест
О календаре
Богослужения
Посты
Праздники
Я как-то особенно ярко ощутил, что всякие обстоятельства в жизни — и происшествия, и испытания, и неожиданности — дело второстепенное. Основа, первое, — это постоянная связь с Единым и Вечным. Есть она, тогда всё происходящее, хотя бы и самое тяжелое, можно переносить равнодушно или, вернее, — покойно. Главное-то ведь имеется, а всё прочее — преходящее. В Главном же и Едином, как в Полноте, всё есть и всё в Нем, а посему никакие утраты этой жизни не страшны... Основное... оно прочно и не может поколебаться. Вечное — нерушимо.
свщисп. Роман Медведь
19 декабря 1240 года произошло падение Киева под нашествием монголо-татарских войск хана Батыя.
Должно делать добро ближним по возможности тайно
Список храмов с престольным праздником в честь святителя Николая