Благоверный князь Ня́гу Басарабский
Дни памяти
Житие
Краткое житие благоверного князя Нягу Басарабского
Святой Нягу Басарабский (ок. 1459–1521) был господарем[1] Валахии в первой четверти XVI века. Восстановил традиции ктиторства господаря в важнейших монастырях страны. Был щедрым жертвователем на строительство храмов. Оставил написанное на церковнославянском языке поучение сыну Феодосию.
Полное житие благоверного князя Нягу Басарабского
Благоверный князь Иоанн Нягое (русс. – Нягу, Негой) Крайовеску, Басараб родился около 1459 года. Его отцом был Пырву Крайовеску, великий ворник[2] при Валашском господарском дворе. С детства воспитывался в благочестии. Впоследствии, был близок к Валашскому митрополиту, бывшему Константинопольскому патриарху святителю Нифонту, который стал его духовным наставником.
В 1512 году бояре из рода Крайовеску прогнали господаря Влада Молодого и посадили на его место Нягое. Это был первый случай, когда господарем Валахии стал не потомок Басараба Основателя. Чтобы легитимизировать свое пребывание на троне, Нягое взял второе имя Басараб и объявил себя сыном Басараба Цепелюша.
Нягое удалось добиться определенной стабильности, повысить благосостояние страны и её престиж у соседних государств. Он продолжил деятельность Раду Великого по переустройству государственных, административных, налоговых и судебных учреждений, поддерживая торговлю и защищая интересы валашских купцов.
Восстановил традиции ктиторства господаря в важнейших монастырях страны. Был щедрым жертвователем на строительство храмов. Самой известной из его ктиторий был собор Куртя-де-Арджешской обители. Торжества по случаю его освящения в 1517 году, на которых присутствовали многочисленные православные иерархи во главе с Константинопольским патриархом, были призваны явить сохранение преемства Восточного Рима. В то время была совершена первая известная официальная канонизация святого в Румынии – святителя Нифонта, духовного наставника господаря. Нягое Басараб построил также кафедральный собор в Тырговиште и богато одарял православные монастыри Востока. Особым его вниманием пользовался Афонский Дионисиевский монастырь, в который в 1517 году были возвращены мощи святителя Нифонта. В росписях церквей господарь изображался в одеянии из парчи с вышитым двуглавым орлом, что также символизировало продолжение ромейской традиции. В годы его правления в Валахии появилась официальная историография.
Поддерживал тесные связи с Сербией, Молдавией и Трансильванией, поддерживал трансильванских румын и сохранял хорошие отношения с саксами в Сибиу и Брашове. При нём были также установлены дипломатические отношения с Польшей, Венецией, Священной Римской империей и Папской областью. Дружеские отношения с Людовиком II Ягеллоном позволяли Нягое защищать интересы Валахии перед Портой. Хотя по некоторым данным господарь собирался принять участие в антиосманском крестовом походе, в годы его правления Валахии удалось сохранять мир с соседями.
Благодаря уравновешенной и мудрой политике Нягое сумел значительно укрепить внутреннее положение в княжестве и усилить господарскую власть.
Был женат на Милице Бранкович. Известны его дети – сыновья Феодосий (наследник), Иоанн (скончался при жизни господаря) и Петр (скончался при жизни господаря); дочери Стана, Ангелина и Руксандра.
Оставил известное поучение сыну Феодосию – «Слова наказательные» – первое значительное произведение румынской литературы, ценный памятник педагогической и философской мысли, нравственной и духовной культуры. Написанные на церковнославянском языке, «Слова» известны также в ранних переводах на румынский и греческий.
Скончался 15 сентября 1521 года.
Канонизирован Румынской Православной Церковью согласно синодальному решению от 8–9 июля 2008 года. Торжественное прославление последовало в Бухаресте 26 октября того же года. 7 марта 2018 года синодальным решением имя Нягу Басарабского было включено в месяцеслов Русской Православной Церкви.
Примечания
[1] Господарь – титул правителей (князей) Молдовы и Валахии XIV–XIX веков.
[2] Ворник — представитель господарской власти в городе, в чьи функции входило наблюдение за сбором налогов, выполнением горожанами повинностей и содержание господарских дворов.
Богослужения
Случайный тест
О календаре
Богослужения
Посты
Праздники
И веровать только во Христа Спасителя есть оправдание, исповедать же Его устами — совершенное спасение.
Все жития
3:11