Священномученик Патри́кий Владимирский, пресвитер
Дни памяти
6 июля - Собор Владимирских святых
Житие
Патрикий иерей, родом грек, прибыл в Россию из Греции (Мореи) вместе с митрополитом Московским и всея России Фотием и, как муж усердный и благочестивый, Фотием был назначен ключарем Успенского, в гор. Владимире на р. Клязьме, собора.
В 1411 году князь Даниил Борисович (лишенный Великим Князем Василием Дмитриевичем Московским своего удела Нижнего Новгорода, в отмщение ему) призвал к себе какого-то из орды татарского царевича Талыча и послал вместе с ним к г. Владимиру (на р. Клязьме), тайно, лесом своего Нижегородского боярина Семена Карамышева. Татары и дружина Даниилова 3 июля подкрались к городу в полдень, когда все жители гор. Владимира спали; овладели городом, в котором и наместника не было; взяли посады, города и пожгли их и храмы, и погубили множество народа. В Успенском соборе затворился ключарь, иерей Патрикий; он забрал, сколько мог, сосудов церковных, ценной утвари, чудный омофор, данный Божией Матерью блаженному митрополиту Максиму, и прочие сокровища и все это снес на верховые исходные палаты собора, «запер оные и, сошед вниз, отбросил лестницы и, заперши собор, стал усердно молиться пред иконою Богоматери». Татары, разломав двери, ограбили святые иконы и все что было в соборе и стали пытать Патрикия, ставя на разожженную сковороду и, забивая за ногти спицы, сдирали и кожу и, пробив ему ноги, продели насквозь веревку и так влачили по городу привязав к хвосту конскому, требуя от него казны церковной и соборных сокровищ, но Патрикий, приняв венец мученика, не вымолвил ни слова.
Все эти страдания Патрикия описаны в «Степенной книге». О смерти Патрикия повествуется разноречиво — одни известия утверждают, что он был умерщвлен в г. Владимире, другие известия свидетельствуют, что он «пострада от татар в нарицаемой веси Сенег на святе озер е у церкви Преображения Господня 3 июля 6919 лета». Тело священномученика Патрикия положено у церкви Преображения, в веси Сутен на озере Святе. Эта весь, смежная с погостом Сеньгою, находится на границе Владимирской и Рязанской губерний. Тело Патрикия перевезено сюда, вероятно, по распоряжению митрополита Фотия или по старанию Пахомия, который, подобно Патрикию, был иноземец.
Патрикий за претерпенные им мучения признается в древних русских святцах «святым мучеником» и помещен между святыми города Владимира, хотя и не канонизован.
Свято озеро, у Сеньги — излюбленное место митрополита Киевского и всея Руси Киприана, который, любя уединение, иногда удалялся в свою митрополичью Владимирскую волость на «Святое озеро», где и построил церковь в честь Преображения Господня. Сюда любил удаляться и митрополит Фотий и, заслыша о нашествии Талыча, сюда в 1411 г. укрылся и, в благодарение Богу за свое спасение, воздвиг на берегу озера «Свята у Сеньгу» (Сенеж) церковь в честь Рождества Богородицы, где и поселился прибывший в Россию с Фотием из Мореи (Греции) священноинок Пахомий, родом Болгарин.
Упоминаемые летописью володимирская волость Сенег, Сеньга и озеро Свято — есть существующее, Покровского уезда (Владимирской губернии), село Сенег с дер. Сенег-озеро, и весь приход, того села двух церквей (в 1857 г. деревянных; 1-я BO ИМЯ Покрова Пресвятой Богородицы и 2-я во имя Свв. Флора и Лавра, Николая и Димитрия Чудотворцев), отстоящее от г. Владимира в 70 верстах) и до 1764 г. состоявшее в ведомстве Суздальской епархии и бывшее «издревле» митрополичья и патриаршая Сенежская волость. В этом приходе есть и озера Святец и течет река Сеньга. Весь упомянутый приход и его окрестность издревле именуются Патриаршиной, означающей своим прозвищем Патриаршую собственность и ведение ее Патриаршим приказом. Имеется еще известие, что в одном из глухих углов Егорьевского уезда (Рязанской губернии) на границе его с Покровским уездом (Владимирской губернии) лежит любопытное в археологическом отношении местечко, так называемый Спасо-Преображенский погост, известный в летописях под именем «погоста Спаса-Сенежской области в стану Ловчаго пути». Погост этот, служивший любимым местопребыванием митрополита Киприана, жившего тут от 1380 по 1409 год, расположен на берегу занимающего несколько квадратных верст Святого озера Киприан основал на месте сего погоста монастырь, от которого в настоящее время не осталось никакого следа, лишь народное предание повествует о каком-то монастыре во времена незапамятной древности существовавшем на острове среди Святого озера, и за тем провалившемся вместе с островом, вследствие чего и самое озеро получило будто бы название Святого. Предание это поддерживается до настоящего времени (1884 год) двумя весьма замечательными особенностями озера: во-первых среди озера имеется действительно большая подводная отмель, с которой при каждом прибое волн приносится к берегу множество очень легких гончарных (разверченных симметрическими узорами и служивших по-видимому для кровли и облицовки стен и карнизов какой-то загаданной постройки) черепиц, запасы которых в озере положительно неистощимы несмотря на то, что они во множестве заносятся песком и растаскиваются местными жителями и во-вторых Святое озеро обладает акустическою особенностью: благовест, раздающийся с церквей окрестных сел, представляется для местных жителей выходящим как бы из глубины озера.
Что касается до веси «Су тень», то урочище с таким именем упоминается в летописях в Переславской области еще в XII веке и несомненно было в окрестности описанных местностей.
Н. Стромилов (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 3-й. 1-го февраля 1884 года).
3 июля 1411 года принял мученическую смерть, не открыв татарам места церковных ценностей. Был погребён в соборе, а впоследствии прославлен в чине священномученика с определением местной памяти 3 июля.
Источник: lubovbezusl.ru
Богослужения
Случайный тест
О календаре
Богослужения
Посты
Праздники
И веровать только во Христа Спасителя есть оправдание, исповедать же Его устами — совершенное спасение.
Все жития
3:11