Великомученик Николай Софийский
Дни памяти
Житие
Великомученик Николай Софийский[1], Николай Новый[2] (1510–1555) родился в 1510 году в Фессалии, в городе Янина. Родители были албанцами, но их имена (Мартин и Ефросиния) указывают на то, что они были христианами.
Получил хорошее воспитание и образование, был красивым и умным молодым человеком. После смерти родителей работал сапожником.
Через некоторое время, желая быть странником ради Христа, начал странствовать и прибыл в Сердец (нынешняя София), где поселился и вел благочестивую жизнь. По настоянию друзей женился. Но однажды ночью, скрываясь ото всех, даже от жены, пустился в новые странствия.
Переправившись через Дунай, поселился в Угро-Влахии и занялся прежним ремеслом, исполняя данные ранее Богу обеты. Будучи искусным сапожником, вскоре стал известен во дворце правителя и лично господарю Мирчи Чобану, который пригласил его работать при дворе.
Жизнь во дворце тяготила кроткого Николая, тем более что господарь Мирчо был яростным и жестоким человеком, преданным всяческим беззакониям и лишенным страха Божия. Не желая более быть свидетелем преступлений правителя, Николай нашел удобное время и в 1554 году вернулся в Сердец где воссоединился со своей семьей. Спустя некоторое время у него скончались два сына.
Однажды мусульмане, пригласив его в гости и изрядно напоив вином[3], произвели ему обрезание, чтобы таким коварным способом обратить его в свою веру. Это вероломство возмутило и опечалило Николая.
Святой провел в уединенной непрерывной молитве целый год, пытаясь искупить свой грех. На следующий день после праздника Вознесения, к нему пришел один турок и спросили, почему он не соблюдает предписаний ислама. Николай заявил, что никогда не предавал православную веру и остается христианином, что очень возмутило турок.
После этого он был избит, подвергнут пыткам и предан суду. Т.к. не было доказательств свободного принятия подсудимым ислама, кади (судья) пытался его оправдать, но толпа требовала крови "вероотступника".
17 мая 1555 года мусульмане забили его камнями за пределами города в месте "Юч бунар" ("Три колодца"). Один христианин, наблюдавший за казнью, тайно смог сберечь часть мощей святого. Затем турки сожгли тело святого возле места под названием "Търницата", а пепел развеяли.
Тогдашний митрополит Иаков созвал епархиальный собор, и канонизировали Николая как святого.
Примечания
[1] Память 17 мая (болг.) и в Соборе Болгарских святых (болг.). Не включён в современный Месяцеслов Русской Православной Церкви.
[2] По поводу именования "Новый" см. статью Православной энциклопедии "Болгарская Православная Церковь" (раздел "Новомученики и подвижники периода османского ига").
[3] По другой версии – подсыпав ему снотворное в виноградный сок.
Богослужения
Тропари, кондаки, молитвы и величания
Тропарь, глас 3
Заре́ю Ду́ха обогати́вся, сла́вне,/ и отту́ду восприи́м дерзнове́ние,/ испове́дал еси́ на суди́щи му́жески Тро́ицу Единосу́щную,/ те́мже и ка́мением побива́емь,/ не покори́лся еси́./ Огне́м же сожига́емь,/ обличи́л еси́ пре́лесть безбо́жных,/ многострада́льне свя́те Нико́лае./ Сего́ ра́ди мо́лим тя:/ испроси́ душа́м на́шим// ве́лию ми́лость.
Кондак, глас 2
Благоче́стия и́стиннаго побо́рника/ и в беда́х непобеди́маго помо́щника,/ Боже́ственнаго Никола́я в пе́снех восхва́лим:/ сей бо яви́ся в после́дняя ле́та звезда́ пресве́тлая,/ просвеща́ющая ве́рных сердца́,/ и, со А́нгелы ны́не Тро́ице предстоя́,// непреста́нно мо́лится о всех нас.
Каноны и Акафисты
Случайный тест
О календаре
Богослужения
Посты
Праздники
Не будь привязан к данной тебе на время красоте, чтобы не предстать пред Богом лишенным всякой красоты.
Все жития
5:56