Папий Иерапольский[*] – епископ (ок. 60 – ок. 135), раннехристианский писатель. О жизни его сохранилось мало сведений (гл. обр. у Евсевия Кесарийского и Иринея Лионского). Папий Иерапольский был епископом малоазиатского города Иераполя и лично знал представителей первого христианского поколения, в частности, Иоанна Пресвитера и дочерей Филиппа (ср. Деян21:8-9). В период, когда создание новозаветной письменности уже завершалось, Папий собирал свидетельства живого устного предания о Христе. Собранное им вошло в его книгу «Комментарий Господних изречений» (Λογίων κυριακών εξηγήσεις) в пяти книгах, фрагменты которой приводятся Евсевием и Иринеем.
Главным источником Папия были рассказы старцев, очевидцев земной жизни Спасителя. Он настойчиво расспрашивал: «Что говорил Андрей, что Петр, что Филипп, что Фома и Иаков, что Иоанн и Матфей или кто другой из учеников Господних». К числу этих учеников Папий относит также Аристиона и пресвитера Иоанна. «Я понимал, – пишет он, – что книги не принесут мне столько пользы, сколько живой, остающийся в душе голос»[1]. Папию принадлежат наиболее ранние свидетельства о Евангелиях Матфея и Марка. Кроме того, он цитирует 1Пет. и 1Ин. Примечательно, что эпизод Ин.8:3-11 Папий читал в Евангелии евреев. По свидетельству св. Иринея Лионского, Папий, ссылаясь на аграфы, представлял себе Царство Божье в виде земного процветания верных[2]. Этот хилиазм, ведущий свое происхождение из среды иудео-христианских общин, вызвал критическое замечание Евсевия: «Я думаю, что он (Папий) плохо истолковал апостольские слова и не понял их прообразовательного и таинственного смысла, ибо был ума малого». Также и св. Ириней склонен объяснять хилиазм Папия неправильным пониманием апостольских аллегорических образов. Тем не менее Евсевий признает, что Папий пользовался в Церкви большим уважением, в частности, со стороны св. Иринея Лионского.
От Папия Иеропольского мы знаем, что евангелист Марк был спутником ап. Петра и что евангелист Матфей написал свое благовествование по-еврейски.
Примечания
[*] Не включён в современный Месяцеслов Русской Православной Церкви.
[1] Евсевий Кесарийский, Церковная История, III,39.
[2] Ириней Лионский, Против ересей, V,33,3-4.