Мученик Неста́в Газский
Дни памяти
Житие
Церковный историк Созомен сообщает, что во время гонения императора Юлиана Отступника (361-363) братья-христиане Евсевий, Нестав и Зинон[1] († 361-362) в Газе (Палестина) сначала были брошены в темницу и подвергнуты побоям, а затем растерзаны толпой язычников, обвинивших их в том, что они «пользовались обстоятельствами прошедшего времени для истребления и оскорбления язычества» (в правление императора-христианина Констанция II, при котором имперское правительство, формально заявляя о своей терпимости к язычеству, под различными предлогами закрывало языческие святилища). Мучеников умертвили «жесточайшим образом»: их били палками и камнями, «женщины, выходя из-за станков, кололи их веретенами, а харчевники на площади то схватывали с очагов котлы горячей воды и выливали ее на мучеников, то пронзали их вертелами».
Тела мучеников сожгли за городом в том месте, где обычно сжигали трупы павших животных, и перемешали их кости с останками верблюдов и ослов. Однако по Божественному откровению останки мучеников были найдены некой христианкой, проезжавшей в то время через Газу, и переданы их родственнику, которого также звали Зиноном. Во время расправы над мучениками он бежал в соседний г. Антедону, где также претерпел побои от язычников. При имп. Феодосии I Великом (379-395) Зинон стал епископом Газы (более вероятно, Маюмы Газской - газского порта), воздвиг за городом молитвенный дом, в котором поместил мощи мучеников вместе с останками исповедника Нестора, который при жизни был другом Евсевия, Нестава и Зинона. Схваченный толпой вместе с братьями-мучениками, Нестор претерпел жестокие побои, но язычники, увидев его красивое лицо, сжалились и бросили его полуживого за городскими воротами. Он скончался в доме Зинона, несмотря на все усилия вылечить его.
Юлиан Отступник, осудивший в послании к александрийцам убийство язычниками Александрийского еп. Георгия Каппадокийца (24 декабря 361), в послании к жителям Газы даже не упомянул о происшедшем событии. Более того, император сместил тогдашнего правителя провинции Палестина Первая за то, что последний, поступив по закону, взял под стражу некоторых зачинщиков расправы над Газскими мучениками.
В византийских синаксарях память мучеников Евсевия, Нестава и Зинона и исповедника Нестора со сказанием, основанным на известии Созомена, помещается под 20, 21 или 22 сентября. При этом в ряде случаев вместе с Газскими святыми упоминается мч. Вусирис, о кончине которого при Юлиане Отступнике в Анкире Галатийской также повествует Созомен. Память Газских мучеников была внесена в стишные синаксари и печатные греч. минеи под 21 сентября и впоследствии под этим числом была включена в «Синаксарист» прп. Никодима Святогорца и совр. календари Греческих Церквей.
Память мучеников Газских не отражена в древних и средневековых (каролингских) мартирологах. Кардинал Цезарь Бароний внес их имена в Римский Мартиролог на основании сведений из синаксарей при греч. печатных Минеях, однако произвольно поместил их память под 8 сентября.
Примечание
[1] Память 21 сентября/4 октября (греч.). Не включены в современный Месяцеслов Русской Православной Церкви.
Богослужения
Случайный тест
О календаре
Богослужения
Посты
Праздники
Смотри вперед – с надеждой,
назад – с благодарением,
наверх – с молитвой,
вниз – с покаянием,
внутрь – со вниманием!
А вокруг – с любовью!
игумен Тихон (Борисов)